Москва - Петрозаводск (июнь 2005)

Инна

Началось все задолго до отъезда из Москвы, благодаря опыту других путешественников были найдены практически все номера телефонов необходимых для обеспечения комфорта на протяжении всего маршрута.

За две недели до отъезда разделили с мужем обязанности, на мою долю досталась разработка маршрута и бронирование гостиниц, а он за это время должен был подготовить машину к поездке. Столь длительное путешествие предстояло нам впервые, до этого самой дальней автомобильной поездкой была четырехдневная вылазка в Псков на майские праздники, поэтому к подготовке постарались подойти серьезно.

Маршрут выбирался по двум параметрам: мужу очень нравятся древние развалины, а мне природа. О красотах Карелии наслышаны все, да и крепостей в окрестностях Петербурга достаточно.

Итак, 04.06.05 выехали в 5.20 из дома в составе: муж (водитель) и я (штурман) на потрепанном жизнью десятилетнем VW Гольфике третьей серии. Через полчаса, съехали на Ленинградское шоссе, я сразу же заснула, проснулась уже в Валдае в 10 утра, короткая остановка в районе Великого Новгорода и скорее дальше. В 14.15 прибыли в Старую Ладогу здесь наша первая культурная остановка, погода чудесная, погуляли по крепости, поднялись на башню, красота. На выезде из города осмотрели сопки (их еще называют курганами). Предположительно здесь, был укушен змеей и захоронен Вещий Олег. Около пяти часов отправились дальше в поселок Свирское, где у нас запланирована первая ночевка. Переправились через реку Свирь по отремонтированному мосту. За мостом нас подстерегали гаишники, но мы ползли как велено знаками и они остались с носом. Вообще гаишники в дальнейшем нам встречались очень часто, но водительская солидарность нас всегда выручала. В Свирском остановились в «Старой Слободе» (вполне уютно и чисто), оставили вещи и отправились на поиски Александро-Свирского монастыря. Вскоре нашли затянутый в леса, Троицкий комплекс монастыря. На территории находится больница, сообща решили, что в столь отдаленном месте может быть только психиатрическая (так и оказалось). Странно в путеводителе сказано – богатая обитель. Выйдя через другие ворота, увидели второй комплекс – Преображенский, очень ухоженный и отреставрированный. Именно в нем находятся нетленные мощи Александра Свирского, основателя монастыря.

05.06.05 выехали в 9.15, сегодня предстоит добраться до Кеми. Дорога до Петрозаводска в основном хорошая, но встречаются очень плохие участки. От Петрозаводска до Кеми значительно хуже. Понравилось, как в Карелии организован ремонт дорог, строители с рацией попеременно пускают поток транспорта то в одну, то в другую сторону. Петрозаводск проехали мимо, он по плану у нас на обратном пути. Заехали в город Кондопогу, он оказался очень симпатичным, чистеньким и каким-то очень уютным, не смотря на обилие промышленных предприятий. Поразил городской ледовый дворец, его открыли года 2 назад. В Кондопоге стоит посетить Успенскую церковь. Самим ее найти сложно, лучше спросить у местных жителей. Красивая деревянная церковь высотой 41 метр стоит на высоком месте узкого мыса, с трех сторон омываемого водой Онежского озера. В облике церкви все подчинено главной идее: каждый элемент подчеркивает устремленность здания вверх. В свое время она служила своеобразным маяком, видимым с далекого расстояния и указывающим направление в пути судам, которые проходили по Онежскому озеру. С сожалением покидали симпатичный городок. Следующая остановка у водопада Кивач. Нам повезло, народу было мало. С удовольствием посидели на камнях над водопадом. Оказывается во времена Державина когда он посвящал оду "Водопад" Кивачу поток воды падал со скоростью 300 кубометров в секунду для сравнения сейчас всего 5. Все "благодаря" ряду ГЭС установленных на реке Суна. Но в начале июня, когда реки полноводные, водопад производит должное впечатление. В интернете читала, что место загажено туристами, мусор, конечно, есть, но по сравнению с подмосковными лесами здесь девственно чисто. В общей сложности провели здесь около часа, а потом автобус привез группу туристов, и мы поспешили удалиться. Не доехав километров двести до Кеми, лопнуло колесо (ремонту не подлежит), вроде бы и дорога была не самая плохая, но видимо что-то поймали. Запаска у нас была (муж позаботился о полноразмерном запасном колесе) и через 15 минут мы уже ехали дальше, но не так быстро, поскольку еще один прокол надолго вывел бы нас из строя. В 19.00 были на месте, остановились в гостинице «Причал», что в Рабочеостровске, понравилось. Отправились на поиски шиномонтажа, пока искали, осмотрели город. Впечатление удручающее «это вам не Кондопога», преимущественно деревянная застройка барачного типа и неприветливые люди (может им было не до нас). Культурно поужинать оказалось негде! Шиномонтаж в Кеми всего один (рядом с вокзалом) и работает он с 9-00 до 18-00, кроме субботы и воскресения, перерыв на обед с 13-00 до 14-00 (ну прям госучереждение). Вернулись в «Причал», поужинали в гостиничном ресторане (весьма достойно и недорого) и с удивлением заметили, что близится полночь, а ночь действительно белая!

