Мытищи - Белозерск (май 2006)

Pavel

Путешествие в Белозерск.
07-09.05.2006

Я давно собирался поехать в Белозерск. И вот наконец это осуществилось. Дождавшись наступления тепла и традиционных «длинных» майских выходных, можно было отправиться в это увлекательное путешествие. Как ни странно, никто из моих обычных попутчиков, кроме сына Димки, по разным причинам не захотел составить мне компанию. Но на призыв отозвались люди, с которыми раньше я не был знаком, хотя с некоторыми и общался виртуально, посредством интернета. Получилось четыре экипажа. Не смотря на столь необычный состав участников, компания у нас получилась дружная. Все новоиспеченные попутчики оказались людьми приятными, и я был очень рад провести эти три дня в их обществе. Надеюсь, что это было взаимно. Подфартило Димке, так как в одном из экипажей оказался его ровесник по имени Тимка - личность весьма эрудированная по части всяческих этнографических нюансов и совершенно неугомонная. Кроме того, немалое оживление в наши ряды внёс самый младший член коллектива – макси-пёс по имени Рич, принадлежащий к породе бернских зенненхундов…

Что касается маршрута, то выбран был вариант не самый короткий, но позволяющий по пути к главной цели и обратно посмотреть ещё другие интересные города. По-моему, это у нас получилось. А кроме того, получилось не повторяться, и почти всё время ехать по новым, ранее не изведанным местам. Мы миновали оживлённые трассы, передвигаясь по второстепенным, иногда не очень хорошим дорогам, но зато это было не так скучно, как нагоняющее дремоту ровное и прямое шоссе…

Итак, мы поехали. Пожертвовав сном, мы с Димкой стартовали пораньше, и смогли успеть вырваться из окрестностей столицы до того, как дороги наводнились дачниками и отдыхающими. В результате, часам к десяти утра мы уже очутились в городе Кашине. Здесь, возле колокольни Воскресенского собора, было назначено место встречи с остальными экипажами. Но пока ребята задерживались. Мы, дабы не терять понапрасну времени, решили прогуляться по окрестностям. Раньше мне доводилось бывать в Кашине, но тогда я мало что успел посмотреть. Теперь появился шанс немного наверстать упущенное.

В самом центре города речка Кашинка делает причудливый изгиб в виде сердечка, внутри которого находилось древнее поселение и защищенный естественной водной преградой кремль. Вдоль этого речного изгиба мы и наметили свой маршрут. Мы гуляли и любовались живописными видами старого города. А потом вернулись к собору, где встретились и познакомились с двумя экипажами (третий стартовал позже и воссоединился с нами уже в Бежецке). Совершив на последок восхождение на смотровую площадку высоченной колокольни, куда ведёт крутая витая лестница, и где наверху живут в специальном домике голуби, мы полюбовались Кашиным с высоты, и были готовы отправиться в дальнейший путь…

Путь наш лежал в город Бежецк. Ехали через Кесову Гору. По пути попалось несколько прилично разбитых участков дороги, испещренных ямами и утыканных заплатками. Впрочем, нельзя сказать, что они доставили нам много неудобств. Так, слегка снизили темп движения…

В Бежецке мы встретились с экипажем №4. А встретившись, отправились гулять по улицам. Бежецк – очень красивый город. Здесь есть очень уютный городской сад, где приятно отдохнуть и погулять с детьми. Тут и там попадаются памятники знаменитым бежечанам – музыкантам, поэтам и писателям, которыми были богаты эти края. Кроме того, бросается в глаза обилие красивейших домов, с необычными, причудливо украшенными фасадами. К сожалению, мы не могли гулять слишком долго. Дети устали, а Димку и так мне полдороги пришлось тащить на плечах. Тем не менее, кучу приятных от первого знакомства с Бежецком эмоций мы получили. А вот покушать нам тут было не суждено. Оказалось, что бежецкий общепит по воскресеньям отдыхает. Так что, выехав за город, мы расположились на травке и перекусили домашними припасами…

