Москва - Карелия (июнь 2006)

Алексей

ПУТЬ К ТРЕМ ОСТРОВАМ

ИДЕЯ

На протяжении десяти лет я был одержим идеей оказаться в дивном крае Карелия. Проехать вокруг Ладоги и Онеги, побывать на Белом море и посетить три заветных острова: Валаам, Кижи и Соловки. И только благодаря тому, что была приобретена большая надежная машина, сын подрос, и супруга созрела к дальним поездкам, моя мечта стала близка к осуществлению.

В Интернете я собрал информацию о дорогах и гостиницах, о городах и природных красотах, которые обязательно нужно увидеть в таком путешествии.

Запланировал отпуск на конец мая еще осенью. Итак, наш маршрут должен был пролегал следующим образом: Москва – С-Петербург – Приозерск – Сортавала (Валаам) – Петрозаводск (Кижи) - Кемь (Соловки)

ДЕНЬ ОТЪЕЗДА

Выезд в Санкт-Петербург из Москвы состоялся в 3.30 утра 30 мая 2006 года.

Темное время суток мы практически не застали. Дорога радовала однообразием трех полос движения, благодаря чему по бортовому компьютеру средняя скорость пробега в северную столицу составила 95 км/час (по личным ощущениям 120 км ). В отличие от трассы «Украины» с которой мы знакомились в прошлом году путь пролегал через многочисленные населенные пункты, а автоинспекторы встречались крайне редко. Экипаж, не считая меня:

ГАТЧИНА

30 мая. Не заезжая в СПБ, мы направились в заранее забронированную гостиницу под Гатчиной. Чуть покружив вокруг городка, мы обнаружили поселок «Новый свет», где нас ожидал отель «Орбита». Администратор опустошил наш кошелек на шесть тысяч рублей и выдал ключи от номера на три дня – бокс из пары двухместных комнат.

Чуть отдохнув в приятном номере, мы направились в сторону Гатчины, а именно в Павловский дворец. То ли легкий дождик, моросивший всю дорогу, то ли усталость от проделанного пути, то ли вид неухоженного парка, а может все вкупе, навеяли легкую грусть от прогулки по нему. Архитектурный ансамбль выполнен в прусском стиле 17 – 18 веков. Памятник Павлу повернут лицом к своему дворцу и спиной к площади. Как нам показалось – это ни что иное, как олицетворение нелюбви императора к русскому народу и преклонение перед Великой Пруссией эпохи Фридриха.

ПЕТРОДВОРЕЦ

31 мая. Съев весьма недурной бесплатный завтрак в «Орбите», мы отправились в Петродворец. Дорогу до «города фонтанов» мы нашли без труда. Музей под открытым небом обошелся нам в 300 рублей с человека. Первый же фонтан, увиденный нашим сыном, привел его в неописуемый восторг: «ух ты» - воскликнул сынишка – «да здесь струя намного выше той, что я видел у нас в Медведково, когда прорвало трубу!»

После последнего нашего посещения Петергофа в 97 году, мы отметили много изменений на его территории: открылись новые отреставрированные фонтаны, появились памятники, в пруды при дворце Мерлин запустили форель и осетров. В целом, атмосфера Петергофа, создала, как и в былые времена, замечательный прилив бодрости и веселья, который удвоился после посещения нами ближайшего ресторана под названием «Трапеза».

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

1 июня. День, когда мы решили отправиться рассматривать достопримечательности северной Столицы, встретил нас дождем. Дорога от гостиницы до центра города у нас заняла не меньше не больше трех часов – в дни подготовки к саммиту Глав государств Петербургские строители полностью закрыли для движения автотранспорта Московский проспект. Город встретил нас кучами песка и траншеями. Фасады исторических зданий на 60% были в лесах. Автоэкскурсия на автобусе нам не понравилась, и мы решили использовать оставшиеся два часа до закрытия музеев (в Питере они все работают до 17 часов) на посещение Кунсткамеры, которую так давно мечтал увидеть сын. И опять нам не повезло – в музее была корпоративная вечеринка! Да, именно так нам объяснили милые девушки, которые преградили вход. Собственно этому свидетельствовали и многочисленные Лексусы и ИксПятые на обочине… Оставшихся 30 минут нам хватило для осмотра Мумий в Эрмитаже, чему так был рад ребенок. Дорога до Гатчины была еще хуже – 4,5 часа мы добирались, разгоняя вместе с Авто-Петербуржцами пешеходов с дорожек – дороги для автомобилей просто не было!