06.06.05 День начался невесело, ночью пошел дождь, и мы проспали. С пяти утра по коридору и над головой бегали иностранцы, я все время смотрела на часы, дабы убедиться, что еще рано (катер на Соловки отходит в 8.00), а к семи все стихло, и мы уснули как раз тогда, когда надо было вставать. Подскочили в 7.40, панически собрались за 10 минут и побежали к причалу. Там нас «обрадовали» что на Соловки не идем, поскольку желающих всего 4 человека и что если в течение дня приедет группа, то нас позовут, если нет, уехать можно будет только завтра. Это первый сбой в нашем путешествии. Решили навестить шиномонтаж, попросили дежурного администратора позвонить нам, если приедет группа и станет известно, когда отправляется катер, а сами поехали в Кемь, там нас ждало разочарование, объездили все три местных магазина авто запчастей, но нашего размера резины не оказалось (ни новой, ни б/у). Тут позвонили с причала и предупредили, что катер уже отходит. Упс! Специально попросили предупредить заранее, чтобы успеть доехать, а нам говорят, что он уже отправляется. Мы помчались в Рабочеостровск, уже на подъезде к причалу, были остановлены гаишником (ограничение в населенных пунктах Карелии 40 км/ч, а мы «мчались» со скоростью 73 км/ч). На все наши причитания, что катер на Соловки отходит всего один раз в сутки и именно сейчас, непреклонный милиционер отвечал, что протокол он составит быстро, муж обречено поплелся к нему в машину, прихватив бумажник. Хорошо, что в патрульной машине оказался второй сотрудник, видимо званием постарше, проверив наличие страховки, он молча вернул документы и отпустил, не взяв даже денег. И вот мы с сумками, опять бежим на причал, надо сказать у меня после первой пробежки легкие еще не перестали болеть (это мое слабое место), а тут «вторая смена». Но все-таки мы успели, группу американских туристов преклонного возраста еще загружали на катер по имени «Створ». На катере познакомились с парой еще более диких туристов из Питера, путешествующих автостопом. Через три часа качки в тумане, возник остров, именно возник! Сначала маленький, а за ним и большой и вот уже обозначились маковки церквей и стало видно, что именно над островом тучи расходятся, и ярко светит солнце. Потрясающий эффект. При ближайшем рассмотрении стало заметно, что на мелких островах кое-где еще лежит снег, но в целом похоже на начало мая в Подмосковье, когда все только зеленеет. Мы на Соловках! Отправились искать туркомплекс «Соловки», в котором был забронирован номер. Комплекс оказался глубоко в лесу, километрах в 3-х от причала по разбитой грунтовой дороге. Не дойдя метров 200, решили, что это слишком далеко от поселка, и от пристани. Бежать обратно с рюкзаками на отплывающий, без расписания, катер до Кеми совсем не хотелось. В итоге поселились в гостинице «Соло», что в 300 метрах от монастыря. Неплохой надо сказать номер с видом на монастырь. Сам поселок Соловецкий состоит из бараков 30-х годов XX века (времен СЛОНа), сохранилось много деревянных домов XIX века. Отправились в экскурсионное бюро, там нам объяснили, что сезон только начинается и экскурсий у них мало. О других островах и мечтать не стоит, возможна только экскурсия по монастырю, зато объяснили, как самим прогуляться до лабиринтов и переговорного камня, порекомендовали взять лодку напрокат и посмотреть каналы. Карту купили в местном магазине «Промтовары» за 60 рублей, карта явно создавалась для иностранных шпионов, поскольку найти что-либо по ней очень сложно. Нанесенные на нее дороги часто не совпадают с их фактическим месторасположением, а некоторые не обозначены вообще. Сегодня вечером успели только поужинать (дешево и очень вкусно), бегло осмотреть монастырь и прогуляться к переговорному камню. Вернулись в гостиницу уставшие, но довольные, так суматошно начавшийся день закончился приятной усталостью в ногах и прекрасным настроением. Лишь маленькой тучкой на горизонте маячил вопрос: уедем ли мы отсюда 8-го, как запланировано, или катер опять не пойдет? Вообще на острове возникает ощущение отрезанности от мира, может как раз из-за того, что не знаешь когда отсюда выберешься.

