Главная
Статьи
Форум
Москва - Козельск (март 2009)




По материалам сайта http://vagante.ru/


ПРОДУКТ


 Оборона Козельска происходила весной 1238 года . Взяв город Торжок 5 марта после двухнедельной осады, монголы пошли по Селигерскому пути к Новгороду, однако, не дойдя около 100 верст, около Игнач-креста повернули на юг в половецкие степи, по пути продолжая уничтожать уцелевшие города. Батый вошел в пределы Черниговского княжества и на восточной его окраине осадил Козельск на реке Жиздра. В то время город был столицей княжества во главе с двенадцатилетним князем Василием. К моменту осады Козельска у Батыя было десятитысячное войско, а полное население Козельска было около 4000 человек. Город был хорошо укреплён: обнесён земляными валами с построенными на них крепостными стенами, но монголы располагали мощной осадной техникой. Подойдя к городу, войска монголов потребовали его сдачи. Жители Козельска уже знали, что монголы не щадят пленных, и предпочли умереть в бою. На совете было решено: "Козляне же свет сотвориша не вдатися Батыю. Рекше яко аще князь наш млад естью. Но положим живот свой за нь и сде славу сего света приимше и там небесныя венцы от Хроиста Бога приимем" (Ипатьевская летопись) Началась семинедельная осада. Батый был взбешен неслыханным сопротивлением козельцев. Он запретил называть город Козельском, а повелел звать его «Злым градом». Козельск отнял у него 7 недель, уступая в длительности сопротивления лишь Киеву. Третье место занимает Торжок, остальные города, включая крупные (Рязань, Владимир, Галич), сопротивлялись не более 7 дней. Из пяти месяцев своей кампании против Руси два Батый потратил на Козельск.



Ты Русским был и был простым,
Но хан тобою был обижен
И обозвал со злости - злым,
Когда узнал тебя поближе.
Козельск – не знал ты слов «измена»:
Василий князь – тонул в крови,
С ним пали жители твои -
Все, не вкусил позора плена!
Погиб Козельск в неравной сечи,
Где дым и кровь, и смерть кругом;
И подвиг твой увековечен –
В твоем прозвании, врагом!
Но здесь, у этих рубежей,
Врага сломилась злая сила.
И Русь главу свою склонила
Перед могилою твоей...
Оставил подвиг твой былинный
В истории неизгладимый след,
Став для Руси, огнем палимой, -
Предтечею её побед!
Но вихрем мчит лихое время,
И ты, – на Жиздры берегу,
Собрал в Предтеченском скиту
Иных христовых воинов племя.
С мольбою Русь теперь взирает,
Как чадо, кротко, на отца;
И вновь Василий погибает –
Нет у истории конца...
Сергей Макеев

Со времен беззаботного детства хотелось посмотреть на этот город. И , припомнив, что «бешеной собаке семь верст не крюк, покидав дорожный припас в машину ранним субботним утром мы двинулись в сторону Козельска…

Козельск — один из древнейших городов России. Его история уходит вглубь веков, а первое летописное упоминание относится к 1146 г. Козельск расположен на высоком и весьма крутом береге реки Жиздры при впадении в нее речек Клютомы и Другусны. Местность самого города почти ровная, но изрезанная крутыми оврагами. Западные окрестности волнистые, восточные - низменно луговые, вообще открытые, за исключением пространства на правом берегу реки Жиздры, по течению которой тянутся большие хвойные леса. Памятниками прежнего тревожного положения города остались едва заметные следы земляного вала имевшего в окружности 450 саженей, внутри которого стоял деревянный острог. Однако, самое интересное сегодня в Козельском районе - это сеть православных монастырей : Оптина Пустынь, Шамордино, и Клыково. Но не только этим известен Козельск - национальный парк "Угра" является самой крупной особо охраняемой природной территорией региона.

Но обо всем по порядку…

Нежелание дергаться на шестнадцати светофорах при выезде с окраины Люберец на МКАД и далее заставило избрать более длинный маршрут, но зато он пролег по довольно интересным и значимым местам.

