Türkiye (2016). Likya Yolu

SergeyP2

ПОДГОТОВКА

Как всегда, перед любой длинной поездкой нужно подготовится. Это включает в себя разные аспекты.

Идея

Сначала нужно решить что хочется. Хотелось мне продолжить пеший маршрут по Турции под названием "Ликийская тропа". Почему? Потому что в рамках одного этого маршрута объединены море, горы, культура другой страны и наследие множества древних культур и всё это в очень комфортных условиях теплой погоды и минимума осадков, если конечно правильно выбрать время года. Время года было выбрано правильно – апрель – месяц, когда в Турции уже не холодно, но еще не жара, не все ручьи пересохли, а цветы не превратились в серую траву. Кроме того не нужна виза, перелет не очень дорогой, и цены в Турции хоть и выше российских, но приемлемые. Так как я не люблю напрягаться, то интуиция подсказывала, что на оставшийся участок в 280 км мне потребуется около 3 недель или чуть меньше. Но стоит ли себя ограничивать только пешим походом? Нет! Поэтому я решил, что после можно еще съездить в Каппадокию, загадочное место с долинами утыканными каменными столбами и изрытыми пещерами. Ну а помимо Ликийской тропы в Турции есть и другие пешие маршруты, например есть еще один из Антальи под названием "Тропа св. Павла" – может стоит хоть несколько дней пройти по нему? Или съездить куда-нибудь еще? В общем 5 недель это самое то, учитывая что большой процент цены любой поездки составляет проезд-перелет, а там, на месте, я трачу не намного больше, чем дома в Воронеже.

Оборудование

Так совпало, что после прошлой поездки на Алтай я задумался – а не пришло ли время приобрести новое, более легкое оборудование для походов, раз уж текущему исполнилось 9 лет и я не собираюсь завязывать с таким способом отдыха, как пешие походы. Кроме того, я прочел книжку известного легкохода Andrew Skurka: "The Ultimate Hiker's Gear Guide" и уже имел некий опыт своих походов, чтобы понять, что я хочу. А хочу я таскать меньше веса в рюкзаке, но при этом не готов сильно жертвовать комфортом. Поэтому я купил весы, взвесил всё свое барахло и составил табличку в Excel. Определенно, основной вес в типичном походе у меня приходился на следующие вещи:

– палатка 3 местная (3 460 гр),
– рюкзак 75 л (2 710 гр),
– пуховик обычный зимний (1 360 гр),
– фотоаппарат с зарядкой и сумкой (1 430 гр),
– спальник с t комфорта +3 С (1 340 гр).

Зеркалкой я пожертвовать не мог, большого выигрыша от замены спальника я понял, что не получу. Для остального в течении зимы были приобретены альтернативы:

палатка Nature Hike NH15T002-T20D, дно 210x130 см – на AliExpress (1 510 гр) = 6 504 руб // 100 $,

рюкзак Баск Light XL 75 л – в онлайн магазине Баск (1 260 гр) = 7 510 руб // 105 $,

куртка теплая Сплав "Barrier" Primaloft Sport c капюшоном – в магазине Сплав (460 гр) = 4 400 руб // 60 $

Забегая вперед могу сказать, что все купленные вещи отлично выдержали испытание походом.

палатка: не промокла в течении целого дня ливня, ничего не сломалось (но, внимание! в походе у знакомого ломались и дуги и центральный хаб, так что качество под вопросом);

рюкзак: удобный, но когда вес приближался к 20 кг он начинал сползать с бедер – валик сзади должен быть чуть больше; ткань не смотря на то что тонкая, выдержала множество веток с колючками, которые скрипели по рюкзаку у меня за спиной – за 20 дней похода получен единственный разрыв в 1 см;

куртка теплая: конечно она не такая теплая, как зимний пуховик, но это и не нужно в моем стандартном походе, все удобно сшито и в ней я могу влезть в свой спальник, если холодно.

