Главная
Статьи
Форум
Нижний Новгород - Солигалич (январь 2005)



Нижний Новгород – Юрьевец – Кинешма – Щелыково – Островское – Галич – Березовец – Ножкино – Солигалич – Одноушево – Зашугомье – Судиславль – Нерехта – Спас – Сидоровское – Фурманов – Дунилово – Шуя – Нижний Новгород (2 – 6 января 2005)

Основной целью этой поездки был старинный город Солигалич на севере Костромской области. Летом 1999 г. мы уже ездили в те края, доехали до Чухломы, и, не увидев в этом городке ничего особенно интересного по сравнению с Галичем, решили, что дальше будет не лучше, и повернули назад. А осенью того же года мне случайно попалась завалявшаяся в нижегородском нотном магазине книга Е.В. Кудряшова «Солигалич» (Л., 1987) – серьезный труд с цветными иллюстрациями (помнится, книга продавалась по напечатанной на ней цене еще советских времен, 2 руб. 70 коп.) – и я понял, как много мы потеряли, не доехав каких-то 35 км до Солигалича. На следующий год мы ездили в Великий Устюг и Тотьму и пытались проехать из Тотьмы в Солигалич, но оказалось, что там нет дороги. И вот, наконец, нам удалось съездить в Солигалич в длинные новогодние праздники 2005 г.

Эта поездка по Костромской и Ивановской областям была нашим первым опытом зимнего автопутешествия. Ездили вчетвером (две супружеские пары) на машине «Нива» ВАЗ-21213. Чтобы максимально использовать короткий световой день, старались вставать рано и выезжать в сумерках; езды в полной темноте стремились избегать и к вечеру устраивались на ночлег в райцентровских гостиницах. Надо сказать, что выдалась не очень типичная для этого времени года теплая погода. Температура все дни была в пределах -5...0 градусов, часто шел снег, практически все время было пасмурно.

1-й день. Выехали из Нижнего Новгорода в 7:15. Миновали Балахну, Заволжье, дамбу Горьковского водохранилища. Слева осталось село Вершилово, обратили внимание, что (весьма значительная) церковь в нем восстанавливается и уже приобрела купол. Затем проехали развилку на Иваново – Кинешму – Чкаловск в районе села Сицкое, где стоит выдающейся красоты церковь, и в 10:45 были в Юрьевце. Проехали прямо мимо указателя налево на Кинешму, и вскоре дорога привела нас в центр города. Там было довольно многолюдно. Вдоль торговых рядов, какие есть почти в каждом из посещенных нами старинных городов, раскинулся рынок. Пройдя вдоль рядов, мы вышли на центральную площадь с огромной колокольней. Неподалеку от нее две церкви, и еще одна виднелась на пригорке. Прошли еще квартал-другой по центральной улице, старинные купеческие каменные дома. Вышли на набережную Волги, которая теперь представляет собой бетонную дамбу, ограждающую город от водохранилища. Вернулись обратно на центральную площадь и подошли к городскому музею. Неподалеку от него – дом-музей Андрея Тарковского. Видимо, из-за вновь введенных праздничных дней оба музея были закрыты. Вообще же музеи работают с 11 до 17:30, выходной день понедельник, последний четверг месяца – санитарный день.

Сели в машину, вернулись к упомянутому указателю и поехали дальше по дороге Р-81 в Кинешму. Дорога шла красивым еловым лесом (сколько еще таких лесов нам предстояло проехать в Костромской области!). Вскоре после въезда в Кинешму нам встретились две приятные церкви, слева и справа от дороги, затем мы проехали мост через реку Кинешемка и приехали в центр города. Поставили машину у речного вокзала и погуляли немного. Большой плакат сообщил нам, что в 2004 г. отмечался 500-летний юбилей Кинешмы, и по этому случаю был отремонтирован участок набережной Волги, там теперь беседки, металлическое ограждение, все очень мило. Главный собор тоже приведен в надлежащий вид.