ПРИОЗЕРСК

2 июня. Ранним утром мы выехали в город Приозерск – это 135 км . от СПб. Естественно захотелось объехать город по дороге, которая у нас бы называлась «бетонка». Но в итоге мы слегка заблудились и приехали в Пушкино*. Осмотрев издалека дворец, мы снова двинулись к цели. Дорога была вполне достойная, не считая объезда из-за ремонта по населенным пунктам ~10 км. Перед въездом в город с левой стороны стоит крепость Корела – главная достопримечательность города. Мы заказали экскурсию и ни чуть не пожалели. Экскурсовод с большим энтузиазмом рассказал историю народа Карелов, крепости и города. Гостиница в наши планы не входила – я рассчитывал провести ночь с удочкой на Ладоге, но ливень изменил наши планы – так мы оказались в отеле целлюлозного комбината. Всего за 900 рублей мы получили комнату без туалета, но зато с оригинальным душком дома престарелых.
*Обязательно купите карту Ленинградской области

СОРТАВАЛА

3 июня. Наша цель сегодня - город Сортавала, от Приозерска расстояние составило 126 км . Первое время дорога была устлана асфальтом с редкими небольшими ямками, которые впрочем, не мешали нам ехать 120 км/ч . Ближе к населенному пункту Хийтола дорога стала грунтовая, но нам очень повезло с грейдерами, которые ее разровняли за несколько часов до нас. Моросил легкий дождик – пыли не дороге не было. Так что скорость поднялась до 140 км/ч . и было ощущение, что мы парим по воздуху – такое было мягкое покрытие. В Хийтоле прошли паспортный контроль - 30 секунд нашего драгоценного времени и шлагбаум в Карелию открыт.

От города Лахденпохья до Сортовалы дорога стала асфальтовая, и мы снизили скорость до 90 км/ч . – нам не понравились там ямки. Впервые меня остановили сотрудники ДПС и проверили документ. Я поинтересовался, есть ли достопримечательности в Лахденпохья и получил утвердительный ответ от нескольких человек, что «в нашем городе смотреть не чего».

Пешеходы в Сортавале очень избалованы, как нам показалось – будьте внимательны, когда проезжаете этот город. Старайтесь ехать не более 40 км ., т.к. у них принято не смотреть на машины, когда переходишь улицу. И ни дай бог вам попасть на второстепенную улицу с поворотом на зебру – пешеходы не пропустят, а главная дорога тем более.

Номер в гостинце «Сортавала» мы забронировали заранее. Стоимость 1900 руб./сутки за 2-х местный + дополнительное место. Нам она понравилась, но из русских мы были там одни – все постояльцы финны. Оставив вещи, мы двинулись к водопаду Рускеала и мраморным озерам. Очень советуем побывать там!

ВАЛААМ

4 июля. «Метеор» до острова Валаама от Сортавалы отходит в 9 часов утра. Стоимость прогулки 250 руб. с человека, НО! Попасть на «Метеор» оказалось не простой затеей! Во сколько бы вы не пришли, а мы были около него уже в 8 часов утра, в первую очередь запустят туристов по путевке, жителей, работников острова, паломников, а уже потом вас , но для нас места уже закончились. Итак, нам оставалось проводить унылым взглядом уходящий «Метеор» и направиться к единственному частному катеру на пристани. «Стриж» и капитан Анатолий* объявили нам 2000 рублей туда и обратно на 3-х. Не долго думая, мы согласились. Сожаления о потраченных деньгах не было – волны высотою в два метра, шквалистый ветер, шесть градусов тепла и брызги воды наполнили нас адреналином.
*Забронировать «Стрижа» лучше заранее +7 9217264708

Остров Валаам очень красив, даже не столько своими скитами и храмами, сколько необыкновенной природой. Очень советуем не пользоваться автотранспортом, который ходит по острову, а пройтись пешком одним, без экскурсии – оно того стоит.