07.06.05 С утра встретились с новыми знакомыми, и отправились пешком на Секирную гору с заходом в Филипповские садки и Макарьевскую пустынь (ботанический сад). Представлялось все очень радужно, выходили из поселка налегке, бодрые и веселые. Данные о расстоянии до Секирной горы разнятся от 10 до 12 километров, вообще на острове беда с измерением расстояний, но об этом позже. В Филипповских садках мы гуляли довольно долго и с удовольствием. В ботаническом саду тоже, но когда отошли от сада километра на 2, начали уставать и появились первые признаки голода. На нашу удачу мимо проезжал ПАЗик, и добрые люди согласились подвезти нас до Секирной горы оставшиеся 5-6 километров. Оказалось, ребята в автобусе развозили и устанавливали туристические указатели, они каждый год осенью их выкапывают, а в начале лета ставят опять. Интересно, что если сложить цифры на этих указателях то получается, что от поселка до Секирной горы 10,3 км, а на самом деле рядом с горой стоит верстовой столб «12 км». Нулевой километр у них - монастырь. Как выяснилось позже, такие ошибки у них сплошь и рядом. Например: у монастыря стоит указатель: «до лодочной станции 5,5 км», а у лодочной станции указатель «до поселка 4 км.»! Ну, так вот, погуляли мы по Секирной горе и решили пройти по кругу через Савватьево и Исаково (там находятся полуразрушенные остатки одноименных скитов). Ноги надо сказать к этому моменту уже прилично болели, но мы пошли, несмотря на усиливающийся голод. В общем, к поселку Соловецкий, мы подползали на негнущихся ногах мелкими переходами от скамейки до скамейки (ближе к поселку много прекрасно оборудованных мест для отдыха) и голодные как волки. Причем на ум все время приходили разные вкусности, которые мы в подробностях обсуждали друг с другом и от этого есть, хотелось еще больше. Когда мы в 20.50 заползли в местную столовую «Кают-компания», оказалось, что работают они до 21.00, но вид у нас был такой, что с нас решили пожалеть и накормить. После плотного ужина мы направились к лабиринтам (благо они находятся в 500 м от столовой), с припасенной бутылочкой «Пино-Гри» Массандра, купленной в местном магазине всего за 280 рублей. Весьма необычно пить сладкое вино, выращенное на теплом Черноморском побережье, на берегу холодного Белого моря. Побродили по лабиринтам, загадали желание и пошли отсыпаться, договорившись завтра отправиться на лодочную прогулку по каналам.

08.06.05 Спали без задних ног, утром на оные ступить не могли. Почти ползком передвигались по номеру, но от лодочной прогулки не отказались, руки то не болят. Зашли за новыми знакомыми и вместе направились к лодочной станции, благо идти оказалось меньше чем написано на указателе. За 3 часа обошли каналы по малому кругу, получили большое удовольствие от увиденного. По небу бежали легкие облачка, ветер был не сильный и совсем не было комаров (с комарами вообще повезло, в начале июня их еще очень мало), так приятно помолчать и послушать пение птиц под редкий всплеск весел. Подозреваю, что завтра у моего мужа будут болеть не только ноги, но еще плечи, руки и спина. На экскурсию по крепости опоздали на 15 мин (обедали), потеряли не очень много, поскольку экскурсовод больше высказывал свои догадки и предположения, чем рассказывал про реальное положение дел (выглядело это не очень профессионально). Он рассказывал присутствующим школьникам о искусстве строительтсва крепостей, зачем-то приплел монетизацию льгот и Чечню…. Экскурсию стоило брать только ради того, чтобы пройти по стенам крепости и осмотреть отреставрированные башни (на стены без экскурсии не пускают). После экскурсии начался дождь, погода здесь еще более не предсказуема чем в Питере, то солнце, то тучи, то дождь, то ветер. Мы пошли на причал узнать когда пойдет катер до Кеми, вот тут нас ждало разочарование, регулярный катер, который по расписанию должен был выйти из Соловков в 17.30 оказывается ушел в 13.30. Это второе отступление от графика и более существенное чем первое. Катер пойдет только завтра в 15.00, так нам обещали в бюро. Зато выяснилось, что завтра утром возможно будет экскурсия на Б.Заяцкий остров, так что все не так плохо как могло показаться. Пошли в гостиницу выяснять не смогут ли нас оставить еще на один день. Благодаря все тому же началу сезона, места нашлись. Дождь усилился и небо затянуло очень плотно, с горя завалились спать, когда спустя три часа проснулись, от дождя не осталось и намека, ярко светило солнце (в 22.00), на небе ни облачка. Сходили за местным молоком, парное молоко с плюшками вот и весь ужин. Отдельно стоит отметить местные «белые» ночи – в начале июня световой день 21 час, солнце уходит за горизонт в 12 ночи, а в 3 уже рассвет. Монастырь в лучах заходящего солнца - это фантастика!