Из Бежецка мы поехали в сторону Красного холма. Не доезжая до него, в деревне Слобода остановились посмотреть руины Антониева монастыря. Полазить по руинам всегда интересно, хотя и немного грустно от зрелища исчезающих древностей. Сильное впечатление произвёл белокаменный Никольский собор. Это возможно самое древнее сооружение в Тверской области, построенное в 1480 году. Сейчас от него осталось только три стены, на которых едва видны остатки росписей, а у подножия валяются каменные плиты с рырубленными на них старославянскими текстами…

В это время на связь вышел Михаил, который отделился от общей группы в Бежецке, и уже успел побывать в Весьегонске и достичь Устюжны. Нам нужно было его нагонять, к тому же дело шло к вечеру. Дорогу через Весьегонск Михаил не рекомендовал, как изрядно разбитую, и мы поехали другим путём – через Молоково и Сандово. Дорожных трудностей практически не встретили. Грунтовка после Сандово на границе областей оказалась вполне сносной. В итоге, вскоре все участники путешествия воссоединились на площади в Устюжне. К великому моему сожалению времени на осмотр этого города уже не осталось. Вечерело, а нам надо было ещё найти место для ночлега.
К счастью, Михаил и Лена не теряли времени даром, и пока ждали нас, успели провести небольшую рекогносцировку местности. По их наводке мы направились в сосновый бор, что недалеко от города на противоположном берегу Мологи. Лес оказался вполне пригодным для проживания, и мы без труда подыскали ровную и удобную поляну. Поставили палатки, приготовили ужин. Как полагается, выпили за знакомство. А потом усталость, накопившаяся за день, и вечерний холод разогнали нас по палаткам. Ночью было прохладно, но мы хорошо утеплились и ничуть не замёрзли…

Фотоальбом первого дня путешествия: http://zaharov.pp.ru/album_kashin/index.html (84 фото)

***

Утро выдалось прохладное. Пришлось кутаться в пуховик и греться у костра. Позавтракав, мы сняли лагерь, и отправились в путь. Нашей ближайшей задачей было как можно быстрее добраться до Белозерска. Это оказалось не сложно. Вскоре мы вышли на трассу А114, проехали мимо Череповца, жутко дымящего в стороне многочисленными заводскими трубами, и потом свернули на прямую дорогу до Белозерска. Пока ехали, по небу гуляли тучи. Периодически шел дождь. Погода, короче говоря, не радовала.

Когда мы высадились из машин возле белозерского кремля, небо было затянуто облаками. Дождя не было, но было довольно прохладно и ветренно. Я поленился одевать пуховик, о чём потом пожалел, ибо быстро продрог… Короче, мы пошли гулять по городу. Для начала поднялись на кремлёвский вал и пошли по нему вокруг кремля.

На высоте холодный ветер пронимал до костей, зато вид на окрестности был хорош. Кроме того, осмотревшись сверху, мы наметили себе некоторые ориентиры для дальнейшей прогулки. Спустившись вниз, мы дошли до деревянной церкви Ильи Пророка, а потом вышли к берегу озера. Здесь на берегу наткнулись на кафе «У боцмана». Перекусили, и погрелись. Когда вышли из кафе, немного распогодилось, и стало чуть теплее и веселее. Мы прошли вдоль обводного канала, и снова вернулись на территорию кремля, чтобы посетить музей «Княжеская гридница». Об этом заведении были хорошие отзывы в интернете, и как оказалось, не напрасно. Всем здесь очень понравилось. Когда мы пришли, экскурсия уже началась. Очень колоритный дядька в старинном костюме интересно рассказывал про то, как одевались в стародавние времена, каким оружием воевали, и всё в этом духе. Попутно он наряжал посетителей. Так среди нас появился князь с княжной. А потом наши Володя и Алексей стали их телохранителями. Когда же основная часть экскурсии закончилась, все смогли потрогать и примерить на себя любые доспехи, кольчуги, шлемы, мечи и боевые топоры. Было очень весело и интересно.

