Москва - Смоленск (май 2007)

По материалам сайта http://www.autotravel.org.ru/

Олег

Привет всем на сайте! Пишу впервые. Много полезного удалось узнать, очень много полезной информации, вот и захотелось поделиться.

На майские праздники совершили небольшое путешествие по Новой Риге до городка Пустошка, точнее до турбазы, что в нескольких километрах от этого населенного пункта. Цель поездки была не только путешествие. В тех краях воевал и погиб дедушка жены. После долгих лет поиска по архивам удалось определить место. И вот мы с женой и папа жены отправились в дорогу.

О трассе Новая Рига написано много, но, честно говоря, я думал, что питерская трасса впереди планеты всей по количеству откровенного бездорожья. Как оказалось - нет. Все предположения не смогли нарисовать столь ужасного состояния. С трехсотого по четырехсотый километр покрытия как такового нет- позор тверским дорожникам! Не смотря на то, что мы путешествуем на "Тоёте 4 Раннер", да еще и достаточно серьезно подготовленном для туризма, ехать зачастую приходилось 20-50 км/час, а иначе нам удачи не видать. Несколько раз откровенно съезжали на обочину, там можно было хотя бы не подпрыгивать. Все закончилось при въезде в Псковскую область. Там начинается другая напасть - количество гайцев превышает все мыслимые пределы. Но к счастью они достаточно сговорчивы. Единственный протокол получил за то, что перед постом не доехал до того места, где, по мнению полосатой палки, надо было повернуть на заправку. Но это мелочи - протокол на 50 р. вообще не разговор за 500 км пути.

И вот мы наконец на турбазе! Моему восторгу нет предела! Т.к. места бронировали из Москвы, к нашему приезду домик был готов. Воздух просто потрясающий, вокруг корабельные сосны, березы и красивейшее озеро на расстоянии 20 метров от нашего домика. Вечерний шашлык, костер в абсолютной (по городским меркам) тишине, отсутствие мобильной связи - наслаждение, о котором только можно мечтать! Сон, в который проваливаешься и пробуждение под звуки леса, это потрясающе! На другой день, отоспавшись от шашлыков, мы снова в седле. Первый день нашего маленького отпуска решено посвятить поездке в Псков. Каких-то 200 км и мы в старинном городе. Т.к. со светлым временем напряг, быстро объезжаем на машине город, делаем остановку в Кремле. И незря, крепость в очень хорошем состоянии. Стены как снаружи, так и внутри поражают грандиозностью постройки, и, если учесть, в какое время всё это было создано, то не перестаёшь удивляться человеческим способностям.

Храм Троицы на территории Кремля останется в памяти навсегда. Столь величественное и гармоничное внутреннее убранство встретишь не часто, не говоря уже о тех святынях, которые находятся под сводами этого Храма.В Храме есть икона 15 века и если обратится к охраннику, он с радостью расскажет и покажет все эти удивительные иконы, некоторые из них по сей день мироточат. Это стоит увидеть.

Кафе на берегу протоки, где мы остановились, лучше не посещать - обслуживание, как в лучшие совдеповские времена.

Возвращаясь назад на турбазу, заметили большое количество аистов, и дальше они попадались очень часто. Красивая величественная птица. Честно говоря, бывая в зоопарке никогда не обращал внимания на них, а тут среди такой природы всё приобретает совсем иной смысл, скорость жизни замедляется сама собой, поневоле впадаешь в нервану. Ужин из котелка на настоящем костре (кстати, дрова взяли на территории котельной просто договорившись с местным кочегаром - замечательным человеком)- это фантастика, и снова сон похожий на беспамятство.

Следующее утро немного испортил вид за окном, но не наш настрой. И вот мы снова в городе Пустошка (хотя по московским меркам не назовешь это городом) ищем обелиск войнам, погибшим в годы войны. Первые попадаются школьники, и они с уверенностью отправляют нас немного не в ту сторону. Но, как говорится, что Бог не делает, все к лучшему. На окраине города нам попадается дом и возле него цветник. Только мы вышли из машины, нам навстречу хозяин. Немного расспросив его о том, где находится памятник войнам, мы попросили продать нам цветы, чтобы мы смогли положить их к памятнику. Хозяин позвал жену, которая нехотя разорила свой замечательный цветник, нарезала нам цветов и уже с уговорами взяла символические 100 р.