 

Осталась слева Давидова пустынь  и уже вот он, Серпухов, город, расположенный на окских рубежах и служивший крепостью в период длительной борьбы с монголо-татарскими и литовско-польскими завоевателями, долгое время оставался надежным форпостом Московского княжества. Серпухов славен своей историей: именно здесь проводил некогда царь Иван IV большой смотр своих военных сил, здесь стоял лагерь Бориса Годунова с «ратными людьми», в Серпухове собирал полки «для недруга своего крымского царя» Василий Шуйский. Одним из опорных пунктов стал город для крестьянской армии Ивана Болотникова. В середине XVI века Серпухов сохранял роль важного стратегического, административного и хозяйственного центра, переживал оживление в ремеслах и торговле. Город состоял из трех частей: кремля, посада и слобод. Исторически городские районы Серпухова формировались из монастырских слобод и фабричных сёл, и были объединены в единое целое уже в настоящее время.

 

1620 г. — число дворов в посаде составляло немногим более 60, что позволяет оценить население на уровне 300 человек.((((




 

Первым делом было решено посетить в Серпухове Высоцкий мужской монастырь, основанный в 1374 году Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, сподвижником в ратных делах своего двоюродного брата великого князя Димитрия Иоанновича Донского, и по благословению преподобного Сергия Радонежского, поставившего в первые настоятели монастыря любимого ученика своего Афанасия. Название свое "Высоцкий" получил монастырь от места, на котором устроен, в древности прозывавшегося "Высокое".
 






 

Монастырь насчитывает более 20 насельников — монахов и послушников. Настоятель обители — игумен Кирилл, человек строгий, установивший запрет на фотографирование на территории монастыря, посему фотографии внутри пришлось делать украдкой (подобно Штирлицу , кормящему немецких детей).

 

Наиболее значительным событием Высоцкой обители в XIX веке было строительство новой колокольни взамен старой 1624 года, которая пришла в ветхость и рухнула, к счастью, никого не задев. В 1840 году строительство монументальной надвратной церкви-колокольни было завершено. Вскоре во втором ярусе постройки был устроен храм во имя Трех Великих святителей и Вселенских Учителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого. Освящен храм был в 1843 году митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым). На третьем ярусе, на самой колокольне, до закрытия монастыря в 1931 году было 14 колоколов, самый большой в 721 пудов весом, и башенные часы с циферблатами на четыре стороны. В 2004 году проведена внешняя реставрация колокольни.
 






Красавец Зачатьевский собор…

 

При самом основании Высоцкого монастыря в 1374 году серпуховский князь Владимир Андреевич выразил желание чтобы обитель была воздвигнута в честь Богоматери, во имя Ее Зачатия праведной Анной. Преподобный Сергий, избравший место для обители, одобрил желание князя. В честь этого великого события, положившего начало Новому Завету, и был освящен первый соборный деревянный храм монастыря. В 1381 году монастырь после одержания доблестным князем Владимиром Андреевичем Храбрым и его двоюродным братом Димитрием Иоанновичем Донским победы над татарами на Куликовом поле украсился величественным памятником — над братской могилой воинов серпуховского ополчения, погибших в Куликовской битве, князь строит величественный каменный собор во имя Зачатия Пресвятой Богородицы праведной Анной. Однако в некоторых отдельных частях во внешнем виде собора произошли значительные перемены — пять шлемовидных куполов заменены на луковичные главы, устроена железная кровля с прямыми скатами, расширены окна. Собор со времени своего основания многократно возобновлялся и перестраивался, пока не принял современного вида.





 

Храм, посвященный Преподобному Сергию, расположен с южной стороны Зачатьевского собора, над соборной ризницей и Никольским храмом. Сергиевская церковь существовала уже в конце XVI века. Во Вкладной книге монастыря упоминается, что в 1618 году архимандрит Иосиф жертвовал деньги на ремонт Сергиевского храма, пострадавшего в разрушительное и бедственное время междуцарствия. Храм неоднократно перестраивался и ремонтировался. В нем сохранялся иконостас XVIII века. Царские врата являлись одним из лучших образцов русской резьбы по дереву XVII века. Мерзость запустения коснулась и этого храма. Из его внутреннего убранства ничего не сохранилось.

