Türkiye (2011)

Пустырник

Всегда стараемся заранее планировать свои поездки, особенно летние. Это позволяет значительно экономить на билетах и гостиницах. В этот раз из-за работы пришлось определяться за полтора месяца до отъезда, а ещё срок действия загранпаспортов заканчивался в октябре и поэтому все доводы были в пользу Турции.

А вот, что получилось на практике…
6 августа, 1й день. Стамбул.
В Стамбуле не первый раз и все наиболее посещаемые достопримечательности уже видели. В этот раз хотели посмотреть, если время позволит, что-то новенькое из этого списка: цисцерна 1001 колонна, церковь в Хоре (мозаики), дворц во Влахернах, церковь Марии Монгольской, акведук.
Забегая вперед скажу, что решение технических вопросов (покупка автобусных билетов и обмен баксов по выгодному курсу), а также шопинг свели культурную программу в Стамбуле к нулю. Удалось только полюбоваться на колонну Константина без строительных лесов и найти вход в цисцерну «1001 колонн» и убедиться, что туда пускают только по разрешению.
Билеты на автобус в Гореме пришлось покупать на отогаре в день приезда. Турецкие автобусные сайты в Москве отказывались принимать все наши кредитки. Багаж оставили в камере хранения автобусной компании (услуга бесплатна). Освободились после 14-00 и поехали в сторону центра. Стамбул встретил жарой и праздничными флагами.

Очень хотелось побыстрее снова побаловать себя блюдами турецкой кухни. Ну, а после обеда и небольшого отдыха в скверике возле иподрома, надо было еще решить проблему с обменом денег. Банки в выходные не работают и, чтобы поменять баксы, тоже пришлось побегать в поисках приемлемого курса. Поменяли по курсу 1.735 TL за доллар.
Билеты в Гореме были куплены на 20.00 по 55 TL у компании Suha. Поэтому после 18-30 надо было возвращаться на отогар. Там у многих автобусных компаний на втором этаже есть комнаты отдыха, где можно посидеть, попить чаю.
Автобус ехал долго и в Гореме прибыл только в 8.30 вместо обещанных 7.00. Автобус отличный, поили кофе и соками, давали кексики, Wi-Fi не работал, а на индивидуальных дисплеях можно было посмотреть пять каналов турецкого ТВ. Еще нам сломали ручку у чемодана, а мы узнали об этом только перед самым отъездом, когда нам переносили вещи из камеры хранения в автобус.
7 августа, 2й день, Гореме, Зелве.
По приезду в Гореме отнесли багаж в гостиницу, благо она в центре и находится, и поинтересовались, когда можно заселиться. Обещали после 10.00 поселить, хотя у них заселение с 14.00. Когда мы выбирали гостиницу, то главными требованиями были наличие кондиционера и бассейна, а Suhan Park Hotel оказался практически единственным вариантом за разумную цену. Однако заселение в этот отель только после 14-00, хотя во многих пансионах селят с шести утра. Мы позавтракали в ближайшем ресторанчике, купили экскурсию "грин тур", и снова вернулись в отель. Но поспать опять не удалось. Номер еще был не готов и сон был отложен. Мы решили доехать на автобусе до музея Зелве, а после осмотра двигаться в Пашабаг, а потом в Чувашин. Автобус мы конечно перепутали и нас высадили на перекреске дороги на Зелве, а с нами еще пять итальянцев. Делать нечего пошли пешком...

Виды вокруг фантастические, но жара и спрятаться негде. Так мы дошли до долины Пашабаг. Там есть кафе, тень и можно передохнуть. Сил мало, но не дождавшись автобуса в Гореме, продолжаем путь в Зелве. В Зелве уже несколько кафе, есть где перекусить, отдохнуть и даже прилечь. Тут мы в первый раз попробовали айран и крепко подсели на этот напиток.