Кроме того отлично зарекомендовали себя в данном походе следующие вещи:

смартфон ASUS ZenFone 2 Laser ZE500KL 16Gb = 11 490 // 155$ – не смотря на скромный аккумулятор, отлично работал в походном режиме (режим самолета, просмотр карты раз в пол часа) по 5-6 дней;

аккумулятор HIPER Power Bank MP12500 2USB – хотя я по телефону читал книги перед сном по 2 часа, я так и не использовал его даже на 50%;

треккинговые палки + обычные кроссовки – отличное сочетание для ходьбы по горам с рюкзаком, опробованное мной уже в третьем походе. Треккинговые палки разгружают спину, помогают удерживать равновесии на сомнительной поверхности и облегчают задачу ногам на спусках и подъемах. Не верьте олд-скул туристам, которые считают их ерундой – они наверное их тестировали во дворе на асфальтовой дорожке. Так же в походах типа моих треккинговые ботинки абсолютно не нужный груз на ногах, обычные кроссовки работают отлично;

легкие штаны (220 гр) и легкая куртка для бегунов (240 гр) из Декатлона. Штаны вместо шорт оказались просто спасением от всех колючих кустов, которые были кругом на тропе; куртка позволяла утеплиться на несколько дополнительных градусов при ветре или пасмурной погоде.

Так же не забывайте взять с собой: легкие резиновые шлепанцы (для посещения душа в отеле и отдыха ног от кроссовок на стоянках), кипятильник (чай в любом отеле это удобно), крем от загара, очки для плаванья (если ваши глаза не переносят воду Средиземного моря), термобелье для ночевок.

Итого вес моего рюкзака составил 12 900 гр (без учета еды, воды, газа и треккинговых палок). Легкоходы будут смеяться, а олд скул туристы должны завидовать! Ликийская тропа, Каппадокия и Анкара (Апрель 2016)

Навигация

Как всегда я использовал замечательную программу OsmAnd+, польза от которой уже окупила ее цену десятки раз. В нее я закачал ее родные файлы по Турции (векторную карту OpenStreetMap и файл статей из Википедии), плюс растровые карты OSM Cycle и Google Satellite (с помощью другой замечательной и бесплатной программы под Windows – SASPlanet). Также у меня были треки каких то людей, которые уже ходили по Ликийской тропе и Тропе св. Павла + координаты основных интересный мест (POI) в регионах где я собирался быть (в виде фалов GPX, тоже созданы в SASPlanet). Все это в комплекте с нормальным смартфоном и аккумулятором работает отлично – уже давно не нужно пользоваться бумажными картами и компасом в 21 веке, и отдельный GPS навигатор мне тоже не понятно зачем иметь.

Спутники

Я люблю ходить / кататься в компании, и хотя на 5 недель возможно желающих и не найдется, на 2-3 недели точно будут. Так я подумал и разослал приглашения первым 15 человек в октябре 2015 г. Большинство из них проявило интерес, а кто то и уверенность в участии. Затем произошли известные события, вызвавшие напряженность в отношениях Турция–Россия. Поэтому окончательное решение о поездке и покупка авиабилетов были отложены с декабря на конец февраля .. начало марта. К концу февраля никакого дальнейшего обострения в отношениях не произошло, проверка отзывов на форуме Винского показало, что в Турции никого не обижают, все хорошо и спокойно. Однако все мои знакомые начали сообщать разные причины отказа, типа "нет денег", "нет времени" и даже "семью хочу"(!!!) Ликийская тропа, Каппадокия и Анкара (Апрель 2016) Скажем прямо – все насмотрелись телевизор и зассали! Ликийская тропа, Каппадокия и Анкара (Апрель 2016) Люди существа эмоциональные, а не рациональные, поэтому они спокойно садятся в автомобиль, хотя в автоавариях в России в год погибает 30 000 человек (!!!), но боятся ехать в Турцию, т. к. там в терактах за год погибло 200 человек. Ну что же, значит у меня есть возможность получить новый опыт – опыт индивидуального пешего похода. В итоге могу сказать, что выбор "поехать" был абсолютно верным, и на тропе помимо групп и "парочек", я встречал множество одиночных путешественников, в том числе девушек. Молодцы!

Перелёт

Просмотрев сайты авиакомпаний Turkish Airlines, Аэрофлот, Pegasus Airlines и Onur Air, приобрел самый дешевый вариант на Pegasus Airlines. Рейс Москва–Стамбул–Анталья и обратно обошелся в 12 481 руб // 165$ (с включенным 20 кг багажа). Время отлета-прилета были вполне комфортные, туда 16:50 > 22:00, обратно 9:30 > 14:50.

