Главная
Статьи
Форум
Угра, Козельск, Оптина Пустынь, Болхов



Автор - Camel

Когда около 7 лет назад мы с группой заинтересованных товарищей надумали вдруг приобрести в совместное пользование некую деревянную недвижимость в одной из многих вымирающих деревушек Калужской области, на отшибе милях в 7 за Козельском, чуть ли не единственной побудительной причиной для начала размышлений и конечного положительного решения по этому поводу была далеко не самая худшая компания собравшихся, а общая необременительность для семейного бюджета только этому поспособствовала. Однако довольно быстро в дополнение к этому в пределах прямой видимости от вновь приобретенной собственности обнаружилась замечательная природа с грибами, речкой, ягодами и аистами. Столь дивное окружение примиряло нас впоследствии с тем фактом, что в суровые калужские зимы население окрестных домов с успехом и не иссякающим энтузиазмом разбирало для собственных нужд те необязательные с их точки зрения части строения, которые мы с трудом приколачивали в погожие летние дни. В общем, природа, душевная компания и постоянный фронт работ за счет предприимчивых соседей поначалу совсем не стимулировали к более детальному изучению окрестностей. Только спустя год-два, после озаборивания некоторого количества принадлежащего нам земельного надела (каковое мы сами, естественно, и определили) и всего, что на нем растет и строится, мы, кардинально сократив количество искушенных зимой и, тем самым, высвободив некоторое время на локальный туризм летом, неожиданно обнаружили себя на территории национального парка Угра. Еще через некоторое время стала понемногу накапливаться информация о том, куда нас занесло, и к проблескам памяти из школьного курса истории по поводу "стояния на Угре" добавилось много чего интересного о близлежащих достопримечательностях. Во-первых, это сам национальный парк, раскинувшийся вдоль бассейна рек Угры и Жиздры - свыше 110 гектаров великолепного ландшафта с уникальной "флорой и фауной". Во-вторых, это большое количество населенных пунктов на современной карте, чьи названия, сплошной нитью (правда, не всегда красной) проходят сквозь всю историю государства Российского и не только его. В-третьих, это обилие археологических памятников. В-четвертых, это : В-семнадцатых это непосредственная связь местности с Космосом "засветившаяся" возникновением на калужской земле К.Циолковского, а позже в 1996 г явленная свалившимся невесть откуда в окрестности Жиздры немалым небесным бульником, который, правда, надо бы еще и найти и т.д. и т.п. Рассказывать обо всем места не хватит, потому дальше только о том, где был сам и чего непосредственно касался.

То, что Козельск город древний, а в древности славный, я немного слышал и до того, кстати, чтобы не забыть ненароком о почтенном возрасте, на въезде в город значится 1146г. (хоть и на годик, но постарше матушки Москвы). То, что Козельск настоящий - настоящее гнездовище ментов, где скорость не меряет только ленивый, причем опорной точкой радародержателя может быть все что угодно - "батон", мотоцикл с коляской, грузовик (разве что верхом еще не видели, пока) обнаружилось в первый же сквозной проезд. Но то, что эти два факта, древняя славность и сегодняшняя экстра-бдительность стражей дорог, теснейшим образом связаны между собой через историческую и генетическую наследственность стало проясняться уже при более близком рассмотрении вопроса. Освежим немного память кратким экскурсом в прошлое города-легенды.

1154г. Князь Юрий Долгорукий, прозванный так за искреннюю любовь к чужому добру, попытался по пути в Киев отвлечься (и довольно настойчиво) на Козельск, но, получив по знаменитым рукам, решил далее не искушать.

1238г. Беспримерная семинедельная оборона Козельска с малолетним князем Василием во главе в весеннюю компанию хана Батыя. К тому времени пали уже многие летописные города, включая все нынешнее Золотое Кольцо (а с ним вкупе Коломна, Тверь, Дмитров, Кашин, Рязань, Торжок и др.), а Козельск стоял! Даже после разрушения стен горожане резались с кочевниками на ножах и уничтожили немало стенобитных орудий. Цена взятия города - 4000 в дебет у Батыя, за что тот обозвал Козельск "Злым городом" и в отместку поголовно вырезал оставшееся население, включая женщин и детей (":и изби всех, и до отрочят, сосущих млеко:").