Обратно в Гореме мы доехали на рейсовом автобусе. Теперь мы поняли свою ошибку с автобусом.
Приехав в Гореме, первым делом пошли в бассейн и спать.
Вечером жара спадает и гулять по городу одно удовольствие. В Каппадокии, в отличии от приморских городов, когда солнце прячется, становится прохладнее. Для ужина выбрали ресторан на крыше с видом на Гореме. Фирменным блюдом в Каппадокии является "поттери кебаб". Это овощное рагу с мясом, запеченое в глиняном горшке. Фишка в том, что этот горшок вскрывают при тебе, молотком отбивая верхнюю часть. Наше знакомство с этим блюдом получилось весьма комичным. Официантка прямо перед столиком уронила один горшок на пол и он вдребезги разбился. Вскрывая оставшийся горшок, она видимо с досады, так сильно ударила его молотком, что он разлетелся на отдельные черепки, но уже на тарелке. Второй горшок принес и вскрывал уже другой официант. Вот так мы попробовали фирменное блюдо Каппадокии.
8 августа, 3й день, Гореме, Чувашин.
На этот день был намечен пеший маршрут: музей Гореме-долина Мескендир-Красная долина-Розовая долина-Чавушин-далее по обстоятельствам. Зная, что в музее Гореме всегда много народа, мы стремились прийти к открытию.

Хоть мы и опоздали на 20 минут, уже прибыло не менее шести автобусов и народу было уже много. Для посещения было открыто только пять церквей. Стоять в большой очереди в каждую церковь не хотелось, поэтому посетили только две. В Темную церковь надо брать отдельный билет. Поэтому народу там было мало.
После музея дорога в сторону Ортохисара идет резко в гору. Конечно можно не подниматься и свернуть по направлению в Розовую долину еще до музея Гореме, но тогда вы не попадете в долину Мескендир, или попадете, но уже с другой стороны. В этот день мы поплутали немало и разобраться, как мы ходили я смог только дома глядя на снимки гугля. Прошли Kaya Camping (это 3/4 пути от Гореме до Ортохисара) свернули с шоссе на грунтовку, которая и приводит к спуску в долину Мескендир. Эта долина просто утопает в садах. Много тенистых мест и тоннелей, пробитых водой. На полпути встретили чайную с навесом, которую держит турецкая бабушка. Турецкий чай в жару очень восстанавливает силы.

Так мы и шли до развилки с указателем Розовая долина. Идя по напрвлению, мы через 200 метров нашли другой указатель в обратную сторону... После этого уже начались наши плутания. Конечно Розовую долину мы нашли, а в ней церковь Одного Креста и рядом навес с кафешкой. Эти чайные-кафешки под деревянными навесами просто спасение в жару. А цены там просто смешные, так чай 1-1.5 TL. Так и не найдя Красную долину, а может мы ее и видели, решили двигаться в сторону Гореме.

Но получилось, как в песне, где матрос Железняк шел на Одессу, а вышел к Херсону. Так и мы благополучно вышли к Чувашину, а уже там поймали попутку до Гореме.
9 августа, 4й день, Гореме, Ихлара.
На этот день была куплена экскурсия «Грин тур». Про экскурсии в Каппадокии написано немало, поэтому можем сообщить только ситуацию на сегодняшний день. Мы честно обошли все пять турагенств, которые нашли в день приезда. Цена у всех одинаковая 60 TL, а программа отличается только подземным городом, или Каймаклы, или Деринкую. Еще в некоторых программах вписана фабрика оникса. Мы выбрали тур с Деринкую и без оникса. Начинался тур в 10-00, а закончился в 18-30.

Из ощущений неожиданным было, что подземный город совсем не впечатлил, каньон Ихлара понравился (ожидаемо) и сильное впечатление произвел монастырь Selima (вот это было неожиданно).

Последний вечер в Гореме мы решили провести в самом высоком ресторане.

10 августа, 5й день, Гореме, Учхисар.
Вот и настал наш последний день в Каппадокии. Вечером в 20-00 на ночном автобусе мы уедем в Памуккале. Билеты мы купили в первый день по приезду в Гореме по 45 TL в фирме Metro.
Этот день мы решили провести в облегченном режиме: в первой половине дня прогулка, а потом релакс у бассейна (за это пришлось доплатить 40 TL) до ужина.
Мы решили отправиться на автобусе в Учхисар, а после осмотра городка спуститься в Белую долину, потом в долину Любви (ну как же без нее?) и вернуться в Гореме.

