Главная
Статьи
Форум
Ярославль - Кострома (май 2010)


http://nat-ka.livejournal.com/





Первая поездка в Ярославль была совершена 26 и 27 августа 2006 года, вторая (вместе с Костромой) - с 1 по 3 мая 2010 года.
Текст был написан в 2006 году, с незначительными правками он и выложен. Фото 2010 года, сделанные же 4 года назад оговорены особо.


Ярославна, тебя я славлю,
Славлю землю твою в цвету,
Славлю молодость Ярославля –
Нашу русскую красоту.
Разве сердце отдать не вправе я
Той, что с солнцем обручена?
А вокруг тебя Ярославия –
Древнерусская сторона.
Л. Ошанин "Ты проходишь походкой плавной..."

Как добраться до Ярославля

Удобнее всего - экспрессом Москва (Ярославский вокзал) - Ярославль, который идет около 4 часов (с 08:24 до 12:18) с остановками в Сергиевом Посаде, Александрове и Ростове. За почти 4 года поезда стали гораздо удобнее - теперь в каждом ряду не 2-3 кресла, а по 2 больших и расстояние между впередистоящим креслом и твоим такое, что можно не только ноги вытянуть, но и улечься на полу:) В мае 2010 года билет 2 класса стоил 416 рублей на 1 человека в 1 сторону. Купить билеты можно и нужно на сайте http://rzd.ru/, оплатив карточкой, получить потом - в терминале на любом вокзале не менее чем за час до отправления.

От жд вокзала





до центра города (к примеру, Волковской площади, откуда до Спасского монастыря рукой подать) ходит масса транспорта по прямой (что-то в районе 5-6 остановок), билет стоит 10 рублей.

Где жить
Мы останавливались в двух гостиницах:

Ярославль, мини-отель "Ярославль-Эксетер"- в этой жили в 2006 году, хотели забронировать номер и в этот раз, но уже не было мест (бронировали незадолго до собственно майских праздников)
Ярославль, гостиница "Медвежий угол", 3* - в этой жили в мае 2010 года


История (ну вдруг вам в поезде читать нечего будет:)

Ах ты, батюшка, Ярославль город!
Ты хорош, пригож, на горе стоишь,
На горе стоишь во всей красе,
Промеж двух рек, промеж быстрыих,
Промеж Волги-реки, промеж Которосли.


Город основан на слиянии реки Которосль с Волгой примерно в 1010 г. – во всяком случае, именно в 2010 г. жители города собираются праздновать 1000-летие. Предание приписывает основание города киевскому великому князю Ярославу Мудрому,



который, видно, был парнем не промах – расширяя границы своего княжества, и продолжая славное дело своего отца, Владимира Красное Солнышко (того, кто крестил Русь «огнем и мечом»), он надумал покорить земли вдоль Волги, и встретил сопротивление со стороны жителей языческого поселения «Медвежий угол», а когда жители выставили на поединок свой тотем – медведя – князь поразил зверя и стал повелителем здешних земель.



А чтобы помнили, нарек город собственным именем. А бедное животное стало с той поры символом города. Неподалеку от Красной площади в скверике посреди цветочной клумбы стоит медведь, как будто вырезанный из куста – с картонной секирой в лапе – секиру сию, как рассказывают, воруют с завидной регулярностью местные хулиганы. Поединок же князя с медведем увековечен на постаменте памятника князю напротив Спасского монастыря.



После смерти князя Ярослава могущественное государство Киевская Русь (а оно было поистине могущественным, и имело влияние на историю Европы, учитывая, что дочь Ярослава Мудрого Анна была замужем за французским королем Генрихом I,



Анастасия - за венгерским королем Андреем I, Елизавета - за Геральдом Норвежским, а затем за Свеном Датским, а польский король Казимир был женат на Добронеге, сестре Ярослава) перестало существовать: распалось на мелкие удельные княжества, возглавляемые вечно выясняющими между собой отношения князьками. Ярославль же сначала вошел в состав Владимиро-Суздальского княжества, затем стал столицей Ярославского княжества (1218). С XV века Ярославль в составе Великого Московского княжества.

В период борьбы против польской интервенции в 1612 в Ярославле находилось Народное ополчение под руководством К.М. Минина и Д.М. Пожарского, именно отсюда оно двинулось на Москву. В XVII в. Ярославль - крупный торговый и ремесленный центр, расцвет экономики сопровождался расцветом в искусстве – именно тогда были созданы практически все увиденные нами шедевры зодчества, кои и поныне можно увидеть в Ярославле. В 1750 в Ярославле актёр Ф.Г. Волков основал первый в России профессиональный театр.

Навечно вписаны в летопись русской культуры имена великих людей, связанных с Ярославлем: основателя первого русского театра Федора Волкова, русских поэтов Николая Некрасова, Леонида Трефолева, оперного артиста Леонида Собинова, ученых: индолога Герасима Лебедева и экономиста, поэта, этнографа М. Чулкова, основоположника русской научной педагогики Константина Ушинского, первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой.

***

Карту города мы купили в киоске на вокзале еще в 2006м году, с ней и ездили. Она большая и не очень удобная, но основные культурные ценности там найти можно. Муж, который по ней меня и водил, утверждает, что к действительному расположению улиц карта имеет примерное отношение, как будто городские власти сначала издали карту, как Ярославль должен выглядеть к славной и круглой дате, а потом стали подгонять под нее город. Пока еще не совсем получилось.

Вот еще одна -


Вероятно, мы бродили по городу довольно бездумно, ныряя то в какую-то подворотню, чтобы заснять понравившийся дворик или шпиль церкви, который лучше всего виден именно отсюда, перебегая дорогу в неположенных местах, дабы убедиться, что и отсюда этот купеческий особняк тоже хорош, но в целом старались больших крюков по городу не делать, так что совершить прогулку по нашим «стопам» все же можно попытаться.


Храм Владимирской Богоматери на Божедомке (XVII век)

В славном путеводителе ЛПФ указано, что храм на пересечении улиц Рыбинской и Мышкинской. Наверное, это был юмор, которого мы, циничные туристы, не оценили – ибо церковь стоит на пересечении улиц Рыбинской и Лисицына.