ПОЕЗДКА

В Воронеже

Перед выходом по традиции сфотографировал вид из окна, чтобы Родину вспоминать!

В Москве

Было холодно, так что я сразу поехал в аэропорт Домодедово. Обычная электричка (а не Аэро-Экспресс), стоила 123 руб.

Перелет

Российский сотрудник погранслужбы не проявил особого интереса.

Посадка в Стамбуле, это была конечно жесть. Не знаю по какой причине, но самолет сделал около 3-4 кругов над городом, при этом уже минут за 20 до Стамбула началась сильная тряска. Женщина через проход молилась, кто то блевал (я был удивлен, что всего пара человек). Сама посадка прошла обыкновенно.

Турецкий сотрудник погранслужбы не проявил особого интереса.

В самолете Стамбул–Анталья ко мне в соседки попались две молоденькие украинки. Я начал с вопроса "Зачем вы летите в Анталью, море ведь холодное?" и в течении перелета мы общались на разные темы, в частности я узнал, что одна (из Львова) летит к турецкому другу на пару недель, а другая (из Луганска) работать аниматором в отель на весь сезон.

Общий план поездки

В итоге получилось вот так:

Ликийская тропа, Каппадокия и Анкара (Апрель 2016)

ЧАСТЬ 1. Ликийская тропа.

23..24 марта. Анталья.

Т. к. самолет прилетал в 22:00, то я забронировал номер в центре в гостинице. Эту и еще несколько гостиниц я бронировал на Agoda, но в какой то момент обнаружилось, что в случае Турции Agoda бронирует через Booking.com и я перешел на него (почти всегда цена та же самая, но изредка на Booking.com есть гостиницы с дополнительной скидкой).

Из аэропорта Антальи в центр я добрался на автобусе 600 (в аэропорте отходит от Domestic Terminal, конечная – автовокзал Антальи (Otogar)). Цена на него должна была быть 3.5 TL (1,2$), но оказалось что в Антальи теперь городской транспорт работает через карточки, которую водитель продал мне за 10 TL (3,5$). Развод такая цена или нормально было не ясно, что либо спросить у водителя было не возможно т. к. по-английски он явно не говорил. В последствии я все таки прочел, что все было корректно – сама карточка стоит 5 TL + она пополнена на 5 TL для оплаты проезда.

В гостиницу (небольшой pansiyon, т. е. ей занимается какая та семья) я пришел уже почти в полночь, однако меня ждал какой то мужчина в возрасте, спросил "Sergey?", записал мои паспортные данные (везде в гостиницах в Турции записывают) и с радостью отвел в мой номер. С 10$ дал сдачу 2TL, чем зарекомендовал свое заведение с лучшей стороны. Номер был оплачен без санузла, оказался он огромной площади, но с минимум мебели – видимо изначально этот дом не строился как гостиница. Название заведения: Aydin Otel Pansiyon.

Т. к. нужно было отоспаться, то гостиницу я покинул в 10 утра. Пошел поменял доллары по 2,84 TL за $ (обязательно спрашивайте "No commission?"). Купил большой баллон газа в магазине Tibet Outdoor (27,5 TL = 10$) – дорого, но что делать, в самолете перевозить нельзя. Позавтракал в кафе за 8 TL (3$).

Ликийская тропа, Каппадокия и Анкара (Апрель 2016)

Велодорожки -- безопасные, пока не доедешь до перекрестка -- турецкие водители не особо аккуратны:

Газон по-турецки:

Символы Expo 2016 который проходит в Антальи в этом году:
Ликийская тропа, Каппадокия и Анкара (Апрель 2016)