Затем спросили у местных таксистов, как проехать на недавно открытый мост через Волгу. Оказалось, мост находится на западной окраине Кинешмы. От центра нужно ехать налево (если смотреть с центральной площади на храм) по улице, ведущей к железнодорожному вокзалу. Вскоре после вокзала свернуть направо (есть указатель), дорога спускается в небольшой овражек и затем довольно долго петляет по каким-то окраинам (на всех перекрестках придерживаться знаков «главная дорога»). В конце концов подъехали к круговому перекрестку и, повернув на нем направо (указатель на Кострому), выехали на Волжский мост. После моста повернули направо (указатель на Заволжск), затем пришлось вновь спрашивать, как попасть на дорогу на Островское. Нужно проехать железнодорожный переезд, и километра через два после него повернуть налево перед большим больничным зданием. Проехав километра три, на Т-образном перекрестке повернуть налево, и вот мы на дороге на Островское (Р-101). Дорога эта старая, с множеством поворотов, спусков и подъемов, идет по красивым и диким местам со сложным рельефом. Вскоре после моста через реку Порныш железнодорожный переезд, затем граница областей, а там недалеко и до Щелыкова.

Поворот на Щелыково украшен каменной колоннадой. Через пару километров, одолев крутой подъем после моста через реку Куекша, подъехали к деревянным воротам усадьбы Островского, у которых нас встретил плакат «Приветствуем участников 1-го областного слета снегурочек и дедов морозов». Оставили машину у ворот (можно было проехать чуть дальше, свернуть налево и поставить машину у местного Дома творчества). По аллее прошли к дому Островского, выяснили, что музей открыт до 16:30 и касса находится в «голубом доме» где-то неподалеку, и решили сначала, пока светло (было около 14 часов), погулять по окрестностям. Парк представляет собой очень живописный лес на склонах оврагов по берегу вышеупомянутой реки, дорожки расчищены, много деревянных мостиков, беседок, лестниц и тому подобного. Дойдя до «голубого дома», увидели на нем вывеску «Резиденция Снегурочки», также там размещается научный отдел музея-заповедника. Зашли также в Дом творчества, выяснили у администратора, что при желании там можно остановиться и стоит это 550 руб./чел. в сутки в двухместном номере. Телефон администратора 09438 23252, звонить в рабочее время. Погуляли еще и затем пошли в дом-музей. Оказалось, что в соответствии с исторической правдой в доме нет электричества, и, поскольку уже смеркалось, сопровождавшая нас смотритель освещала экспонаты большим железнодорожным фонарем. Островский жил в этом имении каждое лето, написал множество произведений и там же скончался. Похоронен он у церкви в селе Николо-Бережки неподалеку, туда тоже можно подъехать, но мы не стали. В этом же селе, согласно буклету, который мы купили на память, находится этнографический музей – крестьянская изба с предметами народного быта.

Уезжали из Щелыкова мы около 15:45, уже смеркалось. Когда преодолели остававшиеся примерно 30 км дороги до Островского и выехали восточнее этого райцентра на трассу Р-98 (Кострома – Шарья), было уже темно. Повернули налево на трассу, через пару километров еще раз налево по указателю в Островское, въехали в село и, придерживаясь главной дороги, миновали центр и доехали до гостиницы. В Островском нигде не горело уличное освещение, зато центральная (пешеходная!) улица была украшена яркими гирляндами из множества лампочек. Гостиница – двухэтажное кирпичное здание типовой советской постройки, стоит 155 руб./чел. в сутки в двухместном номере, туалет в коридоре, вода только холодная, душа нет, в номерах прохладно. Мы были единственными постояльцами, машину поставили под окном у подъезда. Адрес гостиницы – ул. Советская, 99, телефон 09438 27632.

Пробег за день – 313 км.

2-й день. Наутро выехали около 8 часов. В Островском есть дом-музей художника Кустодиева – деревянный дом у поворота через пару домов после здания милиции. Нам сказали, что в праздничные дни он едва ли будет работать, поэтому мы не стали дожидаться его открытия. Выехали на Р-98 и доехали до Судиславля, остановились ненадолго у торговых рядов на центральной площади. Было еще слишком темно, чтобы фотографировать тамошний прекрасный храм на холме. Затем поехали в сторону Галича. Чтобы выехать из центра Судиславля кратчайшим путем на Галичскую дорогу (Р-100), нужно поехать по главной улице на восток и свернуть с нее налево на первом перекрестке, на улицу Советскую. Поднявшись в гору и попав на перекресток с круговым движением (это объездная Судиславля), проехать через него прямо.

Движение по дороге Р-100 существенно меньше, чем на Р-98. Остановились в селе Воронье возле двух рядом стоящих храмов, один из которых восстанавливается. На дороге под большим плакатом «Братья и сестры, пожертвуйте на восстановление храма» установлен массивный металлический ящик с щелью, запертый на серьезный замок.