Церковь Владимирской Богоматери на Божедомке славная: аккуратная, с синей крышей, колокольней, чем-то напомнившей Коломенское, и тремя небольшими маковками куполов с другой стороны. Никогда не задумывалась, что означает название «Божедомка», помните «Ира на Божедомке? Друг,а это не Соболевская, часом?». «Божедомкой» в те времена называли пригородную слободку для бедных и безродных.


Рыбинская улица донельзя контрастная: то киоск, вокруг которого бомжи устроили посиделки, кучи строительного и обычного мусора, лужи по колено, и довоенного вида дома, то район со свеженькой застройкой, где снаружи окон висят горшки с геранью, и офисные здания, блестящие тонированными стеклами. Обогнув школу, окруженную рябинами и бревенчатый домик, мы попали на улицу Салтыкова-Щедрина. На ней мы намеревались осмотреть

Церковь Никиты Мученика с колокольней (XVII век)

Но не тут-то было – по указанному в ЛПФ адресу Салтыкова-Щедрина, 40 спокойно стоял жилой дом, причем очень старый (версия о том, что на месте колокольни построили новый дом, отпала сразу). Благо, что на пороге дома беседовала пара мужичков, из общения с которыми мы выяснили, что искомый объект расположен дальше на 50-60 метров – по адресу Салтыкова-Щедрина, 32, или на пересечении с улицей Победы. Сама церковь практически не сохранилась (прим. 2010 года - ее восстановили),



от нее остался безликий кусочек, зато колокольня видна даже через безобразный промышленного вида забор. Лучше всего снимать ее, кстати, со стороны, противоположной той, откуда мы вышли – это выяснилось на следующий день. Колокольня являлась одной из первых в Ярославле звонниц ярусного типа, и выглядит очень оригинально – ярусы постепенно уменьшаются кверху и увенчаны малой главкой, что зрительно увеличивает высоту колокольни.




***

Отсюда мимо стадиона, где завтра планируется футбол, мы потопали к своей гостинице. Поселились, и пошлепали дальше осматривать центр.

В 5 минутах приятной прогулки мимо старинных деревянных домов с резными ставнями – Красная площадь.


фото 2006 года

В отличие от московской тезки, она не впечатлила. Вправо уходит небольшой бульвар, где ощутимо пованивало навозом – стайка девочек то ли прогуливала двух лошадей и парочку пони, то ли предлагала покататься. На бульваре – прекрасно выполненные яркие цветочные клумбы,


фото 2006 года

а в центре одной из них стоит медведь, как будто вырезанный из куста, с секирой в лапе.


фото 2006 года


фото 2006 года

Перед зверушкой вчистую вытоптана клумба – наверное, туристы каждый день фотографируются «на фоне».

В 2010 году в центре бульвара мы обнаружили памятник Петру и Февронии, остальная часть бульвара была нещадно перекопана, как и весь центр, но есть мнение, что к сентябрю все закончат.


За домами виднеются золотые купола - это

Казанский монастырь и собор (1610)

Зело велик и впечатляющ: величественные белые стены, свежий ремонт снаружи и пока еще разруха внутри. Но перед центральным входом – опять ухоженные цветочные клумбы (смотреть приятно), и часовня, куда туристам ходить было нельзя – тут женский монастырь.



Названы собор и монастырь в честь образа Казанской Божьей Матери, защитившей город от поляков в начале XVII века. В 1612 году этот образ сопровождал ополченцев Минина и Пожарского в походе на освобождение Москвы. Здание собора построено в 1845 году.



Вероятно, в советское время монастырь был закрыт и с практическими целями использовалась только соседняя церковь Покрова Богородицы – классическая, с колоннами по фасаду и круглым куполом,



но без креста – с другой стороны монастыря на ней еще вылеплены буквы «Планетарий». Кажется, там у входа даже расписание висело – часы работы и список лекций…



Часовня Александра Невского (1892)



От монастыря мы идем в сторону Советской площади, на краю которой скромно стоит потрясающе красивая часовня. Вокруг нее раскопали тротуар, высились кучи песка и банальной грязи, а она стояла себе свечечкой… Внутри в малюсенькое пространство умудрились впихнуть два внушительных прилавка и витрины со свечами-крестиками-иконками и «правоверной литературой», за ними монахинь с ног до головы в черном не было даже видно. Так что на красивые росписи на голубом фоне мы любовались, притулившись у порога. По одному. А снаружи она настолько нарядна, что напомнила мне кокошники для новогодних утренников – с резьбой, узорами, шатрами крыши, изразцами… Если пройти чуточку вправо, то там будет еще одна похожая на часовню церковь –

Церковь Сретения Господня в Депутатском переулке (1891-1895)

Стоит в переулке, где один за одним следуют витрины ювелирных магазинов, и имеется несколько едален. В XIX веке здесь на средства ярославского фабриканта И.Н. Дунаева был построен целый комплекс церквей в "русском" стиле по проекту архитектора Н. И. Поздеева: две церкви, объединенные в большой храм, часовня и ограда. Снаружи храм радует глаз богатством кирпичного декора, повторяющего древнерусские формы. На него как раз и похожа часовня Александра Невского, и даже архитектор у них один и тот же.


Переулок узкий, не отойдешь:)

***

На самой же площади стоит посмотреть еще на фасад гостиницы «Бристоль». Так называемый провинциальный модерн, внесенный, говорят, в учебники русской архитектуры.



Дома на площади







За большим и непонятно как тут оказавшимся зданием



на просторной Советской площади стоит до того красивая церковь, что я и на административные здания по краям площади-то и не обратила внимания. Она похожа на… пирожное – кремового цвета стены, нежно-зеленые купола – фрукты в корзиночке К ней двигалось несколько групп интуристов, которых только что привезли сюда на автобусах, и их было столько, что я невольно ускорила шаг – дабы обогнать их и первыми зайти в

Церковь Ильи Пророка (1647-1650)





Внутри очень, очень красиво: резной золоченый иконостас и великолепные фрески - кажется, будто стены покрыты ярким ковром. Рассматривать все это можно бесконечно, но за плату – 70 руб. со взрослого, 40 - для льготных категорий, 100 – фото- и видеосъемка (дальше я буду просто писать так: 70/40/100). Церквей, еще не переданных РПЦ, и принадлежащих музею, в Ярославле еще несколько, и все они стоят примерно столько же. Особенно радует плата за съемку – в темноте внутри и увидеть-то что-то проблематично, а уж снимать…



Очень чувствуется византийская школа.