1445г. Поляки и литовцы, взяв Можайск, и разбив московское войско, положили глаз на Козельск. Попробовали, было, но оперативно захлопнули широко распахнутое поначалу веко и ограничились Можайском.

1480г. Великое стояние на Угре. Два войска, наши с Иван Василичем и раскосые ребята с капчатским Ахмат-ханом, 2 недели стояли по берегам Угры на протяжении 60 верст ничего не делая, а потом, когда взаимный гипноз закончился, 7 ноября внезапно разбежались в разные стороны. Так закончилось 257 летнее татаро-монгольское иго на Руси, а Угра получила у современников название Пояса Пречистой Богородицы. Этим же был заложен один из именных камней в основание погребального кургана величайшей империи простиравшейся от Апеннин до Австралии. (В свое время в краеведческом музее Улан-Батора гидша не без гордости поведала, что остров Ява до сих пор разговаривает на древне-монгольском. Да и если бы не божественный ветер (камикадзе) дважды!!! в истории разметавший монгольские эскадры близ Японии слушать бы нам на заре перестройки "Голос Америки" не через "шарпы-панасоники", а через какие-нибудь "мон-шуд-приемники". Хотя, какой тогда "Голос", какая "Америка"? Вот так!) Да, ежели б не мы, отстегивать бы всем буржуинам регулярный лавандос в Орду и по сей день. Спишите нам долги, гады, мы бились за вас!

1606-1607гг. Начало Смутного времени на Руси. На Козельщине же развернулась арена Крестьянской войны под руководством Ивана Болотникова. К крестьянам сей конфликт, правда, не имел прямого отношения, поскольку разборки шли между боярами, науськанными князем Гришкой Шаховским, незадолго до этого стырившим в Москве Государственную печать у своего тезки Отрепьева (тому она, правда уже была ни к чему, как и прочие радости жизни) и боярами, решившими, что с царем Василием Шуйским им будет шоколаднее. Крестьян, правда, положили не меряно, да и сам воевода Болотников до карьерного взлета был холопом князя Телятевского вот потому войну, видимо, и назвали Крестьянской.

1608-1609 гг. Козельск - оплот Лжедмитрия (он же Андрюшка Нагов) с поляками и немцами после того, как его "попросили" из СЗАО г.Москвы. Из Вора да в Олигархи-латифундисты - знакомая метаморфоза! Справедливости ради стоит сказать, что годом позже, премного обидевшись на польского короля Сигизмунда, Самозванец покоцал всех поляков, а заодно и немцев, соблазнив калужан призывом типа "приду к вам и надеюсь с помощию Николая, при усердии многих городов мне присягнувших, отомстить не только Шуйскому и Полякам коварным, но в случае крайности готов умереть с вами за веру Православную; не дадим только торжествовать ереси, не уступим Королю ни двора, ни кола, а тем менее города или Княжества". Потом, правда, разуверившись в христианах, решил сдать Русь магометанам, но и там не сложилось, да так, что в декабре 1611 г. они сняли лихую головушку с предварительно простреленного тела.

В 1616 г. - еще одна измена Козельска федеральному центру полякам - "Козельские жители, изменя Государю, и сдав город, целовали крест Королевичу, и Чаплинской, зимуя в Козельске, из онаго воевал многие города" (каприз истории - в отличии от 1445г. Можайск в этот раз остался Москве верен).

1812г. В этих местах партизаны Дениса Давыдова регулярно и весьма активно изымали у лягушатников сыр, вино и много чего другого полезного, что опять же, как некогда и госпечать Гришке Отрепьеву, некоторым было уже без надобности.

1941-1942гг. Вдоль рек Угра и Воря в течение 2-х лет наши войска держали оборонительные рубежи против подзабывших историю наследников псов-рыцарей.