В Учхисар мы приехали в 10 часов. Городок пребывал в сонном состоянии, кафешки не работали, туристы только-только начали приезжать. Походив возле крепости мы поняли, что совершенно не хотим на нее забираться. Возле кафе была лестница, по которой мы спустились от крепости к сувенирным палаткам, стоящим вдоль дороги. Там мы надеялись найти спуск в Белую долину. Спуск там был, но в какую-то другую долину, где мы нашли черепаху и много огородов. Нам подсказали потом, что спуск находится дальше в сторону Гореме возле фабрики оникса.
Спуск в Белую долину довольно крутой и если бы перед нами не спустилась группа женщин с детьми, то моя жена вряд ли согласилась спускаться. В Белой долине нет никаких чайных под навесом, они появляются только в долине Любви, но тенистое место для привала найти можно. Там мы встретили молодую пару, как оказалось русскую девушку и турецкого парня. Они приехали из Стамбула и мы были первыми русскими в Гореме, которых они встретили за пять дней. Надо признаться, что и мы за четыре дня до этого, только один раз встречали пару соотечественников.

Выход из долины Любви приводит на шоссе ближе к Чувашину и до Гореме надо пройти 1,5 км. Поскольку пришлось проделать этот путь пешком, то остановились в первом же ресторане на въезде в Гореме. Продолжая тему о редкости русских туристов в Каппадокии, следует упомянуть, что когда мы расплачивались за айран и кофе, то случайно вытащили вместе с лирами и русские рубли. Этим мы вызвали неподдельное удивление бармена. Он стал расспрашивать, кто мы и, что это за деньги. Оказывается, он собирает деньги разных стран, и русских рублей никогда не видел. А когда мы подарили ему 50 рублей и все монеты, которые нашли, он сказал, что не может нас так отпустить, и принес мороженое.
Вернувшись после этого в отель, мы все оставшееся время до отправления автобуса в Памуккале провели у бассейна.
11 августа, 6й день, Памуккале, Карахит.

Переезд в Памуккале дался гораздо легче, чем переезд Стамбул – Гореме. Мы были уставшими и поэтому ничто не смогло нам помешать поспать в автобусе не менее трех часов. Привезли нас в Дезинли, где пересадили на долмуши. Причем сделали это быстро и толково. На нашем долмуше все ехали в один отель. Уже в 6 утра нас заселили, потом после того, как мы поспали два часа, еще и завтраком накормили, на что мы и не рассчитывали. Культурную программу мы решили начать с поездки в Карахит и покупки автобусных билетов на завтра в Фетхие. Все вместе это заняло не более двух часов. На источниках в Карахите народу мало все спокойно, но надо брать свои полотенца.

До входа Памуккале мы добрались в 10-30 и там встретили китайскую пару, с которой вместе ездили в Ихлару и ехали на одном автобусе из Гореме. Они сказали, что все уже посмотрели и, что очень жарко и они пошли отдыхать. Памуккале не разочаровал, все смотрится гораздо более значительным, чем на фотографиях.

После подъема и осмотра травертин в левой части Памуккале решили посетить бассейн Клеопатры. Вот это был шок, такого количества народа в одном бассейне даже в Китае не видел и практически все соотечественники. Только одна радость была, что жена довольна осталась. Передохнув таким «чудесным» образом мы пошли осматривать Иерополис. К сожалению, большая часть этого древнего города закрыта для осмотра – идет строительство. Турки из старых и новых камней заново строят разрушенные здания. И то же мы потом видели, и в Ксантосе, и в Патаре. Сам город довольно большой. До многих строений дойти сил не хватило: ни тех, что на горе выше амфитеатра, ни тех что внизу возле дороги на Карахит.

Поднялся сильный ветер и мы стали выбираться на выход. В гостинице мы обнаружили, что у нас не один, а три бассейна и один с термальной водой. Вечер прошел чудесно.
12 августа, 7й день, Фетхие, Чалыш.
Билеты в Фетхие мы взяли на 10-00 утра за 22 TL. Автобус из Дизинли до Фетхие доехал менее, чем за 4 часа. Гостиница у нас была забронирована в левой части города (восточной) почти в самом конце залива. Вид на залив из окон номера был просто сказочным. Побросав вещи мы поехали на пляж Чалыш. Туда надо ехать с пересадкой на двух долмушах и по времени 30 минут. Чалыш платный пляж и за два лежака и зонтик надо заплатить 15 TL. Пляж нам не очень понравился, хоть он и галечный, но в воде много больших скользких камней и вход в море затруднен. Поужинать мы решили в ресторанчике возле пляжа. Нам показалось, что цены в ресторанах Фетхие практически такие, как в Гореме.