Правда, когда вспоминаешь, что это фрески XVI-XVII вв., становится немного грустно - Джотто рисовал такие уже в XIV веке..

Отмечу, что фрески, не хуже, чем в этой церкви, имеются в церквях Петра и Павла и Николы в Меленках, причем посмотреть их можно совершенно бесплатно - они действующие.

Вид сбоку


В данной же церкви у входа примостилась какая-то «народная художница» (мы так и не поняли, работник музея она, или так, торгует своими работами), которая, увидев, как мы зависли, рассматривая фрески коридора, в довольно грубой форме сообщила нам, что «вы мне мешаете, молодые люди!» Удивительно, но группы иностранцев, заслонявшие фрески еще более массово, ей не мешали. Интересно, до каких пор персонал российских музеев будет пресмыкаться перед иностранцами и третировать российских туристов? Или это уже в крови и, может быть, пройдет поколения через три? Вспомнилось мне, как году эдак в 1997, когда мы с родителями проводили лето в Массандре, выбрались мы в Ливадию, так вот там кассирша дворца сообщила, что прибыла большая группа «европейцев» (произнесено это было с придыханием), и поэтому пока их не пропустят вне очереди, продавать билеты она не будет. Тетеньке не повезло – народ, приехавший в тот день, попался боевой, и тут же поставил ее на место, иностранцы были поставлены в общую очередь, да они и не возражали-то… Этой же (ярославской) хамке я (не сдержалась) сообщила, что вообще-то музей существует не только за счет иностранных туристов, и если она будет продолжать наглеть, то я буду вынуждена написать жалобу администрации музея. Ошалевшая тетка что-то еще пыталась пробурчать типа «ну надо же – мы живем за счет туристов», но мы уже шли смотреть церковь снаружи…

Церковь Николая Надеина (1620-1622)

Тоже принадлежит музею. 50/20/100. Стоит буквально за соседним домом, во дворе. Первый каменный посадский храм Ярославля, построенный по заказу активного участника земского ополчения 1612 г., "государева гостя", торгового агента царя Надея (Евфимия Андреева) Светешникова и посвященный Николе - чудотворцу - покровителю торговли и путешествующих.







Внутри стоит взглянуть на массивный золоченый иконостас, выполненный, согласно легенде, по рисунку основателя русского драматического театра, прихожанина храма, Ф. Г. Волкова, что вполне вероятно, так как вся композиция носит театральный, декоративный характер. Фрески XVII века. Снаружи церковь скромная, но тоже радует глаз, особенно своей многоэтажностью – такое впечатление, что там кто-то живет/работает.

***

Несмотря на то, что с утра покрапывал дождик, погода, наконец, решила порадовать туристов и свадебные процессии солнышком. На набережной, откуда ни возьмись, появилось множество автомобилей, изукрашенных белыми и розовыми цветами, большеглазыми пупсами, кольцами и сердечками. Молодожены решили не мудрствовать, и вся свадебная съемка происходила вдоль реки в стиле «жених на ладошке у невесты», «невеста в траве», «я и Маша на фоне «мерса». Тем не менее, гулять по набережной исключительно приятно: Волга, понимаешь, белые стволы берез на том берегу, белые чайки на волнах, ослепительно белый пароход. А еще на набережной целых две беседки-ротонды – возле Речного вокзала и дальше, у стрелки на стыке Волги и Которосли.

Красоты-красотами, но пропускать

Церковь Рождества Христова (1636-1644)

все же не годится. Состоит из церкви и колокольни, стоящих отдельно, но после осмотра осталось стойкое ощущение, что когда-то они были соединены, и беспощадное время выгрызло из середки единого строения целый кусок.


фото 2006 г.


фото 2006 г.

Весь ансамбль – сплошной шедевр: резной крест над небольшим Казанским приделом является одним из лучших образцов искусства ярославских кузнецов и медников;



колокольня не имеет аналогов в русской архитектуре (в одном здании соединены Святые ворота, надвратная церковь и венчающая ее колокольня, имевшая ранее часы), а еще это первый храм в Ярославле, где в декор стен главного барабана были введены изразцы. А ось колокольни обрамлена небольшими минаретиками!

***

Тут бы нам еще пройти дальше по набережной и посетить церковь Благовещения (Волжская наб., 51), но не сложилось – отвлеклись на пароход, наверное Чуть дальше у реки в тени густых деревьев пришвартована гостиница «Волжская жемчужина» - весьма уютного вида.



Помню, когда мы летели в Тунис в 1993 году (а я тогда училась в школе и жила не в Москве), ночевали мы на теплоходе, кажется, «Александр Блок». Меня тогда очень смешили малюсенькие каюты и оранжевая обстановка, радовал красивый ресторан на верхней палубе, а ночью немного пугал плеск волн о борт судна… Интересно было бы совершить круиз на теплоходе, для начала, скажем, по Москве-реке или Волге, дабы понять окончательно – на всех ли видах транспорта меня укачивает Так вот, выглядит гостиница весьма пристойно, и как оказалось, не запредельно (http://www.riverhotel-vp.ru/default.html).





Прямо из набережной вырастает Волжская башня (вторая из двух сохранившихся крепостных башен города, которых изначально было 16; первая, Власьевская, доступна для осмотра на площади Волкова). Мимо проносится кто-то на роликах… в прокат их дают тут же, на набережной, во множестве палаток. Час катания – 100 рублей.



За одной из таких палаток грустно стоит

Ильинско – Тихоновская церковь (1825-1831)

Согласно преданию на этом месте в начале XI века был срублен по указу князя Ярослава Мудрого первый храм Ярославля. В XVII веке деревянный храм был заменен каменным – в классическом стиле. На большом куполе нет креста, отчего церковь какая-то неприкаянная…



Дальше по набережной -

Митрополичьи палаты

На этом месте когда-то стоял ярославский Кремль… Палаты, возведенные по повелению ростовского митрополита Ионы Сысоевича, со всеми служебными постройками целиком тоже не сохранились, но и то, что осталось, внушает уважение – особенно толщина стен 2 метра Я датировала постройку XVII веком – уж больно палаты напоминают палаты Строгановых в Усолье.