09.06.05 С утра пошли в экскурсионное бюро, узнать будет ли экскурсия на Б.Заяцкий, так как накануне было неизвестно, сделают ли понтонный причал на острове (мы были первыми туристами в этом сезоне). Все оказалось даже лучше, чем мы ожидали, на остров нас повез тот же катер, который должен будет идти в Кемь в 15.00, так что мы ничего не упустим. Б.Заяцкий кардинально отличается от Соловецкого своей природой. Если на Б.Соловецком преимущественно болотистая местность и лес, то здесь деревьев нет совсем, тундра и живописно разбросанные камни, поросшие мхом. В процессе обхода острова, той части, что проходит экскурсия, встретили упитанного и довольно ленивого зайчика. Сочли эту случайность символичной. Вообще, в таком месте понимаешь, что если что-то происходит, значит так надо, ведь если бы мы уехали вчера, то не попали бы на Заяцкий, а нам так хотелось посмотреть лабиринты. Интересна трактовка смысла данных сооружений: лабиринты сравнивают с чревом женщины-матери (матери сырой земли породившей людей), которой поклонялись племена, населявшие острова более 2 тысяч лет назад. Вернулись на Соловецкий, пообедали, какой-то грустный получился обед. Надо было прощаться с новыми знакомыми, они оставались еще на день, общее фото на память и мы отчаливаем от пристани. Обратная дорога была намного приятнее, ярко светило солнце и море было очень спокойное. Когда отплывали от Соловецкого, к нам присоединилась чайка, она явно чего-то ждала, и все кружила вокруг катера, борясь со встречным ветром. Муж догадался, что она клянчит еду, отломил кусочек плюшки, оставшейся с предыдущего дня и положил на нос катера. Все внимательно наблюдали, что же будет дальше, чайка сразу же спланировала к куску хлеба, и заглотила его целиком, надо сказать на хлеб мой муж не поскупился и кусок был довольно крупный, но чайка даже не поперхнулась. После этого она поднялась в воздух, прокричала что-то (надеюсь благодарственное) и полетела обратно к острову. А мы без приключений и качки добрались до Кеми, где нас ждала наша машинка. Перед отъездом из Кеми заехали на Лепоостров (это часть города) посмотреть деревянный Успенский собор XVIII в., вход был закрыт, так что посмотрели только снаружи и скорее в путь. До Олонца, как планировалось изначально, доехать не успеем, да и резину надо купить, приняли решение ехать в Петрозаводск. Как же хорошо ехать, а не идти!

