Москва - Ловозеро (июль 2008)

По материалам закрытого форума

King

Часть 1

Идея посетить северные края нашей необъятной родины родилась ещё глубокой зимой. Карелия всегда манила меня своей первозданной почти нетронутой красотой и необычной северной природой. Именно с неё и началась разработка маршрута. Были прочитаны сотни отчётов и статей, просмотрены сотни фотографий. Наиболее популярные туристические маршруты были сразу отвергнуты как несоответствующие главной идее поездки – посетить отдалённые малонаселённые и малопосещаемые места с целью уединения на лоне природы.

Желание ехать на автомобиле и посетить парк Паанаярви появилось после прочтения ряда красочных отчётов. Получив подробную информацию про парк, ещё в апреле было забронировано палаточное место, определён маршрут движения с заездом в старинные населённые пункты Карелии, и начался поиск участников путешествия. На тот момент казалось, что план поездки уже составлен окончательно и подлежит лишь незначительным коррективам. О Кольском не шло и речи.

Но неожиданно, ближе к концу мая, мой друг, уже бывавший в Карелии и поддержавший мою идею поездки на авто на Север, выразил мысль о том, что северная Карелия – это ведь ещё не самый север, намекая, что несколькими сотнями километров выше лежит ещё более интересная местность, для нас совсем непознанная и от того слегка таинственная – Кольский полуостров.

И правда, всего каких то 400 километров до центра полуострова и Хибин.

Следующие 2 недели прошли в поисках информации о самых интересных местах мурманской области. Выбор пал на Сейдозеро и горы Ловозёрские тундры, как одни из самых красивых и загадочных мест полуострова. Это про них пишут, что там снежные человеки ходят, компас врёт и НЛО летает. А раз так, то нам туда и дорога.

Итак, к концу июня был определён финальный состав участников, разработан окончательный план путешествия и детальный маршрут, подготовлен продуктовый набор, собрано необходимое снаряжение. Старт назначили на субботнее утро 5-го июля.

Как я уже писал ранее, план представлял следующее:

1-ый день: путь Москва – Вытегра (5 июля);

10-ый день: посещение Паанаярви (14 июля);

11-ый день: путь парк Паанаярви – Медвежьегорск (15 июля);

12-ый день: путь Медъвежьегорск – Вологда (16 июля);

13-ый день: путь Вологда – Москва (17 июля).

Состав команды: я (Сергей), друг Лёша, девушка Аня. Все с небольшим опытом организации подобных поездок и туризма в целом.

Сразу скажу, что, несмотря на значительные непредвиденные обстоятельства, план был соблюдён и даже перевыполнен.

Итак выехали мы из столицы около 8-ми утра без особых пробок. Придавив тапку к полу в Ярославле мы оказались уже к 11 утра. Тёплая и солнечная погода первого дня пути не позволила нам проехать мимо большого пляжа в Ярославле, где и был устроен обеденный перерыв с купанием и солнечными ваннами.

Воздух на Волге был настолько тёплым, а солнце настолько ярким, что в тот момент мы даже не представляли, что через 4 дня нас будет окружать снег, а температура будет колебаться у отметки +5 градусов по Цельсию.

В 13.00 мы с трудом выдвинулись с пляжа и установили курс на Вологду. Дорога до Данилова оказалась не очень хорошей, с ямками, трещинами и буграми, зато после него начался такой хайвэй, что на одном из спусков в районе 390-го километра пришлось отдать штраф местным ГАИшникам за 135 км/ч вне населённого пункта. (Внимание, ГАИцы там пасутся, видимо постоянно, т.к. на обратном пути мы их тоже видели!) Первую заправку сделали не доезжая до Вологды несколько километров на отличной Лукойловской заправке (рекомендую!). В Вологде мы оказались в 15.40. Объехав город стороною, мы устремились прямо на север – на Вытегру. Качество дороги среднее, порою переходящее в отличное. Основной особенностью всего перегона Вологда – Медвежьегорск на мой взгляд оказалось приближающееся к нулевому количество как встречных, так и попутных машин,

а особенно порадовал внезапный 3 километровый грейдер, возникший после очередного поворота.

Первую ночёвку устроили в 20.30 на берегу Волго-Балтийского канала, что в 12-ти километров от Вытегры.

За первый день мы преодолели 850 км. со средней скоростью по бортовому компьютеру 70 км/ч.

На следующий день стартовали в 9.00.

Дорога до Вытегры и после запомнилась очень плохим качеством покрытия, а дома по сторонам – огромным количеством спутниковых антенн.