За палатами внезапно появился новострой - будущий новый кафедральный собор Ярославля.





Место, отмечу, выбрано очень удачно - собор сразу стал доминантой города. На фото - вид с другой стороны реки.






Вообще, красивых домов в Ярославле очень много, есть и старинные, и XVIII-XIX века. Идешь-идешь – бац! – потрясающей красоты фасад в новорусском стиле (это не то же самое, что новорусский стиль в Москве XXI века!). Или дом исторический, с сенями, подклетями и амбаром. Или особняк в тихом месте, который хочется немедленно купить у хозяина (банка или турфирмы) и жить в нем самому… Кстати, и современная застройка не подкачала – домов, в которых я бы не отказалась купить квартиру, было достаточно много.

Прогулочным шагом мы выходим к тому месту, где пересекаются Волга и Которосль. Тут скопление палаток с сувенирами (шкатулки из бересты, большие деревянные карандаши, керамические колокольчики, тарелки с изображениями города), вниз к реке ведет лестница, откуда открывается потрясающий вид на стрелку – на небольшом участке земли цветами выложена красная цифра 996 (через 4 года у города 1000-летие) и большой медведь.

В 2006 году это выглядело так:




Купола через реку - ансамбль в Коровниках

фото 2006 г.

Теперь - вот так (я не снимала специально стройки и грязь на улицах, но время от времени что-то в кадр влезает). Кусты на той стороне реки вырубили, и церковь видна достаточно хорошо. Зачем нужно было разрывать всю стрелку, если по плану реконструкции получится примерно то же самое, что и было в 2006м, я так и не поняла.



Сбоку от нас видна огромная каменюга – он символизирует место, где основан город – на нем так и написано «На этом месте в 1010 году Ярослав Мудрый основал Ярославль». Видимо, есть разные мнения, где он был основан, потому что за последние несколько лет его перетаскивали несколько раз, видимо, в поисках более живописного места. Кстати, местные жители так и называют этот камень – «Булыжником».


фото 2006 г.

За ним – небольшая аллея, облюбованная парочками, которая заканчивается памятником Троице. Его «прозвали «Трое непьющих» за их скорбные лица и субтильный вид язвенников; Троицу также кличут «Касперами», в честь приведения: по каким-то причинам фигуры долгое время провели под простыней, дожидаясь официального открытия».



Теперь наш путь продолжается вдоль реки Которосли.

фото 2006 г.

Аккуратная, будто игрушечная церковь - это

Церковь Николы Рубленого (1695)

Единственная сохранившаяся церковь Ярославского кремля XVII в. выстроена на средства посадских судостроителей на месте древней надвратной деревянной часовни. Она скромна по декоративному оформлению, выделяется среди других храмов города гармоничностью и изысканностью пропорций и служит лучшим украшением набережной.



За небольшим стадионом (на нем снимали ту самую сцену из "Большй перемены", где Нестор Петрович становится на ворота за одного из своих учеников) виднеется

Церковь Спаса на городу (1672)

Кто сказал, что терем-теремок должен быть разноцветным? Теперь я считаю, что он должен выглядеть именно таким – белым с зелеными куполами, устремленными вверх, компактным, но в то же время домом-крепостью. Как в воду глядела – оказывается, церковь выстроена на месте Зелейной башни – самой мощной крепостной башней ярославского Земляного города. Внутри церкви сохранились кусочки фресок XVII века (она передана РПЦ и посему входить внутрь можно бесплатно), а снаружи – прекрасная клумба, на которую, видимо, покушались не раз – ибо в центре среди цветов прикреплена табличка следующего содержания: «Люди! Побойтесь бога! Оставьте цветы в покое!» Когда мы вышли из церкви, на колокольне появился человек в темном, и на набережную хлынули звуки колокола – тревожные, зовущие – то ли на ратные подвиги, то ли на защиту града от супостата. И звуки эти были такой мощи и такой красоты, что несколько групп иностранцев, ведомых бойкими гидшами, остановились посреди дороги и, подняв головы, стояли все то время, что звуки колокола таяли в воздухе где-то посреди Волги…





Церковь Михаила Архангела (1657-1682)

По преданиям первую церковь во имя Михаила Архангела (покровителя воинов) построил «в большом граде, у врат, брусяную» ростовский князь Константин Всеволодович в 1216 г. и простояла она 79 лет. А затем княгиня Анна создала на этом месте новый деревянный храм. Новый каменный храм строился на средства прихожан двадцать пять лет, что наложило отпечаток на ее внешний облик, соединивший в себе черты двух периодов развития ярославского зодчества XVII века. Выглядит она необычайно высокой – высоченный подклет служил складом для товаров. Интерьер расписан в 1731 г. ярославскими мастерами во главе с Федором Федоровым в декоративно - повествовательном стиле.



Во дворе церкви, как гласит плакат снаружи - выставка-ярмарка колоколов ежедневно 11-21. Колокольные звоны в будни в 18.30, в выходные в 12 и 18.30. Вход свободный. Наверное, то, что мы увидели – выставка и была – большой колокол, висящий отдельно, и под крышей небольшого павильона – штук 20 поменьше.


фото 2006 г.


фото 2006 г.


фото 2006 г.

Поборов искушение дернуть за веревку колокола, мы направились к Спасскому монастырю, стоящему через дорогу.

Где-то у стен монастыря - отогнать публику так и не удалось, не Европа, чай, где все шарахаются от мово василискова взгляда:)





Спасский монастырь

Его часто называют Кремлем Ярославля, но это именно монастырь, а настоящего Кремля в городе нет. Монастырь основан во второй половине XII века у главной переправы через реку Которосль, охраняя западные подступы к Ярославлю и входя в систему его укреплений. Первоначально монастырь был небольшой с деревянными постройками. Первые каменные храмы монастыря - Преображенский собор и храм Входа Господа в Иерусалим, построены в начале XIII века владимиро-суздальскими мастерами.