В целом, если опустить для чистоты картины пару-тройку эпизодов начала 17 в. (Смута, она смута и есть), Козельск во все времена выступал заслоном русской земли от пришлых. Вот потому-то потомки былых богатырей и стоят сегодня с радарами на страже, фильтруя проезжающих, а поскольку многие и живут вдоль караванной тропы, то вытягивают "вооруженную" десницу, можно сказать, прямо из окон своих жилищ. Для них же (пришлых) на въезде извне по касательной к совершенно прямой дороге обустроен крошечный кружок для сбора денег. Мы по незнанию первое время принимали его за поросшую ноготками клумбу, не более (знак змеи, кусающей себя за хвост, то ли не был вовсе, то ли был заботливо припрятан в листве), но после первого взноса решили, что нам лишний крюк в полтора-два метра не влом.

Окружные деревеньки тоже не спят, как-то я насчитал в одной из них аж 3! засады - пару по правую руку к Москве и одну меж ними с другой стороны. Правда, было это вскоре после того, как вооруженный осиновым колом с чесночной гирляндой на серебряной цепи округ выи главный партмвдэшник пригрозил прогнать всех гибддунов строем перед зеркалом, и соответственно тех, которые не отразились в нем, оставить без сладкого, по крайней мере, до завершения плебисцита. Но, повторюсь, и в тихие периоды парламентских сессий ребята бдят, так что поаккуратнее. По любому, лучше запомнить, что в Козельске везде 40 (или меньше), а дорожные знаки расположены весьма своеобразно, где-то их и очень качественных в избытке (особенно в центре города), где-то, как с упомянутым выше кругом их может не быть вовсе. Так, нет ничего перед правым 90-градусным поворотом асфальтовой дороги, причем в обратную сторону стоит знак "стоп", поскольку к "уголку" примыкает невзрачная щебенка (она главнее). К чему (или к кому) ведет столь замечательная тропа, мы не выясняли (эту развилку, как и вышеупомянутый "кружок" на въезде-выезде не миновать при сквозном проезде через город, например, если захочется, к примеру, посетить родовую усадьбу Волконских в с.Волконское в 15 км за Козельском). Вокруг города проложена объездная дорога, но соваться туда не советую - если вы не на "шишиге" или другой повозке названной в честь города, то ее первую половину вы можете и не преодолеть. Да еще, Билайн в самом Козельске, в отличие от МТС, не берет совсем, хотя до и после старается, даже в окрестных лесах.