13 августа, 8й день, Фетхие, Олюдениз.
В этот день мы сразу после завтрака поехали в Олюдениз. До Олюдениза ехать сравнительно далеко, от нашей гостиницы мы добирались за час. Проезд стоит 4.5 TL, вход на косу 9 TL, а два лежака и зонтик 18 TL, но Олюдениз этого стоит. Нам так понравился Олюдениз, что уже не могли ехать на другой пляж и все дни в Фетхие ездили только туда. Приезжали в 9-30, когда на пляже еще никого не было, а уезжали в 12-30.

Это утренние фото, когда народ еще не приехал.
14 августа, 9й день, Фетхие, Далян.
На этот день мы купили экскурсию в Далян. Экскурсия стоила 50 TL и состояла из стандартного набора: прогулка на кораблике по реке Далян с тремя остановками. Сначала повезли на источник и грязи, потом обед, потом на пляж с остановкой у царских гробниц. Никаких черепах мы не видели, да и не удивительно при таком потоке лодок. Сама экскурсия нам понравилась, и весело было, и жара не напрягала.

15 августа, 10й день, Фетхие.
После утренней поездки в Олюдениз решили осмотреть музей Фетхие и царские гробницы. Музей в Фетхие небольшой находится он на параллельной улице с улицей, на которой конечная остановка долмушей на Олюдениз и Чалыш. По этой же улице если подняться вверх можно выйти к царским гробницам.

Также по городу разбросаны Ликийские саркофаги (мы видели пять). Есть еще средневековая крепость и на холме, где она находится, также есть саркофаги и скальные гробницы.
16 и 17 августа, 11й и 12й дни, Фетхие.
Оба дня начинались поездками в Олюдениз, а вторую половину дня проводили в прогулках по паркам и магазинам Фетхие. В городе много памятников. Расположены они в сквериках вдоль моря.

Еще мы узнали, что на противоположной от нашего отеля стороне залива есть пляж. До него можно доехать на долмуше №2 за пять минут. Мы сфотографировали этот пляж из окна отеля и два дня планировали създить туда вечером, но так и не собрались.
18 августа, 13й день, Каш.
Сразу после завтрака поехали на отогар, чтобы отправиться в Каш. Автобус был фирмы «Бати Анталия», как нам объяснили альтернатив нет. Доехали за 2,5 часа за 16 TL с человека. Наш отель был напротив единственного небольшого пляжа с галечным входом в воду, который находится в черте города. Пляж платный, но о ценах ничего сказать не можем, за два часа пребывания к нам никто не подошел.

Вечером, когда жара стала спадать, мы пошли осматривать город. Мы планировали на следующий день морскую прогулку в Кекову, но поднялся ветер, небо затянули тучи. Поэтому решили поехать на экскурсию Ксантос – Сакликент – Патара.
19 августа, 14й день, Каш, Сакликент.
Кроме нас на экскурсии было еще две немецких пары с мальчиком лет четырнадцати из Калкана. В Ксантосе было очень жарко. Чтобы осмотреть этот город основательно надо не менее трех часов. Наш осмотр был вдвое короче, поэтому многого не видели.

Зато в Сакликенте турки устроили нам «полный» тур и довели до конца ущелья. Для этого экскурсовод взял помощника и водитель тоже пошел в ущелье. Дорога была довольно сложной, особенно для женщин. Просто в конце пути по ущелью дам приходилось буквально затаскивать на пороги двум, а то и трем мужчинам. По поводу обуви можно не волноваться - в Сакликенте выдают специальную обувь бесплатно. Если захотите пойти на эту экскурию, не забудьте упаковать деньги в полиэтиленовые пакеты, чтобы их не пришлось потом сушить. Побывать на этой эккурсии и не промокнуть- не удасться!!
В Патаре просто купались на чудесном пляже. Нам дали час времени. что было вполне достаточно.
20 августа, 15й день, Каш, Симена.
Погода в этот день была отличная и мы отправились на морскую прогулку Кекова – Симена. Продолжительность тура с 10-00 до 18-00 и за это время делается пять остановок: одна в Симене с высадкой на берег, одна напротив Кекова, остальные просто в живописных местах. Стоил такой тур 40 TL.