Пока развлекались в гриднице, погода изменилась. Ветер разогнал облака, выглянуло солнце и стало совсем тепло. Гулять стало намного приятнее. Мы с Димкой потеряли наших спутников, и дальше гуляли одни. Сходили к изящной белоснежной церкви Спаса Всемилостивого, которую заприметили ещё с вала, а потом кружили по улицам города. С старом купеческом особняке на Советском проспекте обнаружили «Дом ремёсел». Это то место, куда я бы с удовольствием сводил бы ребёнка. Но здесь нас явно не ждали, о чём свидетельствовал замок на дверях…К этому времени мне пришлось окончательно переквалифицироваться в вид гужевого транспорта, а Димке перекочевать мне на загривок. Мы бродили в поисках интересных мест, иногда натыкаясь на красивые дома с резьбой, или старинные церкви. К вечеру улицы Белозерска совсем опустели. Даже в центре не было ни души, и ни один магазинчик не работал. Это было очень непривычно…

Часам к шести вечера мы собрались у машин. Михаил с Леной покинули нас ещё днём, так что осталось только три экипажа. Надо было ехать дальше, в направлении Кириллова. Я боялся, что паром на Шексне перестанет работать, и мы не сможем переправиться. Чтобы добраться до парома, пришлось 14 километров попылить по грунтовке. Мне было лучше всех, так как я ехал впереди. А вот ребятам сзади наверное было не очень весело в клубах пыли. Покрытие дороги было не идеальное, хотя бывает и хуже. По крайней мере, боясь опоздать на паром, я несся всё время километров под восемьдесят. В результате довольно-таки удачно мы прибыли на берег за 15 минут до семичасового рейса. Кроме нас желающих переправляться не было, и вскоре мы были аккуратно доставлены на другой берег реки, чтобы продолжить свой путь.

До Кириллова было уже рукой подать. Осмотр этого города мы запланировали на следующий день, а пока решили поискать место для ночевки где-нибудь в окрестностях. В поисках такого места занесло нас в Горицы, а там – Горицкий монастырь. Решили заглянуть, раз такое дело. Монастырь смотрелся живописно на берегу озера, когда солнце клонилось уже к закату, и по небу гуляли тучки. Как ни странно, на территории монастыря ещё живут обычные люди в обычных домах. Хотя монастырь действующий. Состояние его далеко не идеальное, но внешне он выглядит вполне себе ничего. Пока мы гуляли вдоль его стен, набежала туча и пошел дождь. А через всё небо перекинулась красивая радуга…

Мы покрутились ещё немного в районе Кириллова, и поехали искать счастья в Ферапонтово. По крайней мере, там должно было быть место для стоянки на берегу озера. Такое место я приметил во время прошлой поездки в эти края. В прошлый раз мы не смогли им воспользоваться из-за большого наплыва туристов, сейчас же мы надеялись на большее везение.

Так и получилось. Место оказалось свободно. Преодолев пару сотен метров лёгкого бездорожья, мы очутились на прекрасной полянке, на пригорке возле берега, откуда открывается вид на Ферапонтов монастырь. На закате, когда небо над озером живописно переливалось оттенками розового и фиолетового, мы установили лагерь. А потом готовили ужин и запекали на углях щуку, которую ребята добыли в Белозерске.

Фотоальбом второго дня путешествия: http://zaharov.pp.ru/album_belozersk/index.html (75 фото)

***

Утро третьего дня оказалось более тёплым. На небе не осталось и следа от вчерашних туч и облаков, а яркое солнце предвещало замечательную погоду. Мы постарались в меру сил ускорить процесс сборов, чтобы успеть побольше посмотреть в этот день. Быстренько позавтракали, свернули палатки, и поехали в Ферапонтово…

В Ферапонтово как всегда красотища. Я был здесь три года назад, а теперь с удовольствием ещё раз любовался прекрасными видами голубого озера и стоящего на пригорке в окружении сосен белоснежного монастыря – маленького и изящного. Зашли внутрь. Ребята взяли билеты и пошли смотреть музейную экспозицию. Мы с Димкой не пошли. Музей тут хороший, чего стоит только коллекция старинных икон. Но уж очень строгие смотрительницы и как-то всё мрачно. Фрески Ферапонта я бы с удовольствием поразглядывал, но разве дадут это сделать спокойно и не спеша? Так что лучше мы погуляем по округе, благо монастырь снаружи радует глаз как никакой другой. Ожидая спутников, я долго ползал по поляне, поросшей нежно-желтыми цветочками в поисках удачного фоторакурса. Потом мы посидели с Димкой на лавочке в монастырском дворе, наслаждаясь тишиной и спокойствием. А потом, пока ребёнок пытался перекидать в воды Бородаевского озера все прибрежные камешки, я слонялся вдоль берега, чтобы снять красивый вид на монастырь…