Во всем остальном современный Козельск довольно симпатичный городок с сохранившимися там и сям старинными постройками. Есть собор, Благовещенская церковь, каменные купеческие особняки. В недалеком прошлом, в промежутках между великими битвами, тихая провинциальная жизнь периодически несколько оживлялась. Например, случившимся здесь в 1838г. 10 сек. землетрясением, северным сиянием годом позже, удивительно снегообильной зимой 1846 г., нападением бешеных волков в 1859 г. (наверное, оборотни были, если так, то это их прапраправнуки изъяли у меня недавно 100 рублей на Волоколамке). Уверен, что и сейчас если почаще сюда приезжать, есть шанс застать что-нибудь интересное.
Доехать до Козельска из Москвы, и просто, и сложно одновременно. Просто, потому как дорог много, сложно по той же причине (проблема выбора). Можно выдвигаться, либо по киевскому, либо по калужскому, либо по шоссе через Подольск. Все они сходятся на кругу за Обнинском, Последние два, правда, несколько раньше. Мы еще экспериментировали из-за подмосковных пробок с симферопольским через Серпухов и Тарусу. Путь этот по вечерам темен и совершенно безлюден. К тому же, вопреки ожиданиям, из-за характера трассы (много поворотов и стиральная доска) не удается на скоростной машине скомпенсировать немалый крюк. 120-130 км/ч - потолок для низкого профиля, дальше - добыча огня посредством высечки искр глушителем из асфальта. Посему, если не ставить целью посещение кольцовских пещер под Ферзиково то эту дорогу лучше не пользовать.
Для себя мы определили следующий маршрут. Выезжаем из Москвы через Подольск, после обнинского круга по киевской трассе до поворота на новую объездную вокруг Калуги (на мост за д.Детчино). Дальше, не заезжая в город (если не нужен музей космонавтики или еще чего), по указателям, коих достаточно, на Козельск, надо только не проспать правый поворот, когда вся трасса уходит на Тулу (загодя стоит указатель). Вскоре после этого круг в Секиотово, на нем налево и, по основной, до следующего круга, в центре которого стоит стела с надписью "Перемышль" (сам город несколько в стороне), здесь прямо. Кстати, раньше трасса шла через Перемышль, обеспечивая многих селекционеров знаменитых зеленых овощей немалым приработком, теперь же отдельные механизированные жители огуречного края вынуждены добираться с товаром до круга. Настоятельно рекомендую в сезон прикупить огурчиков (поторговавшись естественно), весьма отличаются от многого, предлагаемого на московских рынках. Дальше дорога, практически, без ответвлений со временем упирается в Козельск, всего где-то в 250 км от столицы и в одном поприще от Калуги. На обратном пути после Подольска лучше уходить на близкое симферопольское шоссе дабы избежать пробок на подъезде к Москве. Для безлошадных могу еще добавить, что в Козельск из Москвы от Юго-Западной с 7 утра до 6 вечера, чуть ли не каждый час, курсирует автобус. Время в пути от 4-6 часов (в зависимости от заезда в Калугу).

По пути, километров за 20 до Козельска, есть правый поворот к д.Шамордино и Казанской Свято-Амвросиевской женской пустыни. Монастырь построен архитектором Шервудом из красного кирпича, много цветов и грядок, все чистенько и аккуратненько, как и положено женскому монастырю. Монастырь потихоньку залечивает раны нанесенные годами советской власти, с начала разорения в 1923 году и уничтожения сестер до обустройства в его стенах с/х техникума с комбайном в алтаре Казанского собора.

Уже за пару километров на подъезде к Козельску замечаешь по левую руку вдали через поле сияющие голубые с золотом купола Свято-Введенский мужского монастыря - Оптиной Пустыни, куда некогда вроде как шел, да не дошел создатель Наташи Ростовой. Но, конечно, Оптина знаменита не тем, что на нее обратило внимание отлученное от церкви "зеркало русской революции", а чуть ранее Гоголь с Достоевским, а тем, что на протяжении веков с момента своего основания в 15 в. являла собой духовный центр православия, куда стремились многие тысячи паломников, жаждущие прикоснуться к святыне и получить совета у оптинских старцев.

По дороге к монастырю установлено много указателей, но и без них все просто - в центре Козельска надо свернуть налево, выезжаем из города, и через пару верст еще раз налево по указателю на асфальтовую дорожку, по ней еще с километр и мы на месте. Где-то за полкилометра до этого налево в сторону р. Жиздры через лес уходит тропа к Пафнутьевскому Источнику.

На стоянке перед монастырем местная детвора настойчиво просит денег. Как-то раз подкатил карапуз, требовательно заявивший: "дядь, подай денег, у меня сегодня день рождения". И хотя было подозрение, что по количеству объявленных именин юноша оставил далеко позади библейских старцев, денег, тем не менее, конечно же, выдали - "давать легче, чем просить".

На самой территории расположены Введенский собор и несколько церквей: Казанская, Владимирская с 40 м колокольней и Марии Египетской, возведенные на рубеже 18-19 веков. Среди немногих крестов на монастырском кладбище три относительно свежих установлены на могилах иноков убиенных несколько лет назад проникшим сюда маньяком-сатанистом. Монастырь восстановлен как действующий в 1987 г. и открыт для посещения, за исключение закрытой жилой территории. Приезжают тургруппы, но обычного сопровождающего их гвалта нет, все достаточно тихо и пристойно. В первый раз меня приятно поразили принятые здесь суммы "пожертвований" за свечи, записки, молебны и т.д. Оплата чисто символическая и, вообще говоря, добровольная (как и любая жертва), в отличие от ситуации во многих других "коммерчески-подкованных" обителях. По мне, это один из явных признаков духовного здоровья этого светлого во всех отношениях места.

