По материалам закрытого форума
Yuricon
Часть седьмая. Правда и мифы (завершение темы)
Миф №3. Оленный выпас
Опровержение мифа состоит в том, что лопари никогда пасли оленей. Они просто перемещались вслед за стадом, которое инстинктивно меняло место кормления, ориентируясь по времени года. Именно поэтому «культуру оленя» у лопарей следует воспринимать буквально – получалось, что люди находились в полной зависимости от животных, и это, конечно, не могло не найти отражения в быту и фольклоре. Стадо в несколько десятков голов считалось большим, а настоящей мечтой лопаря было стадо в сотню оленей. К сожалению, такие мечты были несбыточны – на поголовье оленей влияли слишком много естественных причин, чтобы их можно было учесть при нерегулируемом способе ведения хозяйства. Олень давал мясо и шкуры – то есть калорийную пищу на зиму и сырьё для пошива одежды, постройки и обустройства жилища. Олений рог использовался для изготовления инструментов и утвари, из оленьих жил плели швейные нити, мелкие косточки оленьего скелета, имеющие оригинальную форму, давали детям в качестве игрушек. Одеждой лопарям служили те же оленьи шкуры, из которых шились простейшие длинные балахоны (печки) мехом наружу, меховые чулки и обувь. Разные детали одежды и обуви шились из определённых участков шкуры, подходящих по прочности и износостойкости. Саамский календарь также был полностью основан на цикле жизнедеятельности оленя. Саамские луввьт называют прародителем лопарей оленя Мяннташша, от брака которого с женщиной и пошёл род настоящих саамов. Как видим, культ оленя был весьма примитивным, как и сама жизнь лопарей. В 1888 году в Ловозеро пришли коми-ижемцы и ненцы – пришли со своими оленями, стада которых у некоторых владельцев превосходили сотню голов. С этого момента начинается бурное изменение традиционной культуры саамов: естественный выпас уступает место организованному, перенятому у коми. Меховая одежда шьётся мехом внутрь, как у ненцев. Владельцы крупных стад пользуются непререкаемым авторитетом – достаточно упомянуть, что первым председателем наиболее многочисленной саамской общины в Ловозере был избран представитель коми-народа. Итак – чуть более, чем 100 лет назад кольские саамы представляли собой полудикое племя, существование которого было полностью подчинено благополучию оленьих стад. Ситуация радикально поменялась лишь в ХХ столетии. Однако «скачок» саамской культуры очень быстро сменился стагнацией: обустройство колхозов и раскулачивание наиболее крупных хозяйств привели к сокращению поголовья оленей, которое, к сожалению, продолжается и до сих пор, и отдалению от традиционных занятий (охота, рыбная ловля). Самобытность саамов начинает деградировать, а сами лопари – потихоньку спиваться, повторяя незавидную судьбу многих коренных малочисленных народов Севера.
Миф №4. Пантеон
Саамский языческий пантеон весьма обширен и насчитывает несколько десятков «персоналий», куда входят божества и духи, как правило, покровительствующие стихиям, природным проявлениям и человеческим занятиям. Любопытно, что имена многих культовых персонажей тождественны или сходны с финскими, норвежскими, шведскими. Как показывают исследования, они были попросту заимствованы из соседних культур – это выражалось в том, что либо вводилось новое божество, либо переименовывалось старое. После крещения лопарей в ХIV веке у саамов возникает двоебожие: рассказывают о случаях, когда перед совершением православного обряда лопари по дороге в церковь приносили требы своим языческим богам, прося у них прощения за «вынужденный грех». Сохранились сведения, что саамы приняли православие только ради того, чтобы их оставили в покое, то есть ограничились внешним согласием. Тем не менее, некоторые элементы церковной традиции воспринимались саамами более глубоко: например, возник обычай обмениваться нательными крестами, становясь «крестовыми братьями». Такое обретение новых родственников очень ценилось саамами, «крестовые братья» должны были во всём помогать друг другу, чем нередко пользовались поморы, устанавливая «братство» с зажиточными саамами и постепенно выманивая у них деньги и иное имущество. В некоторых луввьт в качестве защитника от нечистой силы и прочих невзгод выступает Николай Чудотворец. Как видим, и на почве религии в саамской культуре наблюдается очень большое число заимствований и интерпретаций, большинство из которых случилось в позднейшие периоды.