Церковь Всех Святых, построенная в 1896 году, стала последним крупным строительным мероприятием Высоцкого монастыря в XIX веке. Храм возведен за пределами крепостных стен (по ул. Калужской) по проекту Р. И. Клейна на средства Н. Н. Коншина в качестве родовой усыпальницы серпуховских фабрикантов Коншиных, делавших в XVIII-XIX вв. значительные вклады в монастырь. В настоящее время храм находится на реставрации.




Во время прогулки по монастырю машинку охранял такой вот местный житель заброшенного дома, что стоит около монастырской стены...
 


 

От входа в монастырь, с высокого холма открывается вид на город и его храмы...
 

Введенский Владычний монастырь, древнейший на серпуховской земле, был основан в 1360 году Митрополитом Алексием, святителем Московским и всея России чудотворцем. Монастырь возник по особому изволению Божией Матери — святитель Алексий услышал глас, исходящий от Ее иконы: «Алексие, подобает тебе монастырь поставить имени Моему, купно же и себе в память». Чудесным образом было указано и место для сооружения монастыря «в пределе града Серпухова», среди дремучего соснового бора на правом берегу реки Нары, и то событие земной жизни Пресвятой Богородицы — преславное Ее Введение во храм, — в честь которого воздвигнут монастырь. В 1806 году митрополит Московский Платон (Левшин; † 1812) обратил свое архипастырское внимание на Владычнюю обитель и испросил у Императора Александра I разрешение преобразовать ее в женскую. С этого времени начался невиданный расцвет обители.


 

Прочитав в Уставе монастыря строки "Цель монашества достигается путем добровольного неуклонного выполнения христианских заповедей и основных монашеских обетов, среди которых важнейшее место занимают: нестяжание, девство и послушание.Девство состоит в постоянной безбрачной жизни, т.е. в совершенном воздержании от всего, дозволяемого в жизни супружеской, а также в постоянном хранении души от нецеломудренных мыслей и пожеланий", я принял волевое решение в монастырь не заезжать...

И двинулись мы в сторону Кафедрального собора Николы Белого.
 



 

По серпуховским улицам-дорогам, больше напоминающим направления..





 

Углядев по пути местный ДОПР )))
 


 

Среди памятников архитектуры позднего классицизма в городе Серпухове храм Николы Белого, занимает бесспорно первое место как по художественным достоинствам, так и по своему градостроительному значению (он служит главной высотной доминантой для целого района старой, исторически сложившейся застройки).

Никольский храм на Калужской улице имеет длительную и сложную строительную историю. Первоначально он был деревянным. Таковым он фигурирует в документах XVI — начала XVII вв. (в частности, в описях г. Серпухова 1552 г. и 1620 г.). "Только храм в честь Николая Чудотворца в 1649 г. является уже каменным, отчего стали называть его Николою Белым... Это была первая каменная церковь в городе и на посаде, вторую подобную церковь построили в сельце в честь жен Мироносиц, затем третьим каменным храмом стал Троицкий собор в 1696 г.", — читаем мы в Истории Серпухова П. Симсона.



 

Высказывалось предположение о том, что в строительстве первой каменной церкви Николая Чудотворца, предшественницы нынешней, принимали участие зодчие из Ярославля. Оно основывается на близости композиционного построения здания, о котором можно составить представление по сохранившемуся старинному рисунку, с характерными особенностями ярославских культовых сооружений XVII в.

 

В 1713 году издается указ о постройке каменной церкви в честь свт. Николая. Инициатором постройки являлся подьячий Земской избы г. Серпухова Михаил Попов. Уже в марте 1721 года Михаил Попов пишет: "...и ныне я по своему обещанию вместо той ветхой церкви каменную построил и верх на той церкви сделал по чину". В том же году храм освятили.В 1831 г. был составлен проект перестройки здания церкви. Сохранились проектные чертежи с фасадами и разрезами за подписями: Архитектор Таманский и архитектор Шестаков. Поскольку инициалы обоих зодчих в подписях на чертежных листах отсутствуют, встает вопрос об идентификации этих лиц с теми или иными "каменных дел мастерами", которые известны историкам русской архитектуры. В 1835 г. началось строительство ныне существующего храма Святителя Николая с приделами святителя Алексия Митрополита Московского и преподобного Кирилла Белоезерского.