ПЕТРОЗАВОДСК

5 июня. Петрозаводск – наша цель всего в 193 км от Сортавалы. Дорога через 40 км . новая по две полосы в каждую сторону. Ехали со скоростью 150 км/ч – ни одной трещинки, ямочки. Въезд в город контролируют весьма злобные гаишники – придираются ко всем, у кого не 10 регион. Наша легкая тонировка также не осталась без внимания. Деньги не давал и срывать пленку не собирался, а после требования предъявить заключение о последней проверке прибора был отпущен.

Город большой – все же столица Карелии, но, к сожалению, особыми достопримечательностями не обладает. Остановились в гостинице «Лососинская» - заведение занимает полуподвальное помещение в трехэтажном доме. Стоимость 1500 руб./сутки за 3-х местный номер без душа. Место в принципе понравилось, но нет парковки и нормального ресторана – только скудный буфет.

КИЖИ

6 июня. «Метеор» до Кижей отходит в 9:30 часов, стоимость 345 руб. в один конец. Время в пути 80 минут. Автомобиль мы оставили прямо на причале без проблем.

На острове царит необыкновенная, как нам показалась, атмосфера. Мы буквально окунулись в жизнь и быт заонежских жителей. Не заказывая экскурсию, мы прошлись по всем постройкам, слушая экскурсоводов то из одной группы, то из другой. Думаю, словами и фотографиями всех ощущений не передать – обязательно нужно зайти в избу (желательно без группы), пройтись по этажам, посидеть в тишине и посмотреть в маленькие окошки на природу Онежского озера.

ДОЖДЬ

6 июня весь день лил сильный дождь, температура +6 градусов. Но находиться в гостинице нам и при таких условиях не захотелось. Для начала мы решили посетить краеведческий музей Карельской столицы. Честно говоря, нам не очень он понравился – ожидали большего. Зоологический филиал музея произвел, пожалуй, большее впечатление – небольшой зверек росомаха, оказывается, нападает на быков и людей, а на белом море обитают гагары и котики :-0

После посещения музея дождь усилился, а мы поехали-таки на рыбалку…

На ужин в гостинице мы кушали макароны с котлетой, вспоминая шквальный ветер, дождь и ни одной поклевки в течении 2 часов.

КИВАЧ и МАРЦИАЛЬНЫЕ ВОДЫ

7 июня мой автомобиль не захотел заводиться. Отбуксировав в ближайший автотехцентр, моей Зафире заменили свечи, слили дрянь из бензобака и прочистили форсунки.* Со знакомым проводником мы двинулись в Кивач в 12 часов дня. Дорога от Петрозаводска до Кивача приличная, а после памятника катку на обочине, просто идеальная;). Но водопад…это надо видеть…
*Нюхайте бензин на бензоколонках, даже фирменных. Лично мне залили чистый ацетон на ТНК под Петрозаводском.

Алмазна сыплется гора
С высот четыремя скалами,
Жемчугу бездна и сребра
Кипит внизу, бьет вверх буграми;
От брызгов синий холм стоит,
Далече рев в лесу гремит.
Г.Р.Державин

Ах, если бы не писающие финны…

Марциальные воды – наша следующая цель в день 7 июля. Первый курорт в России примечателен своей церковью, которая была построена для семьи Петра Первого и самое главное лечебной водой с высоким содержанием железа. К сожалению, вода теряет свои свойства уже через 3 часа, поэтому набранная нами вода в бутылку была вылита в гостинице.

РЫБАЛКА НА ОЗЕРАХ

8 июня – день большой рыбалки. Дождя в этот день не было, но температура воздуха +4 градуса не предвещало грандиозного клева. Поэтому заранее купленный мною мангал за 199 рублей* был собран и разложен на берегу живописного Лососинного озера. За 30 минут, пока горел костер ни одна, даже маленькая рыба, не соизволила откушать нашей наживки. Я принялся насаживать шашлык и произошел маленький конфуз – шампур, пронзив кусок свиной плоти, принял мой большой палец за второй кусок мяса. Металл проскрежетал по человеческой кости и нанес мне весьма неприятную травму. Жаль, но рыбалка была закончена. Использовав весь запас бинтов и с легким головокружением, я с семьей двинулся в город на штопку. Мангал и окровавленный берег живописного озера остался позади… По дороге в Петрозаводск нас остановили гаишники и оштрафовали на 50 рублей за невключенный ближний свет. Приятно порадовала их забота после врученного полтинника – они указали на несколько больниц и травмпунктов в городе, где бы мне оказали помощь.
*Мангал приобрел в гипермаркете в Москве. Во время сбора нанес 4 легкие царапины о многочисленные заусенцы конструкции. Шампуры оказались очень мягкие и жутко острые. Траекторию такого шампура предсказать сложно.