Около 10 часов, миновав живописное ущелье (река Челсма), подъехали к Галичу. В городе мы уже бывали раньше, а в этот раз намеревались осмотреть не замеченный нами в прошлый раз Паисиево-Галичский монастырь. На развилке перед Галичем следует выбрать левую дорогу, затем на Т-образном перекрестке повернуть направо, а через пару километров – снова направо на дорогу к монастырю (есть указатель). Монастырь основан в XIV веке. Преподобный Паисий, мощи которого хранятся в храме под спудом, сыграл важную роль в присоединении галичских земель к московской Руси. В храме также хранится чудотворная Овиновская икона Божьей Матери, обретенная неподалеку, ее стоит увидеть. Каждый год 5 июня совершается крестный ход в день памяти Паисия, а 28 августа – праздник в честь чудотворной иконы.

От монастыря, повернув направо, проехали по мосту над железной дорогой и приехали на центральную площадь Галича, к торговым рядам. Остановились там ненадолго. Далее в наших планах было съездить в село Березовец (оно же Николо-Березовец, оно же Березовец-на-Ноле), чтобы осмотреть тамошнюю деревянную церковь, которая, судя по фотографии начала века, виденной нами в книге «Солигалич», сравнима с церковью в Кижах. Правда, в книге было написано, что церковь утрачена, но вот на сайте путешествующих автостопом мы прочли, что церковь существует, а также что через Березовец проходит альтернативная дорога в Солигалич (обозначенная также и на карте в атласе Костромской области). Мы решили попробовать проехать в Солигалич этой дорогой. Галичские таксисты посоветовали не сворачивать у указателя на Березовец на старую гравийную дорогу, а, проехав немного, свернуть на новую, недавно построенную дорогу. Эта новая дорога начинается на том же перекрестке, что и дорога на Антропово, отходящая в противоположную сторону. Как мы поняли, новая дорога является частью трассы, проходящей вдоль железной дороги (Шарья – Мантурово – Нея – Антропово) и должна вести в Буй. На перекрестке с Р-100 указатель на нее указывает лишь на ближайшее село (Степаново), но когда мы проехали по этой дороге с десяток километров и доехали до пересечения со старой дорогой на Березовец вблизи села Туровское, на указателе на этом перекрестке значилось: прямо – Буй, направо – Березовец, налево – Туровское. Тем не менее, не берусь утверждать, что эта дорога достроена до самого Буя. На километровых столбах расстояния до конечного пункта не указаны. Дорога прилично расчищена, но движения по ней почти нет.

Дорога на Березовец расчищена существенно хуже, но все же видно, что время от времени ее чистят. Быстро ехать по ней показалось опасно, поскольку машина пару раз зарывалась в снег на скорости и ее заносило. Километров через 20 мы достигли Березовца и увидели на высоком берегу реки Ноли каменную церковь с колокольней. Увы, серьезный исследователь, написавший книгу «Солигалич», оказался прав. По словам местных жителей, деревянная церковь, стоявшая рядом с каменной, «разрушилась от пожара» еще в 1950-х годах. Кроме того, нам сказали, что прямая дорога из Березовца в Солигалич больше не существует (она не только не расчищена от снега, но на ней разрушились мосты, и проехать невозможно даже летом). Поэтому пришлось возвращаться назад. По пути сфотографировали еще старинные церкви в селе Олешь над рекой Олешанка.

Вернувшись на дорогу Р-100, мы продолжили свой путь на север, проехали без остановки Чухлому и километров через десять приехали в село Ножкино к древнему Авраамиево-Городецкому монастырю над Чухломским озером (на дороге есть указатель на монастырь). Было около 14 часов. На воротах монастыря висит табличка, на которой написано примерно следующее: «Запрещается входить в обитель в неподобающей одежде, сквернословить, и входить в обитель в небогослужебное время». А богослужебным временем является, как следовало из этой же таблички, 8 и 17 часов. Тем не менее, на территорию монастыря мы все же попали через дальние, хозяйственные ворота, осмотрели храмы, колокольню и прекрасный вид на озеро, а вот внутрь храмов нам попасть не удалось. Двое встреченных монахов, у которых мы спрашивали разрешения, отвечали, что у них нет ключей и что надо бы обратиться к батюшке. Мы не проявили должной настойчивости и уехали. Заехали еще в село (где есть свой большой красно-кирпичный храм), оттуда сфотографировали весь монастырь в целом.