10.06.05 В 12 часов ночи наблюдали красивейший закат где-то между Медвежьегорском и Петрозаводском, несколько раз останавливались и фотографировали. Потом опустился туман. В Петрозаводск приехали только в 3 часа ночи, ехали не спеша, поскольку дорога не очень, а запаски нет. Попробовали поискать гостиницу, но быстро поняли, что ни сил, ни желания нет, а тут как раз восход над Онежским озером, так красиво. Прошлись по набережной, потом часика четыре подремали в машине и поехали искать шиномонтаж, пришлось ждать до 9-00 (основное время открытия), к 10-ти решили все вопросы, позавтракали и поехали в Сортавалу, на осмотр Петрозаводска времени не было. Дабы посмотреть «многокилометровые песчаные пляжи Ладожского озера» решили сделать крюк и поехать через Олонец. Совершенно напрасно, так как уровень Ладожского озера в этом году небывало высок, вода стоит вплотную к деревьям, в некоторых местах и деревья в воде. Поэтому пляжи увидеть не удалось, хотя места сплошь живописные, особенно вдоль реки Олонки. Не доезжая километров десять до Питкяранты, на дорогу вышел лось, увидел нас и ломанулся в лес, хорошо, что ехали не быстро, успели затормозить. А ехать быстро собственно и не возможно, уж слишком дорога петляет. В Сортавале поселились в гостинице «Хелю» - все очень простенько, но чисто. Оставили вещи и пошли гулять, погода была не очень, да и ночь бессонная сказывалась, так что гулянье ограничилось ужином в довольно приличном ресторанчике в центре городка.

11.06.05 Погода солнечная. С утра заехали в тур.бюро, оплатили экскурсию, заказанную из Москвы, и в 9.00 отправились на Валаам. Провели там 5 часов, показалось мало, может быть, потому что были с экскурсией, а это довольно медленно, сами за это время могли посмотреть больше, но узнать меньше. Храм потрясает своим величием, природа своей стойкостью. По возвращении в Сортавалу поехали в Рускеалу, полазали вокруг водопадов, посмотрели на байдарщиков, съезжающих с водопада, как с горки. Потом заехали в горный парк Рускеала осмотреть затопленный Мраморный карьер, на него есть указатель на трассе. Вход платный 45 рублей с человека и 25 за машину, но место действительно красивейшее. Можно обойти вокруг по верху или взять напрокат лодочку. В карьере есть небольшие гроты, при посещении которых (на лодке) мы подверглись нападению чаек, видимо у них там гнезда. В стороне от основного карьера обнаружили еще один, менее окультуренный, но не менее живописный. Говорят карьерам более 200 лет и затопили их сами финны во время войны в 1940 г. В 21.30 покинули Сортавалу и через час петляния по карельским дорогам прибыли в город Лахденпохья, заночевать решили здесь. Гостиница «Карлен» выше всяких похвал, все оформлено со вкусом и по-домашнему. По нашему мнению это лучшая гостиница за все путешествие. За 2-х местный номер со всеми удобствами отдали всего 1000 руб.

12.06.05 Из Лахденпохьи выехали в 9.30. Дорога от поселка Куркиеки до Приозерска – это что-то! 30 километров грунтового покрытия - просто «стиральная доска», машина дребезжала, скрипела. Казалось, обязательно должно что-то отвалиться. В довершение, в Приозерске начался дождь и по крепости Корела, гуляли под зонтом. Место симпатичное, а в хорошую погоду, наверное, еще лучше. Гуляли недолго и уже в 12.00 ехали в Шлиссельбург. Прибыли в 16.00, в самый раз к отправлению последнего рейса на остров Ореховый. Погода была не очень, все еще моросил дождь, мы перенесли осмотр крепости на завтра, а пока (не сидеть же полдня без дела) приняли решение прокатиться в Петербург. Изначально, Питер не входил в программу нашего маршрута, но раз уж мы оказались от него в такой близости, да еще есть время, не смогли отказать себе в удовольствии его посетить. Питер красив в любую погоду. Зашли в музей «Спас на крови», как-то в прошлом обойденный нашим вниманием. Восторг! Поужинали в окрестностях Невского (самый дорогой ужин за весь отпуск - 522 рубля на двоих). Еще немного покатались по городу и в 22.00 вернулись в Шлиссельбург, где остановились в гостинице «Петровская». Видно, что 25 лет назад это было шикарно: 40 метровый номер с высоченными потолками, интерьером начала 80-х годов в красных тонах, рассохшаяся мебель, пыльные чашки и рюмки с графином, телевизор «Радуга». Контраст с «Карлен» колоссальный, и это за те же деньги!