Здесь было создано первое на северо - востоке Руси духовное училище и библиотека с большим собранием русских и греческих рукописных книг. В богатой монастырской библиотеке хранилось собрание рукописей и старопечатных книг. Среди них был список древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве», в конце XVIII - начале XIX века найденный и опубликованный А.И. Мусиным - Пушкиным.

В конце XIII века монастырь стал усыпальницей новой династии ярославских князей. Святые ворота (главный въезд в монастырь), Спасо - Преображенский собор, звонница, трапезная палата с Крестовой (Рождественской) церковью были построены московскими мастерами, а расписаны московскими и ярославскими живописцами в XVI веке. По указу Ивана Грозного монастырь впервые обносится каменной стеной. Сооружение крепостной стены оправдало себя при осаде города в 1609 году. От стен монастыря, отслужив благодарственный молебен, в 1612 году ополчение Минина и Пожарского пошло на освобождение Москвы. Весной 1613 года монастырь стал местом пребывания Михаила Федоровича Романова - основателя династии Романовых. В конце XVIII века монастырь был упразднен и превращен в резиденцию архиепископов ярославских и ростовских. Сейчас здесь музейный заповедник.

Схема музея


От входа




У входа нас встречает кассовый киоск, из многочисленных бумажек на стекле которого мы узнаем, что на территории музея кроме собственно музейных экспозиций еще куча небольших (и возможно, частных, музеев). Например, музей восковых фигур, или выставка экзотических животных.

Экспозиции музея работают 10-18, кассы 9-17.30.
Территория открыта 8-20 без выходных кассы продают билеты 8-19.30.
Звонница 8-19 без выходных, касса звонницы продает билеты до 18.40.
Первая среда каждого четного месяца – санитарный день, все экспозиции музея закрыты.

Цены на музеи (льготные категории/ взрослые). Иностранные и российские граждане идут по одной цене.
Цены приведены на 2006 год, новый ценник сфотографировать забыла, но за вход на территорию без экспозиций в 2010 г. мы заплатили по 20 руб. с человека, за звонницу - уже 100, за Машу - 40, примерно можно понять, как изменилось остальное.

Прогулка по монастырю (без посещения экспозиций) – 5/15
«Слово о полку Игореве» 9-17, выходной понедельник, вторник – 10/30
Отдел природы, выходной понедельник – 10/30
Выставка древнерусского искусства, выходной – понедельник – 10/30
Исторический отдел, выходной – понедельник – 10/30
Выставка «Обаяние старинного фарфора», выходной – понедельник – 10/30
Выставка «Во горнице, во светлице», выходной – понедельник – 10/20
Панорама Ярославля со Звонницы – 20/50
Спасо-Преображенский собор, 10-17, выходной – вторник, среда, дождливые дни – 20/50
Визит к медведице Маше, 8.30-20 – 10/30

Купив билеты, мы направились к крепостным стенам – по ним можно гулять, поднявшись по высокой скрипучей лестнице. Интересно и вид красивый – на собор, звонницу, цветочные клумбы в виде то павлина, то утки (в 2010 году цветов еще не было). В стенах – узкие бойницы, через них, наверное, осажденные могли лить кипяток и смолу на головы супостатам. Правда, в конце пути – тупик, то есть обойти вокруг монастыря по стене невозможно, угловые помещения закрыты, и приходится возвращаться обратно и спускаться.





Фото цветников - август 2006 г.






За собором – небольшая «вешалка» с семью разновеликими колокольцами – бросай денежку в стеклянный ящик и звони. Чуть дальше - кельи с высоким деревянным крыльцом, у подножия крыльца разбита клумба, в которой стоят деревянные старинные домики – оказалось, что это пчелиные ульи – так развлекается один российский пасечник.


фото 2006 г.


фото 2006 г.

Когда мы дошли до собора, он был уже закрыт, пришлось довольствоваться наружным осмотром и белым роялем в одной из арок собора.




фото 2006 г.


фото 2006 г.

Звонница хороша, и на ней все два дня были толпы народу, в основном, мальчишек, перегнувшихся через балюстраду.















На этой фотографии видно, как разрыто все вокруг моста (мы ходили через него дважды - когда шли от Коровников и когда шли к церкви Иоанна Предтечи)


Трапезная и настоятельские покои построены надежно и украшены только каменной резьбой.







Ближе к реке расположен ряд сувенирных киосков, продают все кучей – местное, не местное – какая разница Поделки из бересты, малахита, гжель, палех, городецкая игрушка, янтарь, ростовская финифть, матрешки/балалайки/ушанки/значки, деревянные солонки, наборы для специй, и даже освященные ремни явно турецкого производства. Посмотрев все, пришла к выводу, что стоит брать ростовскую финифть (почти местное, и выбор неплохой), ярославский фарфор (почти как гжель, только цветная). Много разных колокольчиков – из дерева, бересты, фарфора… Тарелки на стену не ахти, и дорогие.







Отдельный аттракцион музея-заповедника – медведица Маша - символ города. Живет она в небольшом загоне, огороженном крепкими прутьями, и вход к ней стоит отдельных денег (см. цены). Но, поднявшись на стену у загона, мы обнаружили, что медведицу прекрасно видно именно оттуда – как зверь беспокойно мечется по клетке, сшибая автомобильные покрышки, и тупо наблюдающих за ней немногочисленных зрителей. За клеткой стоят ящики с помидорами и огурцами – то ли ими кормят медведицу, то ли помещение незадорого сдают торговцам овощами.









Пройдя до конца стены, мы увидели внизу маленькую черную свинку, привязанную к дереву, которая приветливо виляя хвостиком, приветствовала тетеньку-смотрителя, принесшую ей что-то вкусненькое. Надо ли описывать, с какой скоростью я, большая любительница свинок, скатилась вниз со стены? Тут как раз и находился музей экзотических животных, а свинка была приманкой. Эта чрезвычайно забавная свинина носит название вьетнамский черный мини-пиг, она добрая и прожорливая – можно протянуть ей лопух, растущий неподалеку, а можно и стрясти с дерева яблоко – свин будет чрезвычайно признателен. Яблоко исчезло в пасти за несколько секунд с громким хрустом – будьте осторожны, подавая свинке вкусности.