В Симене, когда поднимались к крепости на полпути свернули направо, чтобы осмотреть ликийские саркофаги и уже оттуда поднялись в крепость. Пишу об этом только потому, что в крепость попали минуя кассы, а увидели это уже когда спускались.
21 августа, 16й день, Мира, Чирали.
В этот день мы переезжали в Чирали, а по дороге решили сделать остановку в Демре, чтобы посмотреть Миру. Это место очень раскручено, но возят всех только к морскому некрополю рядом с амфитеатром и мало кто знает, что немного правее находится северный некрополь. Осмотреть его можно совершенно бесплатно, но подняться к нему весьма проблематично. Между дорогой и некрополем находятся теплицы, которые трудно обойти. Наверху есть интересные рельефы. которые с земли не видно. Еще можно на агору подняться. Она находится на самой вершине, но это уже для самых выносливых.

Пробыв в Демре два часа мы отправились дальше в Чирали. Водитель пытался нас высадить у поворота на Олимпос, но мы были начеку. Долмуш в Чирали был на месте, но нам пришлось подождать других пассажиров. За это время мы наблюдали довольно оживленное движение в сторону Чирали. В самой деревне тоже было много машин, а на пляже довольно много людей. Это было воскресенье и все остальные пять дней народу было на порядок меньше.
22 -26 августа, 17й – 21й день, Чирали, Олимпос.
В эти дни отдых получился довольно ленивым. Пляж два раза в день, валянье в гамаке и поход в ресторан - вот и все приключения. В Чирали мы выбрали отель «Канада», хоть он и далеко от моря, но есть определенный уровень сервиса и комфорта. Сначала нас напрягало, что до моря далеко, а потом приспособились. В отеле есть шатл, который четыре раза в день возит к морю. Правда первый рейс в 10 утра. Мы до этого уже успевали пару раз искупаться и своим ходом вернуться к завтраку.

Конечно, Химеру и развалины Олимпоса мы посетили, а Олимпос даже дважды, а вот в Улупинар так и не выбрались. В Чирали ели много фруктов. Каждый день затаривались у турка, который стоял на выходе с пляжа с прицепом набитым фруктами и овощами.
27,28 августа, 22й и 23й дни, Анталия.
В местных турагенствах в Чирали продается трансфер в аэропорт Анталии за 50 TL. Мы договорились, что нас за эту цену отвезут в старый город.

Удивило, что в старом городе сравнительно мало народу и отели стоят полупустые. В правой части старого города (со стороны моря) цены в магазинах и ресторанах вполне адекватные. Видимо сюда не привозят туристов-пакетников. Погуляв по старому городу у нас возникла идея отправиться на следующий день на экскурсию Термессос – водопад Дюден. Оказалось, что такие туры проводят только в индивидуальном порядке и цена на двоих 110 евро. А узнав, что машина до Термессоса не доезжает и надо еще 700 метров в гору подниматься, нам совсем расхотелось ехать туда. Решили с утра съездить на 2 часовую прогулку на кораблике к водопаду нижний Дюден, а потом на долмуше отправиться смотреть водопад верхний Дюден. Однако этим планом тоже не суждено было сбыться. Просто нас в наглую надули, сказав, что этот кораблик едет на двухчасовою прогулку, увезли на шесть часов. Самое смешное, что деньги взяли как за 2 часа. Вот как бывает в Анталии.
29 августа, 23й день. Стамбул.
Рано утром такси отвезло нас за 45 TL в местный аэропорт Анталии. В Москве мы решили, что двух ночных переездов за время отпуска будет вполне достаточно и из Анталии в Стамбул решили лететь самолетом. Билет купили в Турецких Авиалиниях за 86 TL за одного. У дискаунтеров можно было взять по 56 TL, но решили выбрать удобство прилета в аэропорт Ататюрка, из которого вечером улетали в Москву. Все свободное время в Стамбуле прошло в беготне по магазинам.
Напоследок немного цифр. Весь бюджет вместе с сувенирами не превысил 140 000 рублей:
1. Билеты Москва-Стамбул-Москва – 20800р,
2. Билеты Анталия-Стамбул – 3800р,
3. Гостиницы – 50000р,
4. Сувениры – 5600р,
5. Автобусы и такси – 8400р,
6. Экскурсии и музеи – 13000р,
7. Еда и прочие расходы – 36000-38000р.
Конечно можно было истрать и меньше, если не останавливаться в гостиницах по 60 евро, но это уже дело вкуса.
Надеюсь, что рассказ был не очень занудным, и благодарю всех, кто здесь пишет отчеты. Без этих отчетов этой поездки наверное и не было.