Не охота было разбираться как пополнить карточку на автобус, да и я ведь я в пешем походе! Поэтому пошел на автовокзал пешком (по-турецки автовокзал это otogar). Там два здания – для ближних маршрутов и для дальних. Finike оказался среди ближних. В Турции на автовокзалах нет единого расписания – сидит куча мужиков и торгует билетами на автобусы своей фирмы. Сразу ко мне подбежал какой то мужик, я сказал что в Finike и он меня куда то потащил за собой. Я попытался подойти к стойке с названием фирмы о которой я прочел в интернете, но он что то обсудил с продавцом за стройкой и в итоге они мне оба стали показывать типа мол иди за ним. Ну я пошел, он меня подвел к маршрутке. Я спросил водителя сколько стоит – 18 TL (6,4 $), это практически совпало с информацией из интернета, на вопрос "When?" водитель ответил "Now!". И правда, не успел я поместить рюкзак в багажник, как он завел мотор и наш на половину заполненный автобус поехал. Правда на остановке у Migras 5M (такой большой супермаркет в Антальи) мы еще постояли минут 15 ожидая потенциальных пассажиров. На автовокзале в Kumlica наш водитель покинул маршрутку и его место занял другой мужик. Это меня немного напрягло, т. к. почти все пассажиры расплачивались при выходе, а я заплатил сразу – в курсе ли новый водитель что я уже заплатил? Но все прошло ОК, в Finike я вышел без вопросов. Уже 17 вечера, на небе сгущались тучи и с моря дул сильный ветер. Начинался мой пеший маршрут!

День 1..20: В этот раз я решил пройти все что осталось у меня не пройденного от Ликийской Тропы, всего 258 км

ЧАСТЬ 1.1. Finike – Demre

Логически маршрут у меня оказался разбит на 4 больших этапа. Каждый этап начинался и заканчивался в относительно большом городке (т. е. в них были нормальные продуктовые магазины и несколько гостиниц). В конечной точке я снимал гостиницу и докупал продукты на следующий этап. Соответственно первым этапом был переход из Finike в Demre. Мне нужно было подняться на гору 1750 м и потом спуститься с нее с другой стороны. Протяженность перехода 44 км. Продукты для него я купил еще дома, чтобы не тратить время в первый день в Антальи.

Ликийская тропа, Каппадокия и Анкара (Апрель 2016)

День 1. Из Finike

Обычный турецкий приморский городок.

Набрал 2.5 л воды в источнике:

Ликийская тропа, Каппадокия и Анкара (Апрель 2016)

Вот и первый ликийский саркофаг -- прямо в городе:

Начало маршрута:

Указатели встречаются в начале и конце участков:

Ликийская тропа, Каппадокия и Анкара (Апрель 2016)

Началась тропа камнями и колючками. Как и было указанно в описании, южная часть маршрута более засушливая чем восточная (покрытая сосновыми лесами), где я уже бывал.

Пляжи остаются внизу:

Дело близится к закату, темнеет в Турции гораздо быстрее чем у нас, а вокруг ни одной метра ровной земли. Но вот мне везет и я вижу ровную площадку примерно равную моей небольшой палатке. Расчищаю ее от мелких камней и палок и готовлю себе ужин на костре – вокруг полно сухих дров, сэкономлю газ! Ложусь спать в 20 вечера. Первая ночевка была беспокойная, т. к. это был мой первый опыт одиночных ночевок. В полудреме мне снилось что кто ходит, что я не могу проснуться и так далее. На самом деле все было абсолютно безопасно и в следующие ночи я спал уже хорошо.

День 2.

Просыпаюсь в 6:20. Стоянка утром:

Ликийская тропа, Каппадокия и Анкара (Апрель 2016)

Уже когда почти собрался то пришли козы. Немного потерял тропу т. к. хотел от них поскорее избавиться. Но с GPS на долго не потеряешь! Ликийская тропа, Каппадокия и Анкара (Апрель 2016)

Типичный представитель местной флоры:

По карте здесь должен был быть родник, а не лужа Ликийская тропа, Каппадокия и Анкара (Апрель 2016)

Ликийская тропа, Каппадокия и Анкара (Апрель 2016)

Тропа шла по дну высохшего ручья. Вода у меня закончилась, а отмеченные источники воды не наблюдались.

Поднялся на 600 м. Свернул с тропы где то 1 км чтобы посмотреть вид на долину в сторону Finike:

На этой высоте уже кругом цветут ромашки, а не колючие кусты:

Ликийская тропа, Каппадокия и Анкара (Апрель 2016)

Вид на долину в сторону Demre:

На высоте 900 м расположены развалины древнего города Belos. В такой перди естественно бесплатные.