фото 2006 г.

Покинув монастырь, мы сфотографировали памятник Ярославу Мудрому на площади – он изображен на тысячерублевой купюре.



Местные жители называют его «Мужик с тортом» – за то, что бронзовый Мудрый держит в руках макет города, действительно, сильно смахивающий на торт. На пьедестале памятника изображена битва князя с медведем.


фото 2006 г.

Башни-стены













От Спасского монастыря можно прогуляться двумя путями: посмотреть церковь Богоявления сразу за монастырем, и далее идти по ул. Большая Октябрьская, посмотрев еще несколько церквей, а можно углубиться от монастыря в центр города, к театру им. Волкова, взглянув на Гостиный двор с парой церквей и вернувшись к Красной площади. При выборе варианта № 1 логично вернуться к театру боковыми улочками, отходящими от Б. Октябрьской, посмотрев и объекты второго варианта.

Прогулка с самого начала рассказа, включая эти два варианта движения, заняла целый день (с 12 ч дня по 9 ч вечера).

Церковь Богоявления (1684-1693)

Стоит за Спасским монастырем. Церковь с пятью главами удивительной красоты и ярко-красного цвета богато изукрашена полихромными изразцами, золотыми лентами под куполами, узорчатой кирпичной кладкой. Чем-то напоминает Храм Василия Блаженного, а изразцы тут – бесподобные! Внутри роспись стен на ярко-синем фоне и пахнет свечами и церковными благовониями – молодой священник, яростно размахивает кадилом. За церковью стоит желтое здание – с 1939 по 2003 год здесь располагался военный комиссариат Ярославской области и из этих стен на фронт уходили ярославцы. В память о чем установлена мемориальная доска.











***

От церкви начинается улица Большая Октябрьская – она стоит вашего внимания! Во-первых, на ней расположена пара красивых церквей, а во-вторых, с правой стороны – потрясающие жилые дома!



Особенно тот, что напротив церкви Дмитрия Солунского – стены нежно-голубого цвета, изящная белоснежная лепка, круглые окна второго этажа и декоративные вагоны на крыше.



Чуть дальше – дом современный, но удивительной эклектичной архитектуры.




Церковь Дмитрия Солунского (XVIII век)

Собственно, это комплекс из двух церквей и колокольни, что примыкает к трамвайному кругу и огорожен металлическим частоколом. Народ на остановке на эту давно примелькавшуюся красоту внимания не обращает, хотя внимания она заслуживает.








Чуть дальше по ул. Октябрьской вам нужно свернуть на ул. Чайковского, где в зеленом палисаднике стоят палаты Иванова – купеческий дом XVII века на высоком подклете, с остроконечной крышей, крытой серой дранкой, узорчатыми решетками и внушающими уважение стенами. Сейчас здесь расположился департамент по туризму Ярославля.


фото 2006 г.



Поблизости




Через пышные ветви деревьев видна еще одна церковь -

Церковь Николы Мокрого (1660-1670)

Это также целый ансамбль, который состоит из двух храмов: холодного во имя Николая Чудотворца, теплого иконы Тихвинской Божьей Матери, и бывшей богадельни. Он возник на месте деревянных церквей, что стояли на небольшой площадке между двух ручьев Паутова и Ершова (притоков Которосли). Церковь Николы Мокрого примечательна потрясающими изразцовыми лентами по фасаду, внутри - роспись XVII века – церковные сюжеты в повествовательной манере (вообще, это отличительная особенность ярославских церквей).


На этом фото заметно, как все вокруг раскопано - буквально прыгали через рытвины и кучи песка.





Теплая Тихвинская церковь построена в 1686 г. Небольшая приземистая трапезная церкви Тихвинской Богоматери имеет редкой прямоугольной формы апсиду и увенчана декоративной главкой на квадратном постаменте. Фасад имеет скромный декор, а вот притвор напротив, щедро украшен изразцами, которые занимают почти всю плоскость стен и по пышности декора не имеют равных в Ярославле.







***

В скверике на площади перед театром Волкова прячется памятник Волкову, основателю одного из первых российских театров, которого местные жители зовут «Мужик в нижнем белье», так как Волков изображен в сценическом костюме.





Через дорогу – вычурное здание местного драмтеатра, по ту сторону – Власьевская (Знаменская) башня.

Знаменская церковь (1897)

Она пристроена к восточной стороне Власьевской (Знаменской) башни. В Средние века над воротами каждой городской башни висела икона; иногда она была написана прямо на стене, на Власьевской башне висел образ Знамения Богоматери, перед которым в начале XVIII века поставили деревянную часовню. В конце XVIII века при перестройке города по регулярному плану губернатор решил разобрать башню на кирпич, но купечество предложило поставить для строительства 15 тысяч штук кирпича с тем, чтобы сохранить башню со святым образом. С восточной стороны башни была построена каменная часовня, где во второй половине XIX века устроили храм.



За башней начинаются Гостиный двор и Ротонда, они построены в классическом стиле, с ионическими колоннами по фасаду, приземистые, как будто вросшие в землю (то же самое мы наблюдали в Ростове), сейчас там расположилось множество небольших магазинов.



Церковь Сретения Господня (1891-1895)(если вдруг вы не посмотрели ее с самого утра)

Стоит на соседней улице, где один за одним следуют витрины ювелирных магазинов. В XIX веке здесь на средства ярославского фабриканта И.Н. Дунаева был построен целый комплекс церквей в "русском" стиле по проекту архитектора Н. И. Поздеева: две церкви, объединенные в большой храм, часовня и ограда. Снаружи храм радует глаз богатством кирпичного декора, повторяющего древнерусские формы. На него как раз и похожа часовня Александра Невского, стоящая на соседней площади.



Ну и напоследок





Ансамбль в Коровниках (XVII-XVIII вв.)