КЕМЬСКАЯ ВОЛОСТЬ

9 июня мы выехали в Кемь. Перебинтованная рука и неприятные ощущения от 8 швов, не помешали нормально управлять автомобилем. Мурманская федеральная трасса от Петрозаводска от Кеми огорчила выбоинами и битумом, но порадовала своими видами. Озера, бурные реки, болота и леса – везде хотелось останавливаться и любоваться. Населенных пунктов по дороге практически нет, также как и заправок. Расстояние до «Кемьской волости» составило 493 км.

Миновав город Кемь, мы направились в поселок Рабочеостровск к гостиничному комплексу «Причал». Нам повезло – был свободен 3-х местный номер, который мы благополучно заняли. А вот с обедами здесь оказалось туго – их просто нет. Есть завтрак с 7 до 9 утра и ужин с 19 до 21 часа в местном ресторане. Больше поесть в Рабочеостровске негде.

Полюбовавшись на красоты приморского побережья, мы уснули, так и не дождавшись ужина…

СОЛОВКИ

10 июня. Позавтракать в гостинице оказалось делом не простым. Все официанты заняты людьми по путевкам и на нас им просто не было времени. Все же я добился справедливости и мы откушали…*
*На завтрак и ужин приходите к 7 утра и к 19 вечера

На причале у весьма неприметного судна собралась толпа народа. Стоимость поездки на троих обошлась в 2000 рублей (800 рублей туда обратно взрослый, 400 детский). В трюм сначала запустили группы по путевкам, а потом всех остальных. Последние просто не уместились в зловонном подвале корабля и расположились на палубе. Теплоход с очень большим креном вправо отправился в путь. 2,5 часа несчастных паломников, местных жителей и туристов раздирал северный ветер. Особенно не сладко пришлось итальянской молодой паре, которая искала то буфет (его там нет), то туалет (он вечно занят), то скамейку где посидеть.

Соловецкий монастырь впечатляет своей историей и архитектурой. Крепостные стены выполнены из очень больших камней. Как их клали друг на друга люди в XV веке - не давало покоя нашему сыну. Проход на территорию монастыря для женщин только в юбках и платках, которые можно получить при входе. Вход, кажется платный, но мы проскочили в ворота так и не поняв, так это или нет.

Поселок Соловецкий, который окружает монастырь справа и слева, весьма интересен своими постройками конца девятнадцатого и, само собой разумеется, середины двадцатого века. Очень интересно походить по улицам и поглазеть на быт островитян. На территории имеются кафе, рестораны и гостиницы, одна из которых расположена на берегу озера Святого, что с обратной стороны монастыря.

Особого внимания заслуживает природа побережья. Многочисленные карельские березы по берегам, камни, следы отливов, морской бриз и бескрайний горизонт.

Через 5 часов путь назад в Рабочеостровск. Впечатления, которые мы получили на Соловках, перекрывают все неудобства, связанные с плаванием.

ДОМОЙ

11 июня в 8 утра мы выехали в Москву. Мимо проносились бескрайние просторы Карелии: горы, болота, леса, реки, озера. Оставались позади города со своей уникальной архитектурой, самобытностью и историей: Беломорск, Медвежьегорск, Петрозаводск, Старая Ладога, Вышний Волчек, Валдай, Великий Новгород и Тверь.

Сделав ряд технических остановок длительностью не более 10 минут, к 3 утра 12 июня мы были дома, проделав путь приблизительно в 1850 км.

Данные бортового компьютера автомобиля.
Точка старта - Москва.
Пройдено всего - 4150 км.
Время в пути - 64 часа.
Средний расход топлива АИ-95 - 8,5 литров на 100 км (116 л.с., объем 1,8 л)
Израсходовано всего топлива - 300 литров
Средняя скорость передвижения - 64 км/ч.