Москва - Карелия (лето 2007)

По материалам закрытого форума

Gal

Кукас – Кемь – Войница
31.07

Проснувшись через несколько часов и увидев, что все остальные участники экспедиции еще спят, я тихо выбрался из машины и решил прогуляться дальше по маршруту. Утренняя прогулка взбодрила не хуже «Ред Булла», да и дорога метров через триста улучшалась, что также способствовало хорошему настроению. Вернувшись к машинам, я обнаружил, что все уже проснулись, и через несколько минут мы уже продолжали путь. Преодолев засадный участок, мы вырвались на оперативный простор и минут через двадцать доехали до «разрушенного» (если верить карте) моста через Куксу.

Остановились, подумали, побродили по окрестностям, и – о чудо! – неподалеку нашли замечательную стоянку в непосредственной близости от озера и водопада. Через пару минут наши железные кони уже мирно стояли бок-о-бок на полянке, а мы обустраивались на новом месте. На стоянке наши предшественники оставили под пленкой запас сухих дров и над столиком со скамейками натянули тент из полиэтилена, за что им огромное человеческое спасибо.
Более-менее расположившись, Миха решил проблеснить водное пространство, непосредственно примыкавшее к нашей стоянке. После нескольких забросов у него случился зацеп, что стало хорошим поводом надуть лодку и немного на ней поплавать. Отцепив блесну от камня, мы двинулись вглубь озера и через некоторое время с удивлением осознали, что это совсем не Кукас, хотя и сообщается с ним посредством двух водопадов. Преодолев перешеек, мы добрались-таки до Кукаса. Еще с берега увидели соседей – они расположились довольно большим лагерем на берегу озера недалеко от перешейка. Поплавали, попробовали ловить рыбу – создалось такое ощущение, что ее здесь просто нет и вернулись на стоянку. Через некоторое время откуда ни возьмись появились двое с байдаркой и рюкзаками. Затем один из байдарочников пошел обратно к остальным, оставив второго, как самого старшего в группе, готовить обед. И только он ушел, надвинулись тучи и пошел мелкий дождь. Все стало совсем серо и уныло. Однако, наш гость оказался интересным собеседником – от него мы узнали, что: здесь не ловят не только сотовые телефоны, но и спутниковые системы Глобалстар; они пришли со стороны Княжегубского водохранилища, а конкретно, с Челозера; в месте впадения Куксы в Челозеро есть щука и, видимо, в немалых количествах; в Куксе есть форель, но ее ой как мало и с каждым годом все меньше; а в самом Кукасе рыба хоть и есть, но поймать ее нереально, так как вода слишком чистая и рыба все видит – кто что ей кидает и зачем; а вообще на Кукас приезжают за палией (глубоководным лососем) и достают его со дна (250-300 м); и дорога, по которой мы сюда приехали, по местным понятиям, является чуть ли не хайвэем. Спустя пару часов, появились остальные байдарочники в количестве трех человек. Один из них, владелец спутникового системы Глобалстар, подтвердил, что действительно, он здесь не ловит, а ловит исключительно с вершины Ивановой горы, куда он специально забирался, чтобы поймать спутник. Пообедав и отдохнув, байдарочники продолжили свой путь.
После обеда мы с Мастером пошли за форелью на Куксу и принесли каждый по рыбке.

Однако, дальнейшие попытки поймать форель не увенчались успехом. Ближе к вечеру вышло из-за облаков солнце, подарив нам радугу и красивейшие виды этих мест.

Приходили соседи посмотреть на водопад. Часа в два ночи взошла луна.

1.08. - 2.08.

Этот день не был обременен заботами и у нас, пожалуй впервые за все путешествие, появилось время просто погулять и пофотографировать.

С утра опять были байдарочники. Поочередно плавали на Кукас.

Осмотр машин показал, что у Террашки стучаит рулевая тяга из-за разболтавшейся контргайки, а у Шнивы защита картера выглядит так, как будто ее пожевали и выплюнули. В общем, ничего серьезного. На обед был в числе прочего грибной суп – подосиновиков набрали минут за десять, прогулявшись вдоль дороги. Вечером снова были байдарочники, причем на этот раз человек пятнадцать. Судя по всему, тут у них довольно популярная тропа и тем, кто ищет уединения, следует искать другое место для стоянки.