От стоянки перед главным входом вправо уходит дорожка, по которой через заповедную монастырскую рощу с реликтовыми 250-летними соснами и дубами и мимо Амвросиевскиого Источника доходим до Иоанно-Предтеченского скита, построенного для монахов-пустынников в 1821 г. На территории скита расположена деревянная церковь Иоанна Предтечи и жилые постройки.

Если, выехав из Козельска проехать дальше мимо поворота на Оптину, через 15 км попадаем в пос. Сосенский, знаменитый тем, что имеет свой флеш-сайт в Интернете и тем, что в окрестностях его находится уникальный памятник природы и древнеславянской истории, урочище "Чертово городище". Заповедник представляет собой отдельный участок национального парка и ограничивает участок леса в верхнем течении р.Чертовской (Любуши, Песоченки). Самое загадочное место в Калужской области. Для особо грамотных привожу ниже выдержку (не помню, где позаимствовал): ": урочище "Чертово городище" с естественными выходами кварцевых песчаников визейского яруса нижнего карбона (тульский горизонт). Песчаники образуют скальные выступы в береговых обрывах реки Чертовской и слагают выровненный мыс высотой 20 - 22 м и площадью около 1,5 га (абсолютная отметка - 216,7 м). К выходам песчаника тяготеют заросли папоротника-многоножки, а в эрозионных нишах и небольших пещерах отмечается мох - шистостега со светящейся протонемой. В последние годы на поверхности мыса описано городище, окруженное с двух сторон валом и рвом. Поселение датируется первой половиной 1 тыс. н. э. Не исключается его использование и в более позднее время. Одному из выступов песчаника, поверхность которого содержит мелкие воронкообразные углубления, придается значение культового камня. Урочище впервые описано в начале нынешнего столетия, с ним связаны различные поверья и легенды:". Добавим сюда еще пару эпитетов: "российский Стоунхендж", "калужская Гора Собутка" и несколько возможных идентификаций: "прародина вятичей", "Дедославль", "Гамаюнщина":

Некогда в неолите на этом месте была стоянка, и до недавнего времени, говорят, можно было увидеть настоящие наскальные рисунки, изображения ладоней и стоп... Позже местность заселила голядь, балтское племя, непонятно откуда оказавшееся здесь в окружении вятичей и кривичей, хотя есть версия, что это вятичи с кривичами и радомичами "оказались", а голядь - законный реликт древнего мира. Словом, вопрос о том, кто настоящий индеец, а кто бомж безродный туманен как история синайского конфликта. Как бы то ни было, со временем вятичи вытеснили голядь, которая совершенно исчезла к 19 в. оставив нам в наследство некоторые названия на местности и обычай таскать на руках большое количество перстней. Но, как известно, остающийся и рассказывает историю, потому и местность данная носит название прародины вятичей, к голяди отношения не имеющей.

Поразмыслив, немного, мы решили посетить прародину. Благоразумно отказавшись от всего, низкоползающего решили осуществить вылазку на Opel Frontera. Дорогу нашли не сразу, поэтому ниже подробная легенда. Из Козельска доезжаем до Сосенского, на первом круге прямо, на выезде из поселка второй круг, на нем уходим правее. Через пару километров будет левый поворот на поселок Гранный Холм, нам туда не надо, нам асфальт ни к чему, едем еще с километр до следующего левого поворота - этот наш. Сразу же за поворотом стоит облезлый щит про шахту "Пионерскую" (она же шахта ©1). Дорожка к ней убита донельзя, но проехать можно. Вообще если транспорт не располагает к подвигам, лучше прямо у шахты его и оставить и дальше идти пешком, думаю, где-то около 2 км. Если сухо, можно попробовать рискнуть на чем-нибудь типа Тольяттинского чуда.
Шахта, вроде как заброшена, но около нее в наш приезд стояло несколько явно рабочих машин, а через 10 секунд после прибытия вдруг ниоткуда нарисовался дедок. На наши расспросы отвечал охотно, много и непонятно. Уяснить удалось одно, что надо было метров за 400 до шахты свернуть в лес направо на наезженную дорогу, а дальше все просто, как угол дома. На вопрос, а нет ли каких там развилок или непредвиденных поворотов, дедок энергично замотал головой и еще раз заверил, что там все пучком.