Наконец, проехав еще километров 25, мы достигли Солигалича. На въезде в город многосторонний перекресток, на котором висит достаточно бестолковая схема города. Интуиция подсказала, что на этом перекрестке нужно повернуть направо, и действительно, вскоре мы оказались на центральной площади, у торговых рядов. Спросили, где находится гостиница, оказалось, нужно проехать от площади еще один квартал в том же направлении и повернуть налево (на упомянутой схеме города гостиница показана неправильно). Гостиница представляет собой довольно большой деревянный двухэтажный дом. Внутри уютно, в холле на втором этаже наряженная елка. Нас разместили в двух двухместных номерах, по 130 и 158 руб./чел. в сутки (второй номер побольше и с телевизором, черно-белым). В номерах тепло, туалет в коридоре, вода только холодная, душа нет. На первом этаже есть небольшая кухня со слабенькой электроплиткой. Машину поставили под окном у подъезда. Адрес гостиницы – ул. Вакуровой, 35, телефон 09436 51354. Кстати, летом в городе еще можно остановиться в санатории, находящемся рядом с главной площадью и использующем один из старинных соляных колодцев в лечебных целях.

Разместившись, пошли погулять по городу. Были уже сумерки, и город выглядел просто сказочным. Деревянные домики со светящимися окнами, иногда покосившиеся, иногда совсем новые, церкви, виднеющиеся тут и там, расходящиеся под разными углами улочки, - все выглядело так, как изображают городки в детских книжках или мультфильмах. Сразу чувствуется, что город старинный и что в нем очень сильны традиции, – мне он чем-то напомнил не менее старинный английский город Йорк. Когда совсем стемнело, вернулись в гостиницу. Сначала мы были там одни, а вечером подъехала еще одна машина, из Петербурга, и мы познакомились с Сергеем Тихомировым, известным на сайте auto.ru как Tsn).

Пробег за день – 287 км.

3-й день. Встали не столь рано, как в предыдущие дни, потому что не надо было никуда ехать, а надо было идти гулять по городу и фотографировать. Красивые, разнообразные, раскрашенные в разные цвета домики с оригинальными светелками и мезонинами, украшенные резьбой, встречаются на всех улицах, начиная прямо от гостиницы. Торговые ряды на центральной площади – деревянные, живописно покосившиеся, они построены в начале XIX века и все еще используются по первоначальному назначению. На другой стороне площади построены новые торговые ряды, и тоже деревянные, с резьбой. Вообще каменных домов в Солигаличе мало. Из построек советского периода выделяется огромный массивный дом культуры. Слава богу, он достаточно деликатно размещен в понижении, так что не слишком подавляет, но все равно, увы, виден из многих точек. Большинство новых домов и сейчас строится из дерева и все так же украшается резьбой. Даже недавно построенные магазинчики на центральной площади смотрятся произведениями архитектурного искусства.

В Солигаличе много храмов. К сожалению, находятся они в основном в запустении. Когда смотришь с другого берега реки Костромы на панораму города (а она, надо сказать, напоминает Великий Устюг), приходится угадывать, как выглядело все это великолепие, когда все колокольни, купола и кресты были на своих местах. Можно только надеяться, что когда-нибудь все это будет восстановлено. А сейчас в наиболее хорошем состоянии находится собор Рождества Богородицы – сложный храм, строившийся на протяжении полутора веков мастерами разных архитектурных школ. Другая доминанта панорамы – ансамбль Воскресенского монастыря – колокольня и два храма.

Еще неподалеку от моста через Кострому мы обнаружили земляные валы, образующие прямоугольник. На них растут сосны, а внутри – некие развалины. Потом в гостинице я обнаружил разодранный журнал неизвестного происхождения, видимо, некий спецвыпуск, полностью посвященный истории Солигалича, и из него мы узнали, что это была крепость для защиты от набегов казанских татар, а развалины принадлежат храму во имя Макария Унженского – святого, весьма почитаемого в наших ветлужско-керженских краях.