Миф №5. Эволюция жилища
Путешествие за оленями определяло требования к жилью: «дома» саамов были легкосборными и одна семья имела их несколько – по числу сезонных стоянок. Лопари жили в куваксах (аналог чума), вежах (более сложная конструкция из жердевого каркаса уже не пирамидальной, а купольной формы, обложенного мхом и оленьими шкурами) и в землянках (по-видимому, культура строить «лопарские ямы» пришла с юга вместе с переселявшимися в ходе вытеснения саамами). С приходом поморов лопари стали все активнее перенимать практику строительства русских изб, лес для которых покупался у поморов или обменивался на продукты оленеводства и охоты.
Миф №6. Одежда
С развитием меновой и денежной торговли меховая одежда стала отступать на второй план, а в ходу у саамов появилось сукно ярких цветов и более лёгкие ткани. Появилось и разнообразие в фасонах и покрое одежды, возникли традиционные облачения для разных жизненных случаев. В культуру саамов вторгается и вышивка бисером. Традиционный головной убор замужней женщины – шамшура, отличающийся богатством отделки и оригинальной формой, называется многими авторами самобытным элементом саамской культуры. С этим сложно не согласиться – однако стоит помнить и о том, что, во-первых, традиция шить шамшуру возникла примерно в XV-XVII веках, а во-вторых, весьма схожие головные уборы являются элементом народного костюма, например, и в Ярославской области. Мы снова становимся свидетелями заимствований – толчок к которым дало развитие торговли в средние века.
Миф №7. Национальная символика
Современный флаг саамов был принят в качестве официального символа 15 августа 1986 г. в г.Оре (Норвегия) на XIII саамской конференции. Эскиз флага был создан в ходе конкурса. До этого события саамский гимн и флаг утверждались и в 1917 г. – и тоже в Норвегии. Эти и объясняются «экваториальные» цвета флага – они искусственно привязаны к «примитивному мировоззрению»: синий цвет означает воду, зелёный – лес, голубой – небо, красный цвет символизирует жизнь (тоже самое наблюдаем и у вепсов), а жёлтое кольцо – не что иное как Солнце. Однако, справедливости ради, заметим, что хоть древним саамам и не снилось такое буйство красок (воспроизводить которое было бы слишком дорого, а то и невозможно), графический символизм им был известен достаточно хорошо, и проявлялся он в насыщенном оформлении шаманских бубнов куэмдес, некоторые образцы которых сплошь покрыты пиктограммами и узорами, нанесёнными настоем ольховой коры буро-красного цвета.
Миф №8. Демографическая статистика
На сегодняшний день на кольской земле проживает чуть больше 1800 саамов, примерно втрое больше – ижемцев, подавляющее большинство оставшейся части населения составляют русские. В результате признания в 50х-70х годах ХХ в. бесперспективными и упразднения некоторых населённых пунктов (мест традиционного проживания саамов) многие семьи были вынуждены переехать в крупное Ловозеро, однако условий для переселения для них создано не было. На это потребовалось почти десятилетие, за время которого случился отток части саамского населения в соседнию Норвегию и Финляндию, а среди оставшихся патриотов была зарегистрирована высокая смертность (часто – из-за злоупотребления алкоголем). Чистые саамские браки в сводной статистике составляют лишь малый процент, ассимиляция с коми и русскими преобладает. Таким образом, как ни прискорбно об этом говорить, сегодня мы можем общаться лишь с незначительным количеством представителей саами. Миф №9. Культовые места
Это, пожалуй, самый разгульный пласт авторской фантазии, который эксплуатируется сегодня как в рекламных, так и в псевдофольклорных целях. Чего стоят одни только сейды (по-саамски – сейты), которые «обнаружены» в любом мало-мальски привлекательном туристском районе Карелии и Кольского полуострова. И нисколько не смущает авторов, что половина каменных «идолов» разрушена в ходе борьбы с язычеством и не сохранилась, а вторая половина представляет собой типичные «новострои», созданные рыбаками, дорожниками, туристами, а то и самими устроителями турбизнеса. Между тем, культ камня действительно существовал у лопарей, но самостоятельно ими не было создано ни одного сейта – все объекты культового поклонения были только естественного происхождения. Лопари верили, что в некоторых камнях живёт душа, и в то, что после смерти человека его душа может переселиться в «свободный» камень. При этом не усматривалось закономерности, по которой сейт может быть злым или добрым – это определяли либо нуэйты (колдуны), либо сами лопари «по практике общения» с конкретным камнем. Чтобы душа не покинула камень, необходимо было регулярно «кормить» его, принося в жертву оленя или иного зверя (или птицу). Саму тушу не оставляли – из нее готовилась ритуальная еда, употребляемая участниками обряда. Возле сейта оставляли лишь шкуру, в которую заворачивали костяк животного. Если в жертву приносился олень, то непременно оставляли и рога. Особо почитались камни в виде оленьей головы (то есть тяготеющие к конической форме), а также камни и каменные конструкции, напоминающие фигуры людей и животных (сейты «Бабушка», «Куйва», «Черепаха» и др.) Женщины не имели права подходить к сейтам, поскольку, по верованиям лопарей, в этом случае с ними могло случиться что-то очень плохое. Кстати, коренные лопарки старшего поколения до сих пор поддерживают эту традицию, что, в целом, даёт лишний повод эзотерикам всех мастей нагонять мистику в своих опусах о саамском язычестве.