Съезд в лес мы нашли сразу и уже метров через 100 уткнулись в то, что в случае дорог именуется "Т-образным перекрестком". Помянув дедка разным словом, выбрали левое направление, и как выяснилось потом, угадали. Возможность потренировать интуицию нам представилась и позже, но мы, выбрав раз левый уклон, последующий оппортунизм давили в зародыше. Наконец, посреди очередной развилки вырос свеженький информационный щиток, извещающий, что "вот мы и в Хопре", здесь мы по-прежнему ушли левее, и, наконец: "Ура, люди!". Старая чукотская примета, что если бородатые мужики, немного теток, брезент и примус, это экспедиция, однако. Не знаю, что эти экспедировали, может, копали чего, но на небольшой полянке присутствовали добротные палатки, мужики (3-4 шт.), одна-две тетки, примус и деловая атмосфера. Ребята оказавшиеся приветливыми, но несколько настороженными, сразу же развеяли наши сомнения, сказав, что до Шамбалы уже рукой подать, но, правда, дальше только пешком и все время левее (а мы бы и так вправо не пошли бы), а также любезно согласились присмотреть за телегой, пока мы на мох светящийся глазеем.

Бросили на полянке машинку, метров, через 20 форсировали по мостику крохотную речушку и чуть позже уперлись в поперечное бревно, над которым возвышался еще один щит с подробным планом туристической тропы по достопримечательностям заповедника, телефонами и предупреждениями. По плану все компактно расположено на площади 100х100 кв.м. Без труда обнаружили вал и ров, прошли сквозь проем каменных "ворот", посмотрели, на камни и дыры в них, оценили ветроповал (вокруг-то лес, а тут деревья поломанные), залезли в пещеру со светящимся мхом (небольшая дырка в скале на 2 человеко-места). Мох, действительно светится красивым нежно-зеленым светом, но ровно до тех пор, пока на него падает свет - стало быть, свет отраженный. На вершине холма - развалины, остатки некогда стоящего здесь огромного каменного дома (древнего святилища). Раньше, говорят, были, и каменные столы с лавками, каменная аллея со ступенями, ведущая с холма вниз и сложные лабиринты искусственно вырубленных подземных коридоров ведущих вглубь скалы (правда, по причине ядовитого газа далеко по ним никто не шастал). Порушено же все это было отнюдь не неумолимым ходом времени, а совсем недавно в 50-х годах прошлого века. "Когда для строительства Сосенского понадобился камень, тамошнее стройуправление решило брать его на Городище. Заложили заряды, взорвали их, вывезли несколько тракторных тележек камня, как вдруг пришло указание самодеятельность прекратить: оказалось, что камень для производства щебня не подходит...". А еще до того, в тридцатые, из урочища брали камень на строительство железной дороги, оттуда же везли и песчаник. В общем, советское know-how в полный рост. Надо бы грекам мыслишку подкинуть - из одного только Парфенона можно столько отделочной плитки для метро понапилить, а то ведь без дела пропадает! Нет, не догоняют, обленились эллины, и мозг усох их на жаре.

В общем, опоздали мы к распродаже и вместо каменного дворца увидели токмо нагромождение огромных валунов доледникового периода. Но даже не это расстроило Индиану, а то, что так и не удалось идентифицировать широко разрекламированный и отдельным красным пятном обозначенный на схеме реликтовый папоротник-многоножку. Оно, конечно, может, взор наш и скользил по нему, да, вот, не задержался. Эх, маленький колышек бы с табличкой у куста, как в лучших домах, а то ищи его сам, это ж вам не береза какая, а совершенно редкий эндемик и потому абрис его большинству неведом. Когда с нескольких попыток ничего не вышло, решили, что и без реликтового растения уснем спокойно.