Нафотографировавшись вдоволь, мы сели в машину и поехали смотреть храмы в окрестностях Солигалича, о которых мы узнали все из той же книги. Сначала поехали в село Одноушево, на север от Солигалича. Своим названием Одноушево обязано Федору Одноушу, отцу святителя Ионы, бывшего митрополитом Московским в XV веке. До революции каждый год туда совершался крестный ход из Солигалича (об этом мы тоже узнали из найденного журнала). По дороге проезжали большой завод по производству извести. Существенно, что сразу после этого завода нужно свернуть налево на второстепенную дорогу – главная ведет в известняковый карьер. Дорога очень живописная, идет берегом реки Святица. Кругом полное безлюдье. Мы доехали до Одноушева, проехали вдоль села, доехали до следующего (Стрелица), но все никак не могли увидеть искомую Трехсвятительскую церковь. Повернули обратно. Наконец, разглядели ее в стороне от дороги (слева, если ехать из Солигалича) среди деревьев на кладбище (было бы лето, не разглядели бы точно). Ехать на машине по нерасчищенной дороге не рискнули, потопали пешком, снегу местами было по колено. Церковь старинная, XVIII века, пребывает в запустении, но не разрушена.

Потом вернулись в Солигалич и вновь выехали из него по другой дороге, в северо-восточном направлении, направляясь в село Зашугомье. На выезде из Солигалича по этой дороге находится лесопарк (!), в котором растут какого-то особого вида серебристые сосны и, говорят, есть минеральный источник. Далее дорога проходит по прекрасному хвойному лесу, причем там (как и вообще по всему нашему маршруту) встречаются разные виды елей и сосен – с поднятыми ветками и с опущенными лапами, с более светлой и темной хвоей и так далее. Километровые столбы вдоль дороги указывают, что ее общая длина от Солигалича 35 км. По нашим прикидкам, это означает, что она доходит примерно до границы Вологодской области в районе станции Гремячий. (Однако согласно расписанию автобусов, имеющемуся в гостинице, автобусное сообщение по этой дороге есть только до села Куземино.) Проехав километров 15, мы свернули с этой дороги направо и, проехав еще 8 км по узкой и не очень хорошо расчищенной дорожке, мы достигли цели – церкви Троицы в Зашугомье, огромного храма в стиле тотемского барокко, весьма похожего на церковь Входа в Иерусалим в Тотьме. Увидеть такой храм в глухой деревушке (где на нас вышло посмотреть, кажется, все местное население) было крайне неожиданно. Очевидно, Зашугомье находилось на древнем торговом пути из Солигалича в Тотьму. Храм стоит на высоком берегу реки Шугомы, рядом кладбище и добротная бревенчатая школа. Как и в других местах, храм находится в запустении, но не разрушен.

Затем мы вернулись в Солигалич и пошли в краеведческий музей, находящийся в трехэтажном каменном доме рядом с главной площадью (дорога, по которой мы возвращались из Зашугомья, приводит прямо к музею). В отличие от других городов, музей в праздничный день был открыт, но все равно мы попали туда не в лучший момент. Там проходила инвентаризация и работа над новой экспозицией, многие экспонаты отсутствовали на своих местах, а были собраны в служебном помещении, где сотрудники музея трудились над ними с помощью компьютера. Нам они не смогли уделить особого внимания. По словам сопровождавшей нас смотрительницы, зимой у них в музее крайне мало посетителей, а летом бывает побольше. Вот к летнему сезону они и начали готовиться. В музее мы пробыли недолго и в сумерках еще погуляли по городским улочкам. В частности, дошли до церкви Петра и Павла на городском кладбище. Город совсем небольшой, за несколько часов можно обойти все его уголки.

В целом, Солигалич произвел очень хорошее впечатление. В отличие от множества других малых городов в современной России, он совсем не кажется деградирующим и вымирающим. Индустриализация советских времен мало коснулась Солигалича, поэтому и последовавший развал промышленности советского типа не был для города столь катастрофическим, как в других местах. По всему видно, что люди там живут трудолюбивые, которые не дадут себе пропасть. В городе прекрасно чистят от снега улицы и тротуары, строят новые дома и украшают их резьбой, жители рубят лес и работают на известковом производстве. Чувствуется, что жители ощущают себя гражданами своего города, придерживаются многовековых городских традиций. Они живут на земле и в домах своих предков, а не «понаехали» неизвестно откуда. Таким образом, Солигалич – это настоящий старинный европейский город с непрерванной традицией, что для России очень большая редкость.

Пробег за день – 70 км.