13.06.05 Солнечно. Первым 10-ти часовым катером поехали в крепость Орешек, погуляли по стенам, побродили внутри, спускались в Королевскую башню (б-р-р там очень холодно). Удивлены столь значимой ролью, которую сыграла крепость в годы войны, ведь недалеко от этого места шла дорога жизни, и усилиями защитников крепости, немцам так и не удалось переправиться на правый берег Невы. Недалеко от Шлиссельбурга (при съезде на трассу Кола) находится диорама в нее не попали по случаю выходного дня. Далее наша дорога лежит через город Сосновый бор в Капорье. Идея посетить крепости Капорье и Ивангород возникла буквально за 2 дня до отъезда, но этого времени хватило, чтобы накопать информацию и заказать пропуска в Ивангород в военкомате г. Кингисеппа. Дело в том, что Ивангород является приграничной территорией (за рекой Нарва уже Эстония) и для того чтобы попасть туда, необходим пропуск, заказать который можно в Петербурге, Ломоносове и Кингисеппе. Быстрее всего (10 раб.дней) через Кингисепп. То, что город Сосновый бор так же закрыт для въезда, узнали уже в Лебяжьем от пограничников, почему закрыт, теряемся в догадках, но видимо из-за находящейся там ЛАЭС. Проехать нам все же удалось. В Сосновом бору есть замечательный детский городок Андерсенград, со своей ратушей, торговой площадью, башнями, если уж мы с мужем с восторгом бродили по нему, то как же счастливы местные дети. Кстати по случаю резко испортившейся погоды (гроза) детей не было. Очень странная ситуация с закрытостью города, получается КПП есть только в Лебяжьем, со стороны Капорья мы не заметили ни одного препятствия. К крепости Капорье прибыли около шести часов вечера и как только началась экскурсия нас накрыло проливным дождем. И ближайшие полтора часа мы под этим ливнем осматривали крепость. Увиденное нам очень понравилось, древнее Капорья только Старая Ладога, но до наших дней крепость дошла разрушенной, сильно пострадала в советские годы, а на реставрацию денег как всегда нет. Вот бы в хорошую погоду еще сюда приехать. После Капорья направились в Кингисепп, там наша последняя ночевка и завтра после посещения Ивангорода, мы возвращаемся в Москву. В Кингисеппе после длительных блужданий (городок небольшой, но местные жители совершенно не умеют объяснять дорогу) нашли «Гостевые номера» условия в которых нас устроили.

14.06.05 С утра “радостная” новость пропуска будут готовы завтра. Упс! Зачем нам пропуска на 14-е 15-го? Но выслушав нашу душещипательную историю про 3000 километровую поездку ради Ивангородской крепости тетенька смилостивилась, поставила печати на заявлениях и сказала, что должны пропустить. Но вот потеха, на КПП нас даже не остановили,просто презрительно посмотрели в нашу сторону и все. Далее у въезда на мост через Нарву, являющуюся границей, нас отправили на парковку и пешком в крепость. Идти далековато, но крепость потрясающая, большая часть восстановлена еще в советкое время, а сейчас похоже только замуровываются различные лазейки, дабы люди в поисках приключений не свернули себе шею. Дошли до центрального входа, но снова неудача - выходной. Так сложно добирались чтобы поцеловать замок! Но мы так легко не сдаемся, мы пошли вдоль стены “пацанскими” тропами, которые показал нам местный рабак. Влезть можно было через бойницу в одной из башен, но нам она показалась узковатой. Нашли другую лазейку, побольше, в результате, попали во внешний контур, дошли до пролома в стене, точнее провала, лезть не рискнули, хотя провал явно пользуется популярностью. Еще раз подошли к воротам, и, о чудо, они не заперты! В итоге, после часа бесплодных поисков входа, полтора часа плодотворного изучения крепости. Вошли, побродили, были остановлены сторожем, заплатив ему 30 рублей (входная плата в рабочие дни), пошли бродить дальше. Полный восторг, в крепости восстановлены башни, большая часть стен и боевых ходов. На территории есть хорошо сохранившаяся действующая церковь. Фашисты не могли и здесь не отметиться, в годы войны на территории крепости был концентрационный лагерь, а когда пришлось отступать, они методично взорвали почти все башни и большую часть стен. А еще со стен крепости открывается замечательный вид на Нарвскую крепость (Эстония). Две крепости стоят на расстоянии 150 метров друг от друга! В 14.30 покинули Ивангород и направились домой в Москву. Дома были 15 июня в 1.30 ночи.

Итого за 11 дней:

- пройдено 4130 километров.
- расходы по ремонту колеса - 350 р.
- бензин - 3700 р.
- гостиницы и парковка - 9300 р.
- экскурсии - 3400 р.
- катер на Соловки и обратно - 1440 р.
- питание - около 3000 р.
- сделано более 600 фотографий.