Без труда нашли официальный памятник. Не смотря на нынешние времена, очень ухожен. Отправились к месту, которое указано в данных архива. Для этого надо было отъехать от трассы около 5 км. И снова удивление - так называемая, грунтовая дорога проезжая даже во время дождя, а на полном приводе легко позволяет держать 60 км/час не экстримальничая.

Доехав до предполагаемого места захоронения, в первый день ничего не нашли. В этом отчасти моя вина. Проехав по луговине в одну сторону и поняв, что дальше дороги нет, я развернулся и немного сместился с первоначальной колеи, это и стало роковой ошибкой – машина, попав одной стороной на более слабый грунт, мгновенно провалилась, и далее 4 часа извлечения ее. Но мы победили без посторонней помощи, вырвались из коварного плена.

Пока мужская часть нашей экспедиции боролась с болотом, жена обойдя окрестности поняла, что именно в этом месте ничего нет .

На следующий день она убеждает нас на еще одну вылазку. Внимательно изучив карту времен войны 1:500, решаем более внимательно искать ориентир, а это остатки деревни, которая уже о войны состояла всего из четырех домов.

Приехав на тоже место, начинаем исследовать холм. Нам повезло. Природа никогда не забирает все. На местах, где были дома, всегда появляются заросли крапивы. И как только мы это поняли, сразу всё встало на свои места. Нашли и линию обороны и, как было указано в документах из архива, на расстоянии 300 м к западу от деревни нашли место захоронения.

Когда начали приводить место захоронения в божеский вид, на дороге показался очень колоритный «экипаж» с местным жителем. Мужик, оказалось, сам видел, как на этом месте хоронили солдат, погибших в этих краях и умерших в госпитале, располагавшемся неподалеку. А после войны представители местных властей вырыли несколько костей из братской могилы, перезахоронили в соседнем селе, поставили там обелиск и объявили, что захоронение перенесено. Но большая часть так и осталась здесь лежать в чистом поле у проселочной дороги. А это даже по данным архива сотни погибших. (Координаты есть.)

Построив небольшой обелиск из камней, поставив крест, положив цветы на могилу, мы с чувством выполненного долга отправились на базу, где, наконец, помянули погибших бойцов. Остался лишь чувство досады, что место, где похоронено столько наших солдат, и о котором хорошо знают местные жители, никак нигде не обозначено…

Вот и последний день, пора собираться домой. Время пролетело незаметно, и очень жаль уезжать из этих мест, где озер, наверное, столько же сколько домов в Москве. Леса, как в сказках, и воздух, о чистоте которого забыли люди мегаполиса.

Обратный путь решено отправится через Смоленск. Это небольшой крюк - 120 км. Но желания трястись 100 км по Тверской губернии больше нет. Выезжаем на трассу Питер-Киев и берем курс на Смоленск. И вот проехав около 250 км попадаем на платную дорогу, причем знак о том, что вы едете по ней есть, а вот че сколько стоит вы узнаете потом - через 200 км. Ну, пусть это всего 195 р., всё равно как-то неправильно.

Да и это не самое смешное. То, что начинается сразу за постом оплаты, это реально «Кэмэл-трофи», то есть это не плохая дорога, а просто направление, по которому ездят только те, кто попал сюда в первый раз. Правда, это всего 3-4 км. Дальше до самого Минского шоссе без приключений.

Город Смоленск заслуживает отдельной поездки. Поэтому мы краем глаза осмотрели центр, быстро покушали и тронулись по самому замечательному шоссе прямо до Москвы.

p.s С заправками проблем нет, т.к у нас дизель на 12 литрах долетели до Волоколамска прямо на посту заправка разница с Москвой 2.50 с литра дальше до Ржева , в центре кафе обед и дальше до псковской области без остановок. Следующая заправка возле того самого поста с полосатой палкой населенный п куньево или как то так. и вобщем то незачем горючие есть даже газовые заправки попадались на глаза.