Заключение
Итак – в весьма коротком и, конечно же, далеко не полном рассказе я постарался нарисовать «коллективный портрет» современного саамского сообщества и немного коснуться истории этого народа. Если выражаться простым языком – то напридумано о саамах значительно больше, чем можно отыскать на практике. Поэтому ехать к лопарям как в своеобразный зоопарк или Шамбалу нет ровно никакого смысла. Посетить саамский край можно лишь в том случае, когда захочется прикоснуться к осколкам культуры минувшего, терпеливо выстраивая мозаику во всей красе – самый древний пласт, средневековье и новейшие веяния. И уж конечно, для этого потребуется не один, и не два приезда, а, возможно, вся оставшаяся жизнь, которая навсегда окажется связана с «оленными людьми»
Эпилог
Вот и подошло к концу наше пребывание в Ловозере - столице кольских саамов. Утром 5 сентября мы покинули посёлок и взяли курс на Лоухи, где должны были встретить третью машину и ещё одного компаньона по продолжающемуся путешествию - кашинского странника Spirit Of Nature. Объединение автоколонны произошло точно в назначенный срок на заправке возле перекрёстка М18 с дорогой на Пяозерский. Нас ждало недельное приключение в парке Паанаярви - но, памятуя о том, что этим летом там не побывал только ленивый, я категорически отказался составлять отчёт об этом фрагменте нашей поездки. А вот Spirit Of Nature, для которого посещение парка случилось впервые, наоборот, воспылал необычайной энергией к путевым заметкам и фиксировал в свой блокнотик буквально каждую мелочь, то и дело справляясь о непонятном. Мы с Костей весьма терпеливо относились к его восторгам, потому что прекрасно понимали, какие чувства должны овладевать человеком, прикоснувшимся к поразительной красоте Водопадов, обманчивому спокойствию Озера, молчаливым тайнам Тунтури, пленительному коварству Астерваярвской дороги, лукавому прищуру Кумжи сквозь прозрачную воду, секретам лесной бани, осиновым дровам и самодурству цилиндровской буржуйки... Впрочем, пусть об этом расскажет сам Spirit Of Nature, которому я выражаю искреннюю благодарность за долготерпение, потому что по нашему уговору сначала должны были увидеть свет восемь частей лопарских плясок, а уж потом, с соблюдением хронологического порядка, и повествование об осени в Паанаярви-2007.
Однажды, в разгар комариного лета, молодой нуэйт задумался о том, что неплохо было бы сделать так, чтобы оленье мясо не переводилось у людей круглый год. Справедливо рассудив, что лучше Мяннташша никто не сможет помочь в этом деле, нуэйт отправился на вершину тунтури спросить совета у сейтов - где бы лучше разыскать Великого Оленя. Однако, преодолев горный склон, он увидел необычную картину: на вершине сидела дочь Иммеля прекрасная Рана-ниййта и увлечённо играла с сейтами в "города" на щелбаны, и звонкий её смех серебряным колокольчиком разносился по бескрайним просторам. Склонившись в почтительном поклоне, нуэйт обратился к дочери Неба: - О прекрасная Рана-ниййта, не поможешь ли ты мне отыскать нашего прародителя Мяннташша, которого я хочу просить от имени детей его. Рана-ниййта на секунду отвлеклась от игры и недовольно повернулась к шаману: - Какова же твоя просьба, нуэйт, чтобы мешать нашей игре и беспокоить ради нее Великого Оленя?.. - Редко кому из людей удается растянуть запас осеннего мяса до поры, когда телятся важенки, - в смущении произнёс шаман. - А ведь после этого нужно ещё прожить целое лето и начало осени! Неужели Великий Олень не смог бы исправить такую несправедливость? - Так ведь всё хорошее когда-нибудь кончается, нуэйт, - рассмеялась красавица. И тут же пропустила свой ход под плотоядное урчание сейтов.
(Саамская луввьт)
Да хранит вас Великая Сила!
Спасибо всем, кто нашёл возможность и сохранил интерес дочитать отчёт до конца
К содержанию
|
|
|