Республика Карелия встретила нас пасмурной погодой, локальными дождями и просто отличной дорогой, покрытие которой, к сожалению, быстро сменилось на оставляющее желать лучшего. По сторонам начали открываться радующие глаз северные пейзажи с мхами, большими камнями, множеством речушек и озёр. Вторую заправку осуществили в Пудожи, дорога после которой превратилась в полный бардак с частыми знаками, ограничивающими скорость до 40 км/ч. из-за серьёзных выбоин и неровностей.

В Медвежьегорске наш экипаж оказался в 13.30. Выехав на Мурманку, сделали привал, пообедали и двинули дальше. Буквально после нескольких километров движения по трассе я стал задаваться вопросом, какой же скоростной режим выбрать, т.к. количество ям на некоторым участках дороги так и требовало снизить скорость до 70-ти км/ч. Но, посчитав, что с такой скоростью уложиться в рамки нашего плана будет сложно, было принято решение вдавить педаль поглубже и отпускать её только в совсем крайних случаях. И это, на мой взгляд, оказалось правильным решением, ибо на скорости 110 – 130 км/ч абсолютное большинство ям просто не замечаешь, колёса пролетают над ними. В таком режиме мы достигли Кеми в 17.20, дозаправились, и двинулись дальше в северные края. Доехать в этот день до Кандалакши не получилось, т.к. к вечеру я начал уже уставать и выбранного активного стиля вождения, и ночёвку пришлось сделать под Лоухами. Дорога от Кеми до Лоухи запомнилась бесконечными болотами по сторонам и очень кстати оказавшимся источником с чистой питьевой водой (источник обозначен знаком). Стоянку под Лоухами мы нашли очень удачную. Свернув на перекрёстке налево в сторону Пяозёрского с левой стороны дороги мы увидели несколько въездов прямо в лесной массив, одним из которых и воспользовались. Проехав несколько сотен метров по лесной дороге мы оказали в живописнейшем месте. Лес представлял из себя смесь низкорослых еловых и карликовых берёз, почва каменисто-песчаная, но в большинстве устлана мхом с красивыми камнями.

Вечер был туманный, прохладный и с моросящим дождиком. Как же сладко в такую погоду спится в палатке!

Утро третьего дня было отмечено неожиданно низкой температурой +6 по Цельсию. Погода оставалась такой же пасмурной, сырой и прозяблой. Быстро позавтракав и погрузив всё в машину, около 9.00 мы направились дальше, дальше на манящий и таинственный Север. Но путь на север оказался тернистый. Сразу после Лоухи началась просто напрочь убитая дорога, как после бомбёжки.

Пару раз желание пролететь над очередной ямой со скоростью 120 км/ч обернулось жуткими ударами в подвеску. Но несмотря ни на какие трудности в Зеленоборском мы были уже в 10.30, а в Кандалакше в 11.20.

И вот он Кольский!!

Перед поездкой я много читал про него, про его природу, историю, смотрел много фотографий, но ничего из увиденного и прочитанного и близко не передавало картины за бортом.

Горы, кругом горы. Я всегда считал, что из гор на Кольском только Хибины и есть. Но я глубоко заблуждался. Всю дорогу до Оленегорска по сторонам виднелись пологие и скалистые горные вершины со снежниками, а сама дорога вилась серпантином среди этих гор, изобилуя крутыми спусками и подъёмами.

Под впечатлением к 12.40 мы добрались до Мончегорска, где заправились, а в 13.15 уже свернули на Ловозеро, не заезжая в Оленегорск. Каких то 4 часа от Лоухи и мы уже в центре Кольского!!

Дорога до посёлка Ловозеро тупиковая, но при этом полностью покрыта сносным асфальтом. За все 80 километров машин на дороге почти не встретилось, шёл дождь, а термометр показывал +4.5 градуса за бортом. По дороге нас всех почему-то начало сильно клонить в сон, Аня сразу заснула на заднем сидении, а я не заснул, наверное, только благодаря одёргиваниям напарника Лёши.

В 14.10 мы в Ловозере. Я, конечно, знал, что этот посёлок – достаточно крупный населённый пункт и центр саамской культуры, но наличие в нём общественной столовой, гостиницы и круглосуточного магазина меня порядком удивило. Честно говоря, за время общения с местными жителями я так до конца и не понял, что послужило причиной развития инфраструктуры до такого уровня, учитывая, что в посёлке нет никакого производства.

Итак, плотно пообедав в местной столовой с колоритным названием «Тундра» за совсем небольшие деньги,

мы отправились на поиски лодочника, который отвёз бы нас по Ловозеру до Мотки, откуда до Сейдозера – 30 минут пешком. Поиски увенчались успехом достаточно быстро, но из-за предупреждения МЧС о штормовой погоде в районе Ловозера, везти нас никто не хотел, и мы с уже с собранными походными рюкзаками загрузились ночевать в местную гостиницу с саамским названием «Коавас».