4-й день. Выехали в 7:40 в направлении Костромы. Уезжая, обратили внимание, что у гостиницы стоит еще одна машина, с эстонскими номерами. У нас не было четкого плана на обратный путь из Солигалича в Нижний Новгород. Подумывали поехать через Антропово – Кадый – Макарьев – Ковернино, но эта идея была признана бесперспективной (непонятное положение с переправой зимой в оттепель через Унжу, плюс 7 км ужасной дороги, к тому же наверняка нечищеной, на границе Костромской и Нижегородской областей). Поразглядывав карту, решили направиться в город Нерехту, на правом берегу Волги в Костромской области, о многочисленных достопримечательностях которого я краем глаза что-то читал в интернете. Остановились в центре Судиславля, хотели наконец побывать в тамошнем храме, но он оказался закрыт. Кострому проехали без остановки по объездной, на которой нам встретилась одна светлая церковь очень интересной архитектуры (и еще одна красная, менее интересная). Переехали Волгу по мосту и направились в Нерехту. Были там около 12:30.

В Нерехте оказалось шесть или семь храмов, многие из них в весьма неплохом состоянии, только главный собор изуродован до неузнаваемости (зато сохранилась его высокая колокольня) и еще один храм обезглавлен. Почти все храмы находятся в центре города по обоим берегам реки Нерехты, а еще одна церковь стоит на кладбище, при въезде в город со стороны Костромы. В двух храмах, находящихся в самом лучшем состоянии, размещаются отделы городского музея. Мы побывали в одном из них - Никольской (она же Богоявленская) церкви. Сотрудники музея рассказали нам, что реставрация церквей, включая росписи внутри них, проводилась еще в советское время по инициативе и при поддержке председателя местного райкома коммунистической партии. Большой неожиданностью для нас, приехавших в этот день из Солигалича, оказался тот факт, что в этом храме установлены («в целях сохранения») три иконостаса (один огромный, многоярусный, и два поменьше) из заброшенной церкви села Верховье Солигаличского района. В музее мы купили прекрасно изданную книжку о Нерехте и, быстро просмотрев ее, составили план действий на остаток дня по осмотру достопримечательностей в окрестностях города.

Но сначала поселились в гостинице, находящейся в новом районе города недалеко от вокзала (ул. Победы, 3, телефон 09431 76441). Гостиница – трехэтажное кирпичное здание типовой советской постройки, нам достались два двухместных номера по 155 и 165 руб./чел. в сутки. В номерах тепло, есть персональный туалет, горячей воды нет, на первом этаже гостиницы есть душ. Машина ставится на тротуаре под окном, но место не слишком спокойное, так как в первом этаже здания располагается питейное заведение, работающее до трех часов ночи. Нам еще сказали, что можно договориться и поставить машину за воротами какой-то котельной напротив, но мы не воспользовались этой возможностью.

Разместившись, мы поехали в Троицкий Сыпановский монастырь, находящийся в селе Троица совсем недалеко от города. Дорога туда начинается от центральной площади по улице Красной Армии (бывшая Нижегородская). Эта дорога ведет в город Фурманов и далее, согласно историческому названию улицы, в Нижний Новгород. К сожалению, нам сказали, что зимой дорогу на границе областей не чистят (Нерехта в Костромской области, а Фурманов – в Ивановской) и проехать там нельзя. Монастырь хорошо отреставрирован снаружи, а внутри только еще ведутся работы по ремонту и росписи храмов. Открыт только небольшой придел, в котором находятся мощи местночтимого святого Пахомия Нерехтского и старинные иконы. Неподалеку строится большое новое здание жилого назначения с церковью в торце. Молодая послушница, которая открыла нам придел, сказала, что это здание строят тоже для монастыря.

Затем мы поехали в противоположную сторону, по дороге на Кострому, в село Тетеринское, где, согласно книжке, в местном храме иконостас исключительной красоты. Это место встретило нас не очень приветливо. Во-первых, при подъезде к храму по довольно запутанной дорожке внутри села мы случайно чуть-чуть съехали с дороги и сразу застряли в снегу, пришлось откапываться. Во-вторых, оказалось, что иконостас находится в летнем храме, а зимой его не открывают и служат в зимнем, так что иконостаса мы не увидели, хотя увидели богатые росписи и много старинных икон в серебряных окладах. В-третьих, когда мы стали уезжать, стартер у машины включился только с четвертой попытки и после произнесения магического заклинания, а в-четвертых, выезжая из деревни, мы сбились с дороги и заехали куда-то в чистое поле, еле нашли дорогу обратно.