Древний саркофаг:

Ликийская тропа, Каппадокия и Анкара (Апрель 2016)

Видимо место для сигнального огня?

Разрушенная цистерна:

Очередной типичный куст:

Крепость:

Воды уже нет пол дня. Поэтому, когда среди развалин Belos я вижу, что лист метала с камнем сверху прикрывает что то, и обнаруживаю, что это древняя цистерна с водой на глубине метра 2-3, то решаю попробовать набрать оттуда воды. Рядом никаких емкостей нет, поэтому достаю свой литровый котелок и бельевую веревку. Не сразу мне удалось зачерпнуть воды, подходящий алгоритм был разработан только примерно с пятой попытки. Вода на вид прозрачная и без запаха, хоть в ней плавает пара каких то крохотных ракообразных амеб. Раз за пять набираю свои 2.5 л. Думаю, что после кипячения эта вода не должна нанести ущерб здоровью.

Тучи сгущаются, пора двигаться дальше:

Ликийская тропа, Каппадокия и Анкара (Апрель 2016)

Туман и холодает, но я продолжаю идти вверх т. к. нужно найти хорошее место для стоянки – в этом месте рядом какие то сараи пастухов. Хотя на моем треке останавливались где то тут, но я один, и поэтому первое правило безопасности – никаких местных гостей.

И вот на высоте 1100 м я нахожу ложбину закрытую со всех сторон от бушующего вокруг ветра и тумана. Посреди ложбины огромная черная лужа-озерцо и рядом череп коровы. Вокруг мою любимые турецкие сосны. Готовлю ужин на костре, но это получается очень медленно – между камнями, на которых стоит мой котелок 1 л, огонь горит капризно и требует постоянного внимания, вода закипает не охотно.

Ложусь спать. Почему то, когда всего в 15 м сверху бушует буря, а ты в уютной палатке защищенной от ветра рельефом местности, ощущаешь необыкновенное спокойствие и комфорт. Засыпаю в 19:30.

День 3.

После 10 часов крепкого сна проснулся в 5:40. Солнечно! Место стоянки не такое мрачное с утра:

Охраняла меня всю ночь:

Отличная погода!

Подхожу к какому то поселку пастухов. Тут явно не живут постоянно, видимо это какие то домики и сараи для проживания в период выпаса скота в определенный сезон. Почти за каждым забором цистерны с водой и у меня она как раз кончилась. На одном из домов вижу какую то табличку, последнее слово переводится как "мечеть". Ну наверное тут я могу набрать воды, раз это мечеть. Вода в цистерне до самого верха и совершенно чистая, так же есть, как потом я заметил, стандартный 5 литровый бидон из под масла, чтобы воду набрать.

Ликийская тропа, Каппадокия и Анкара (Апрель 2016)

Где то тут устраиваюсь чтобы приготовить нормальный обед, т. к. завтрак из за отсутствия воды у меня был не очень сытный. Вода на костре опять закипает очень медленно.

Диван посреди леса:

На высоте 1700 м:

Ликийская тропа, Каппадокия и Анкара (Апрель 2016)

Очередная цистерна – набираю воду для стоянки.

Отличное место для стоянки:

Лег спать в 19:40. Ночью было холодно, не смотря на то, что надел все что было. Хотя судя по воде с утра было больше 0 – возможно пора менять спальник которому уже 7 лет?

День 4.

Ставил будильник на 5:40 (10 часов сна), но захотелось поспать еще часок. Началась дорога вниз:

Ликийская тропа, Каппадокия и Анкара (Апрель 2016)

Встретил первых туристов – парень и девушка из Чехии, примерно 25 лет. Погода меняется каждые пол часа – то солнце то тучи.

Турки зачем то тут строили дорогу в этой перди, но случился оползень:

Дальше шел крутой спуск на 600 м вниз – где тут тропа не понятно. Двигаюсь среди кустов и камней, стараясь не навернуться, не попасть в скопление кустов и радуясь что в штанах, а не шортах. Периодически сверяюсь с GPS – тропа якобы где то тут Ликийская тропа, Каппадокия и Анкара (Апрель 2016)

Ликийская тропа, Каппадокия и Анкара (Апрель 2016)

Черепашка – самое часто встречаемое мной после коз животное Турции. Они тут везде, бывает десятки за день!