Возведенный в 1835-1857 гг. храм Николы Белого является прекрасным образцом московского ампира. Он выстроен из кирпича и отштукатурен, имеет во внешнем декоре белокаменные детали. Мощный четверик с одной апсидой и двумя боковыми папертями-портиками несет большую купольную ротонду. Примыкающие к основному объему с запада четырехстолпная трапезная и многоярусная колокольня претерпели в ходе их сооружения некоторые изменения по сравнению с проектом.









А рядом...(((


 

Красная Гора имеет довольно крутые склоны, и взбираться на ее вершину пешком удовольствие спорное...Но к Троицкому собору ведет проселочная дорога (правда, весьма сомнительного качества - неловкое движение рулем или неаккуратная работа педалью газа могут дать повод для обсуждений всему городу в течение дней четырех). Запрещающий "кирпич" грустно валяется в снегу недалеко от стойки, а информационную табличку с просьбой не мусорить и не заезжать на гору на автомобилях я не заметил.

И вот он, Троицкий собор..

На этом месте в крепости стоял деревянный собор ещё во времена Серпуховского князя Владимира Андреевича (XIV в.). В XVI в. его сменил каменный, в 1696 г. он был перестроен на средства архимандрита Московского Спасо-Андроникова монастыря Феодосия, в прошлом священника Троицкого собора. О значении Троицкого собора в жизни серпуховского края свидетельствуют грамоты великих князей и царей. В 1514 г. грамотой Василия III были подтверждены старинные привилегии духовенства Троицкого собора. Его протопопу люди, приезжавшие торговать в Серпухов, должны были платить таможенную пошлину, треть средств шла на содержание построенного в крепости ещё князем Владимиром Андреевичем Храбрым храма Великомученика Димитрия Солунского. Протопопы собора собирали венечную пошлину со всего Серпуховского уезда. Кто венчался без уплаты её, подлежал штрафу в два рубля (очень большая для тех времён сумма). В XVII в. в соборе был придел святого мученика Димитрия Солунского, разобранный и вновь восстановленный при перестройке в 1837-1841 гг., когда были также изменены завершение колокольни и восьмерик храма, пристроен придел святителя Николая Мирликийского (храм Святителя Николая издревле стоял в Серпуховском кремле южнее Троицкого собора). Фасады храма получили архитектурную обработку в стиле ампир. В проёме кремлевских стен были видны только западный фасад и колокольня (которой в советское время вернули облик конца XVII в., нарушив тем целостность восприятия архитектурного памятника).
 




Наградой за скользкий путь наверх был вид на серпуховские храмы






 

Как все хорошее когда-нибудь кончается, так и закончилось наше пребывание в Серпухове. Подробно о православном Серпухове можно узнать тут http://www.pserpuhov.ru/index.php

Ближайшая цель - Таруса, город, где жили и похоронены: писатель К.Г.Паустовский, художник В.Э.Борисов-Мусатов, скульптор-анималист В.А.Ватагин, ученый-кристаллогрф Г.В.Вульф. От Серпухова до Тарусы ведет весьма гладкая дорога 1+1, правда весьма "вертлявая" и скачущая "с горки на горку", весьма затрудняющая обгоны неспешно едущих авто местных жителей. Но при въезде в город... УжОс.И когда я зевнул, расслабившись после межгородского перегона, первый же ухаб-яму, машина превратилась в отгадку загадки "птица-не птица, летит и материЦЦа..". Приземление было настолько жестким, что желание остановиться и совершить прогулку по городу, встретившим столь негостеприимно, отпало в момент(((( Далее до Калуги превратилась в некую мезотряску, особенно поганую в местечке, носящем мое имя...








Рейтинг@Mail.ru