Следующим пунктом маршрута была назначена деревня Куракино. По непроверенным данным там должна была находиться музей-мастерская художницы Нины Мишинцевой. Мы решили разведать это место, благо езды туда от Ферапонтово всего километров семь. Вскоре мы уже были там. Определить местонахождение музея оказалось не сложно. Композиция в виде керамических чугунков и изразцов над входом в один из деревенских домов говорила сама за себя. Хозяйку музея мы нашли в соседней избе. Мы явно отрывали её от каких-то важных дел (в избе во всю кипела работа по обустройству будущей трапезной), но Нина не подала виду и сразу согласилась показать музей.

Дом с черепками над входом оказался полон чудесных вещей. Здесь везде, на лавках и полочках, на печке и на стенах обитают всевозможные керамические кошки, мышки, медведи, козы, вороны. Чего тут только нет. Хозяйка водила нас по тесным комнатушкам, рассказывала интересные истории о себе и о своих творениях, а мы только успевали ахать и охать, то и дело натыкаясь на очередную диковинку… Потом нам показали ту самую трапезную, которая должна открыться для посетителей этим летом. А оттуда мы пошли на окраину села в собственно мастерскую. Мастерская оказалась эдаким мини-заводиком. Нина показала, как делаются керамические вещи. А после её рассказа об особенностях глиняной посуды наши девчата накупили тут же кучу всяких плошечек и горшочков. Короче говоря, наш экспромт в виде посещения Куракино вылился в очень увлекательное мероприятие. К тому же из мастерской мы все возвращались с огромными охапками керамических трофеев…

Из Куракино поехали в Кириллов. Здесь решили разделиться. Алексей с Людой и Ричем отправились смотреть Кирилло-Белозерский монастырь, а остальные, то есть мы, поехали на гору Маура. Решили взглянуть на тот же монастырь оттуда. Оставив автомобили на специальной площадке у подножия, мы пошли по туристической тропе среди живописных елей. На вершине горы обнаружилась часовня. Можно было забраться на самый верх, на звонницу, и взглянуть на Сиверское озеро. Монастырь было в принципе видно.

После спуска с горы Володя с Ириной и Тимкой засобирались домой. Время шло, а до Москвы ещё ехать и ехать. Мы попрощались. Нам с Димкой ещё нужно было побывать в монастыре. На долгую прогулку я не рассчитывал, ибо ребёнок изрядно устал за время поездки, но прогуляться вдоль величественных стен хотелось. Мы прошли вдоль озера, а потом заглянули на территорию. В отличии от прошлого раза, когда это место оставило двоякое впечатление из-за сумасшедших толп туристов, наводнивших собой всё и вся, сейчас было всё по другому. Внутри монастырских стен царила тишина. Народу совсем не было и можно было спокойно прогуливаться, любуясь творениями древних зодчих. К сожалению, время поджимало. Надо было стартовать домой.

Часа в четыре пополудни я сделал последний кадр с видом монастыря со стороны озера, и зачехлил фотоаппарат. Всё. Теперь в дорогу. Димка моментально уснул, растянувшись на заднем диванчике, а я устроился поудобнее и надавил на педаль газа. Побежали километры на счетчике. До дома было километров шестьсот. Вот только нужно было выбрать маршрут поинтереснее. На шоссе «Холмогоры» совсем не тянуло, и я решил ехать по «кривой» дорожке через Череповец, Пошехонье и Рыбинск на Углич и далее по знакомым местам до дома. Надо сказать, ничуть не пожалел… Ну а к родным Мытищам мы подкрались в районе полуночи. Приятным сюрпризом оказалось отсутствие традиционных пост-праздничных пробок на Ярославском шоссе. Нам снова удалось всех перехитрить…

А потом, в течение нескольких дней, я долго и мучительно возился с огромным количеством отснятого фотоматериала. Это занятие меня так утомило, что сил на написание подробного рассказа уже не осталось. Этим и объясняется краткость и сухость стиля сего повествования. Надеюсь, что о недосказанном дадут представление мои фотографии…

Фотоальбом третьего дня путешествия: http://zaharov.pp.ru/album_ferapontovo/index.html (68 фото)