Небольшой участок дороги и пробка из коз:

Наконец я спустился в какую то долину с козами и сараями пастухов. Такое впечатление что тут был атомный взрыв который ровным слоем раскидал камни по всей поверхности долины!

Современный сарай из целлофана:

Ликийская тропа, Каппадокия и Анкара (Апрель 2016)

Посреди этой долины возвышаются развалины церкви Ангела Габриеля, 6 век н.э. Не знаю почему, может это контраст между мраком туч и светом солнца, может быть между первобытной дикостью долины и творением рук человека – но развалины смотрятся грандиозно. Не думаю что фотография передаст это чувство – на них никогда не виден ни объем ни размер, не почувствуешь ветра, запахов и шелеста листьев – нужно побывать самому!

Фрагменты:

Возможно этой цистерне 1500 лет, но и сейчас она послужила мне службу Ликийская тропа, Каппадокия и Анкара (Апрель 2016)

Ликийская тропа, Каппадокия и Анкара (Апрель 2016)

Встретил парня и девушку из Германии. С трудом могу оценить их юный возраст, не могут же родители отпустить в поход в страшную мусульманскую Турцию полную террористов – старшеклассников!? Наверное они все таки уже учатся на первом курсе, убеждаю я себя!

Иду дальше. Очередная цистерна у тропы, но плохо закрыта и вода подозрительная, не стал набирать.

Немного заблудился на чьем то участке. Хозяин помог найти дорогу. Показывает мне на туры из камней и пометки красной-белой краской Ликийская тропа, Каппадокия и Анкара (Апрель 2016)

Ликийская тропа, Каппадокия и Анкара (Апрель 2016)

Позади один небольшой поселок, впереди побольше. Поэтому когда вижу ровную площадку у заброшенной цистерны, то решаю остановиться. Место похоже на картинку колодца из Звонка, но нужно бороться с надуманными фобиями! Ликийская тропа, Каппадокия и Анкара (Апрель 2016)

Прекращаю свои эксперименты с кострами – видимо пространства между камнями под котелком 1 л недостаточно для эффективного горения. Да и зачем я таскаю баллон газа за 10$? Да, газ в моем случае в 10 раз удобнее – никакой копоти и дыма, подкидывания дров и вода закипает в 10 раз быстрее. Больше кострами в этой поездке я не пользовался, а газ даже остался и я отдал его в Каппадокии чуваку на ресепшен в хостеле.

Забронировал на завтра отель в Demre – пора помыться и постирать одежду, которой в этот раз я взял по минимуму. Лег спать в 19:40. Эта ночь опять была достаточно холодной.

День 5.

Встал в 5:40. К 8:20 вышел, палатку не стал сушить от росы т. к. был в ущелье – высушил на остановке для отдыха через пару часов.

Деревушка в горах:

Ликийская тропа, Каппадокия и Анкара (Апрель 2016)

Вниз идет асфальтовая дорога, но она много петляет – тропа спускается вниз более резко.

А вот и долина реки в которой расположен у моря Demre. Вот они, запрещенные Помидоры! Ликийская тропа, Каппадокия и Анкара (Апрель 2016)

В городе расположены очень интересные развалины города Mira (платные, сколько не знаю) – если будете рядом, то обязательно посетите – огромный амфитеатр, куча могильничков! Ликийская тропа, Каппадокия и Анкара (Апрель 2016) Так же тут есть церковь где проходил службу в качестве епископа св. Николай Чудотворец, который по совместительству Санта Клаус – очень почитаемый православный святой (тоже платно, сколько не знаю). В обоих местах я был на экскурсии с женой, поэтому по второму разу посещать не стал, хотя планировал сходить еще раз в Mira, но лень победила Ликийская тропа, Каппадокия и Анкара (Апрель 2016)

Меня ждал отель Winecity – весьма приличный номер за 50 TL (18 $). Искупался, все постирал что нужно, посмотрел BBC News, закупил еды в магазине на следующие дни и т.д. Только вода была почти комнатной температуры, зато наконец то мягкая постелька! Ликийская тропа, Каппадокия и Анкара (Апрель 2016)