Вечером почитали книжку, узнали, что Нерехта, как и Солигалич, была в свое время центром солеварения и потому богатым городом. Также узнали, что в районе города Волгореченск, через который нам предстояло ехать на следующий день, есть несколько сел, в которые стоит заехать.

Пробег за день – 297 км.

5-й день. Выехали в 8:30. Выехав из Нерехты в сторону Костромы, свернули направо у указателя на Бараново. Дорога была расчищена довольно посредственно, но увидев вскоре прошедший нам навстречу автобус из Волгореченска, мы поняли, что сможем туда проехать. Ехали небыстро. Заехали в село Спас посмотреть на сохранившиеся там старинные деревянные дома середины XIX века. Как только мы вышли фотографировать один из них, подошла деревенская женщина и стала говорить: «А что это вы этот дом снимаете? Этот еще не самый старый, вон тот старее, а вон тот еще старее, а самый старый стоял вон там, да сгорел два года назад, и бабка в нем жила девяностолетняя, тоже сгорела вместе с домом, а еще вон там фабрика стояла старинная, тоже разрушилась», и так далее.

Дорога привела нас прямо в город Волгореченск – современный город при большой электростанции с высокими трубами. Из него мы выехали на дорогу А-113 (Кострома – Иваново) и вскоре свернули с нее налево в село Сидоровское (указателя на повороте нет), где, согласно книжке, в местной церкви также сохранились старинные росписи и богатый иконостас. Как и в Тетеринском, иконостас оказался в летнем храме, но здесь мы просто не смогли попасть никуда, потому что все было закрыто, включая и домик возле церкви.

Вернувшись на дорогу А-113, доехали по ней до указателя направо на город Фурманов и повернули туда. В Фурманове посетили огромных размеров красный кирпичный храм (по-видимому, не слишком старый, конца XIX века), совершенно неожиданный для такого небольшого городка. Внутри храма большой иконостас, росписей мало, все в хорошем состоянии. Чтобы подъехать к нему, пришлось проехать туда и обратно по двум параллельным улицам с односторонним движением почти вдоль всего города – настолько неудачная там схема организации движения.

Выехав из Фурманова, мы не поехали по А-113 в Иваново, а пересекли ее (указатель на Родники – Шую) и поехали по дороге в обход Иванова. В деревне Реньково важно не пропустить развилку и свернуть там направо (указатель на Шую). Через некоторое время эта дорога пересекает дорогу Р-80 (Иваново – Родники), и затем мы попадаем в Дунилово – село, известное тем, что в нем восемь храмов, в том числе женский монастырь. Некоторые из храмов активно реставрируются; за полтора года, прошедшие с того времени, когда мы были там последний раз, они стали много лучше.

Сделав в Дунилове несколько фотографий, мы поехали дальше и вскоре приехали в город Шую, прямо к колокольне. Около колокольни большой храм, внутри он светлый, с отделкой мрамором, большим иконостасом и росписями. В храме убирались, наряжали елку и готовились к Рождеству. Потом мы прошли через рынок на центральную площадь и купили там в магазине в качестве сувенира бутылку шуйского бальзама. Около 14 часов выехали из Шуи на восток, по привычной дороге Р-152 через Палех – Мыт – Пестяки въехали в Нижегородскую область, и затем долго и медленно ехали в плотном потоке через Заволжье и Балахну в Нижний Новгород. Домой приехали около 17:30.

Пробег за день – 368 км.

Поездкой в целом мы остались очень довольны. Удалось посмотреть много неизбитых в туристическом плане мест. Поняли, что зимняя поездка вызывает желание побывать в тех же местах еще, летом. Особое и сильное впечатление осталось от Солигалича. Как только там построят дорогу в Вологодскую область, то есть в Тотьму и Великий Устюг (а думается, что этот момент не за горами), Солигалич, на мой взгляд, обречен стать значительным туристическим объектом. Возможно, это в чем-то нарушит его первозданный дух, который ощущается там сейчас. Поэтому тем, кто ценит подлинность, нельзя упускать время.



По материалам сайта www.people.nnov.ru/rybakov/travel/travel.htm









Рейтинг@Mail.ru