3.08.

Утро выдалось солнечным, отчего еще больше не хотелось уезжать. Ехать обратно той же дорогой ни у кого не было желания, однако другой дороги здесь нет. Позавтракав, собрались в путь и часов в 11 утра уже занимались джип-триалом.

Ехать днем оказалось легче и веселей. В одном из самых узких мест встретились с геологической Шишигой – еле разошлись. К слову, эта самая Шишига разворотила один из мелких мостиков, поэтому пришлось перекладывать в нем бревна.

Также по пути встретили Круизер с белорусскими номерами. В процессе общения выяснилось, что они уже не первый год приезжают сюда, правда на Челозеро, а вот в этом году как раз решили дойти до Кукаса. В целом, обратный путь прошел без приключений и занял восемь часов (длина маршрута чуть больше 50 км). В процессе дозаправились московским бензином по 10 литров.
И снова под колеса побежал дивный асфальт федеральной трассы «Кола», только уже в другую сторону. В 10 вечера постояли в Кеми на переезде, пропуская поезд, в котором приехал Лёня и благополучно его встретили. На М18 нас поджидал закат...

По пути до Калевалы мы познакомились с «Карелькими ежиками» – милейшие создания, если поодиночке, и выяснили интересную особенность местных дорожных указателей (помимо того, что они деревянные) – расстояние от М18 до Калевалы, обозначенное на указателе, отличается от реального примерно на 50 км!

4.08.

В Велт приехали, как и обещали им по телефону, примерно в час ночи. Заполнили анкеты, получили целый мешок с постельным бельем и прочими полезными вещами (чему были приятно удивлены), а также заранее заказанный кусок медвежатины. Нам дали схему дальнейшего маршрута и мы устремились к Войнице.
Примерно в полпятого утра мы подъехали к «добротному красному дому» и сразу же познакомились с Рексом – хозяйским псом. Через некоторое время вышел сам хозяин дома и дальнейший путь мы проделали в кильватере его «Надежды» (ВАЗ 2120). К избушке на полуострове ведет гать, с которой мой Террано имел неосторожность соскочить под моим чутким руководством – гать могли бы сделать и пошире. Через полчаса Террано снова был на правильном пути и мы, преодолев нехилую горку, добрались, наконец, до избушки.
Избушка представляет собой строение, сложенное из оцилиндрованных бревен, с одной большой комнатой, включающей в себя логические подразделы: кухня, столовая, спальня, печь (со спальным местом наверху). Также имеются в составе избушки летняя веранда и баня.

Электричества там нет, зато в мешке, выданном нам в Велте, было обнаружено множество свечек. Плита там газовая, правда, с регулировкой интенсивности пламени проблемы; воду надобно носить с озера – емкости для нее есть. На некотором отдалении в кустах стоит «изба-читальня». Еще в нашем распоряжении были: лодка весельная с выскакивающим из уключины веслом, внушительный дровяной склад, две(!) коптильни и мангал с шампурами. В общем, жилье со всеми удобствами. Соседний дом находится на расстоянии примерно в двести метров, но все расположено так, что соседей не видно и не слышно. Кстати о соседях. Так как мы проезжали Калевалу во втором часу ночи, ни хлеба, ни сметаны, ни молока мы купить, естественно, не имели возможности – не Москва, чай. О том, чтобы купить все это, скажем, в Кеми, ни у кого мысли не возникло. Когда мы спросили Александра (хозяина избушки), как бы нам половчее все это приобресть, он рассказал, что «вооон там» на холме стоит воинская часть, а на ее территории есть магазин, но лучше попросите соседей – они все равно каждый день в Калевалу катаются.
Медвежатину я положил отмачиваться в воду. Часов в 11 утра зашли к соседям, которые оказались очень душевными людьми, пообещали привезти нам продуктов, заодно сказали, что Александр держит корову и у него можно покупать парное молоко. За день наловили рыбы, окуня и плотвы, и вечером ее закоптили.

Еще в этот вечер был красивейший закат.