В первый свой приезд в Ярославль (август 2006 г.) мы пришли в Коровники утром второго дня - впихнуть этот ансамбль в первый, учитывая, что мы посмотрели практически весь центр, на мой взгляд, невозможно. Если вы не планируете выездов из города, нашей прогулки вполне можно придерживаться: пересекаете мост через Которосль у Спасского монастыря,



далее - прорываетесь вдоль так называемой набережной. Как и 4 года назад, тропа не из легких - идти придется по глубоченным колеям, подозрительным кустам, мимо полуразрушенных домов и полупьяных рыбаков - только на подходе к самой церкви вырубили часть кустов и высоченных деревьев, и церковь хотя бы видно с другой стороны реки.









Со стороны моста эта часть "набережной" выглядит вполне цивильно - стоит рядок симпатичных вилл европейского облика, перед которыми (но только до последнего дома!) проложена вполне себе приличная дорога.

Далее логично смотреть несколько церквей, расположенных с этой стороны реки: пока еще кафедральную Федоровскую церковь, церковь Иоанна Предтечи в Толчкове, церковь Петра и Павла и церкви Андрея Критского и Николы в Меленках. Как вариант, для прогулки этого дня можно предложить добраться сперва из центра до церкви Иоанна Предтечи в Толчкове (ориентир - торговый центр "Карусель", он стоит буквально через дорогу), от нее видна Федоровская церковь, и, если не очень хочется топать до Петропавловской церкви (хотя оно того стоит), вернуться в центр именно через Коровники.

В этой поездке (май 2010 г.) мы пришли в Коровники вечером второго дня: вернувшись из Костромы засветло, мы, несколько укачанные, решили пару остановок проуляться





- и в итоге вышли к церкви Параскевы Пятницы (XVII век) с кладбищем при ней.



Обходите кладбище слева и спускаетесь вниз


и от нее спустились к Коровникам, выбираясь потом по тем самым колдобинам и кустам к мосту через Которосль.



По своей гармоничности и богатой силуэтом
композиции ансамбль в Коровниках
является шедевром не только русской,
но и мировой архитектуры.
(из умной книги по архитектуре)

Как и всякая уважающая себя ярославская церковь, ансамбль в Коровниках состоит из нескольких сооружений: двух церквей (зимней церкви Иоанна Златоуста







С высоты колокольни




и летней церкви Владимирской Божьей Матери),



оградой со Святыми воротами





и высокой, стройной колокольней в глубине.



Коровники – это Коровницкая слобода, расположенная в устье реки Которосли. Жители слободы занимались торговлей скотом и рыбой, а во 2-й половине 18 века здесь было развито производство кирпичных и изразцовых изделий для строительства церквей и домов Ярославля. Неудивительно, что самые красивые изразцы города именно на храме Иоанна Златоуста, особенно великолепный изразцовый наличник алтарного окна.



Теплый храм Владимирской Божьей Матери выстроен в 1669 г. и представляет собой уменьшенную и более скромную копию первого храма. По оси двух храмов стоит высокая (37 м.) многоярусная колокольня, построенная в 1680-х г.г. и ставшая композиционным центром всего ансамбля ("ярославская свеча"). Она признана одной из самых стройных в России. Когда - то на ней висели колокола, отлитые в Сибири на заводе Демидова. Святые ворота трехъярусные, с высоким арочным проездом, соединенные с храмами невысокой оградой, построены в конце XVIII века в стиле нарышкинского барокко.

Фрески внутри церкви Иоанна Златоуста














Перед церковным ансамблем расположен симпатичный песчаный пляж, которым активно пользуются (в мае здесь довольно кучно стояли машины, возле которых жарились шашлыки).








После Коровников логично смотреть несколько церквей, расположенных с этой стороны реки (напомню - с противоположной от Спасского монастыря): пока еще кафедральную Федоровскую церковь, церковь Иоанна Предтечи в Толчкове, церковь Петра и Павла и церкви Андрея Критского и Николы в Меленках. Как вариант, для подобной прогулки можно предложить добраться сперва из центра до церкви Иоанна Предтечи в Толчкове (ориентир - торговый центр "Карусель",



он стоит буквально через дорогу), от нее видна Федоровская церковь, и, если не очень хочется топать до Петропавловской церкви (хотя оно того стоит), вернуться в центр именно через Коровники.

Кафедральная Федоровская церковь (1687)

Красивое крыльцо на двух столбах. Зеленые купола на основании в минималистическом стиле. Ильинско-Тихоновская церковь на набережной, только большая.







Семь ярусов росписи выполнены в 1715 г. мастерами Игнатьевым и Федоровым, резной позолоченный иконостас - работы мастеров Василия Комара и Степана Вороны.









Но нас потрясло не убранство церкви, а объявление, висящее у входа. Я постеснялась сфотографировать его, постараюсь воспроизвести по памяти. Итак, звучало это примерно так: «Уважаемые прихожане! Просьба не подавать милостыню, потому что таким образом вы провоцируете пьянство, тунеядство, драки между так называемыми «нищими». Респект.

На территории расположены еще зимняя церковь Николы Пенского (1691) и крестильный храм.

***

Еще немного по оживленной дороге вглубь района промышленного вида, и мы видим купола-луковки за телефонными проводами. Перед нами самый, пожалуй, красивый храм Ярославля -



Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове(1671-1687)

Выдающийся памятник архитектуры, знаменует собой вершину ярославской школы культового зодчества XVIII века. Внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО.











Прискорбно, но памятник мирового значения находится с довольно неприглядном окружении: телефонная станция, здания складов, эстакада и захламленный сквер, где под ногами хрустят шприцы – наверное, тут тусовочное место местных наркоманов. Святые ворота заложены серыми строительными блоками, в арке ворот стены расписаны и резко пахнет мочой. Тем не менее, это пустующий музей (30/10/100), где на крыльце сидят две тетки и болтают «за жизнь».



Храм создавался 16 лет, с 1671 по 1687 гг. В его строительстве принимали участие все жители Толчковской слободы (поставлявшей кожи на экспорт), кто деньгами, кто личным трудом. В результате получился нарядный шедевр: 15 куполов, малые пятиглавия по краям (приём, ранее не встречавшийся в Ярославле) грандиозные размеры, фантастический силуэт, роскошное внутреннее убранство, обилие уникальных изразцов, сложный мастерски выполненный кирпичный узор… Исключительную живописность силуэта храма прекрасно дополняют стройная, ярусная колокольня в стиле барокко и изящные Святые ворота.





Храм расписан в конце XVII века артелью из 16 лучших мастеров "стенного писания" во главе с известными ярославскими знаменщиками - царским изографом Дмитрием Плехановым и Федором Игнатьевым. Это настоящая энциклопедия евангельских и библейских сюжетов, не знающая равных в мировом искусстве. Памятник полностью сохранил первоначальные формы, лишь центральная глава переделана в XVIII веке в стиле барокко. В 1950-гг. были проведены уникальные работы по ликвидации крена колокольни, достигавшей в верхней отметке почти метра и грозившего обрушением здания.




Наш дальнейший путь пролегал по самому что ни на есть промышленному району, мимо пожарной части, где юноша задумчиво поливал дорогу из пожарного шланга; мимо домика какой-то секты, где парочка мужиков вскапывала клумбу; мимо зарослей какого-то кустарника с грозной вывеской «Мусор не бросать! Штраф руководителю 10000 рублей». Пересекли железнодорожную эстакаду, и мимо полузаброшенного стадиона, где тренировались местные жители, и пруда, где охранники ЧОПа удили рыбу, и кто-то даже мыл машину, мы вышли к аллее, ведущей к церкви Петра и Павла.

Церковь Петра и Павла (XVIII век)

Когда-то здесь была Большая ярославская мануфактура Ивана Затрапезнова, известная на всю страну. Владелец фабрики построил здесь не только фабричные здания, сохранившиеся до сих пор, но и разбил здесь парк с прудами, и выделил средства на постройку уникальной и нетипичной для Ярославля церкви в стиле «петровское барокко», удивительно похожей на собор Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Есть мнение, что строил церковь кто-то из учеников Доменико Трезини.





На башне когда-то были большие часы, сейчас осталась только часть циферблата. Храм двухэтажный, на фасаде видна разрушенная наполовину лестница, да и вообще, скорее всего, после революции здесь было то ли общежитие, то ли техникум. Высокая многоярусная колокольня заканчивается шпилем, который видно из центра города (в 2001 - 2002 годах были проведены работы по его выпрямлению).

Внутри темно и сыро, пахнет плесенью, росписи стен практически не сохранилось. По углам какие-то доски и все занавешено тряпками. За храмом присматривает нестарая, но изможденная женщина с мальчиком. «Купите свечи», - бросает она вслед нам и еще отцу с мальчиком, забредшим сюда по дороге. Те возвращаются.

Напротив выхода приятный пруд и пара грядок с цветами. Видно, что здесь располагалась еще и бывшая хозяйская усадьба – сохранились ворота, примыкающие к церкви и сторожка привратника. Мы огибаем пруд, где мужички уже купаются после матча, и по улице Стачек топаем к следующим пунктам нашей программы.



Пройти по улице Стачек нужно обязательно - именно здесь сохранился еще дореволюционный облик Ярославля. А чуть дальше Ярославль предстанет в образе промышленного города 30-50х гг. прошлого века...

Церкви Андрея Критского и Николы в Меленках (1672, начало XX века)

Первая церковь выходит фасадом на круглую площадь, к которой выводит нас улица Стачек, вторая церковь прячется во дворах за первой (по версии ЛПФ, второй церкви не существует, равно как и, например, Ильинско-Тихоновской церкви).



В конце XV века выходцами Спасского монастыря здесь, на " глинищах" урочища Меленки (здесь стояли ветряные мельницы), за городом, на правом берегу Которосли близ устья Зеленцовского ручья был основан Николо - Сковородский мужской монастырь ("сковорода" - било, заменявшее первоначально колокол). Он был приписным к Спасскому монастырю, чьи владения располагались рядом.

Во время осады Ярославля поляками в 1609 г. монастырь и окрестности были сожжены, монастырь был упразднен и на его месте поставили посадский деревянный храм Николая чудотворца. Во второй половине XVII века на этом месте были построены холодный храм Николы на Меленках (1672), теплый Успенский храм (1683) и шатровая колокольня. Интерьеры храма расписаны в 1700-х гг. ярославскими мастерами во главе с Федором Федоровым. В советское время все храмы подверглись перестройке, колокольня снесена.



В начале XX века в ансамбль вошел новый храм в честь Иоанна Спостника, Архангела Гавриила и Андрея Критского, пристроенный к восточной стороне ограды. Он абсолютно нетипичный – с нетрадиционными авангардными башенками, большими сводами арок, лиловыми разводами во врубелевских тонах…



Через дорогу от церквей стоит классный Дом культуры (кстати, оно выстроено в неорусском стиле).



и еще несколько приятных зданий








Сувениры

Основные места продажи сувениров: стрелка на набережной, Спасский монастырь.

Что продают: все в кучу – местное, не местное – какая разница Поделки из бересты, малахита, гжель, палех, городецкая игрушка, янтарь, ростовская финифть, матрешки/балалайки/ушанки/значки, деревянные солонки, наборы для специй, и даже освященные ремни явно турецкого производства.

Что стоит брать: ростовскую финифть (почти местное, и выбор неплохой), ярославский фарфор (почти как гжель, только цветная). Много разных колокольчиков – из дерева, бересты, фарфора… Тарелки на стену не ахти, и дорогие.

Что еще стоит посетить

Наверное, нам нужно приехать еще раз, для этого мы наметили несколько пунктов:
- Толгский монастырь, 6 км от центра города, один из древнейших монастырей Руси. Именно здесь была обнаружена знаменитая «Толгская богоматерь», ныне – украшение Третьяковской галереи. Можно добраться от центра города на маршрутке, или взять такси – 250 рублей от нашей гостиницы. Но нам банально не хватило времени.
- Город Тутаев – 48 км от Ярославля, туда ходят автобусы от железнодорожного вокзала. Еще стоит посетить город Любим и усадьбу Некрасова Карабиху.
-Музей «Музыка и время» (на любителя, но всем нравится)
адрес: Ярославль Волжская набережная, 33а; тел. (0852) 32-86-37, 72-72-12.










Рейтинг@Mail.ru