На обратном пути к поляне мы все веселились, вот как придем и как не обнаружим, ни палаток, ни мужиков с тетками, ни примуса, ни близкой нашему сердцу Фронтеры, места-то ведь дикие и сплошь загадочные, но обошлось. Простите археологи (или как вас там) за тень сомнения, посетившую наши умы. Спросили у ребят про папоротник, получили ответ "да он там везде". Экспедиция в свою очередь поинтересовалась как там ребята, ушедшие накануне с палаткой, мы честно сказали, что никого там кроме мха и камней не приметили. Сгинули видно туристы, как в воду канули, такое вот это таинственное место. Шутка. Надеюсь.

Что еще сказать, на лесной дорожке прямо посредине рос классный подберезовик. Своим наглым появлением в таком неподходящем месте он так затуманил азартный мозг второй половины нашего водителя, что мы (остальные поборники гармонии) только путем неимоверных усилий смогли сорвать акт вандализма и отстояли гордый заповедный гриб. Взамен, правда, пришлось согласиться на коллективное прочесывание лесных угодий в окрестностях точки сбора. Поехали к себе "на природу", где вскоре и набрали охапку вполне ординарных боровиков на суп-сушку-жарку. Все довольны - и волки целы, и овцы вкусны.

Бонус:
Где-то за месяц до вышеописанной поездки к валунам мы отметились в Болхове на Орловщине. О городе этом я ничего не знал, пока не увидел сюжет по ящику. Говорилось там много хороших слов, в том числе о "втором Суздале", который в отличие от первого совершенно не раскручен, а не то, затмил бы. В Суздале мы были до того (см. отчет на www.auto.ru/wwwboards/travel/0475/157171.shtml и www.auto.ru/wwwboards/travel/0511/169568.shtml), так что захотелось сравнить. От Козельска до Болхова около 80 км, мы и решили, чем потом специально ехать за 400 верст, лучше сделать небольшой крюк на обратном пути с "природы" в Москву. Сказано - сделано, пораньше пообедали и выехали. Самый выгодный маршрут на карте вырисовывался через г.Белев. Слава богу, что и в этот раз мы были при Фронтере, потому как понятие "дорога" вовсе не тот термин, который следует употреблять для направления от Козельска до Белева. Точнее, какое-то количество километров мы ничего не подозревали, зато потом! Кто и на чем там передвигается - загадка. Знаков никаких, спросить не у кого, едем, ориентируясь по солнцу как кочевники в степи. Покрытие "трассы", это нечто - где-то просто набросанные бетонные плиты с зазором в который с успехом войдет еще одна, где-то попадается асфальт, изрытый воронками как после ковровой бомбардировки. Местами было ощущение, что вот была раздолбанная дорога с колеей, привезли асфальта, измазали им поверхность по рельефу, как и было, и нормалек. Описанная чуть выше убитая дорожка к шахте ©1 по сравнению с этой просто highway бесподобный. Мы все уговаривали себя, ну вот, еще 200-300 метров и все будет хорошо, но "праздник" этот отработал свое по полной. В общем, два десятка километров повышенного комфорта. На подъезде к Белеву вдруг пошла совершенно ровная, со свежим асфальтом дорога, и также внезапно закончилась через :100 метров, мы даже обрадоваться не успели. Дальше до города ехали в прежнем режиме, гадая, кому и зачем понадобилось вносить этот 100-метровый штиль в бурный и привычный (уже) ход вещей. Белев проехали без остановок, хотя с виду вроде ничего городок, но, почувствовав, наконец, под колесами что-то ровное, решили наверстать упущенное время, и через некоторое организовались вблизи Болхова.

Как и у любого уважающего себя города у Болхова есть история официальная и неофициальная. Первая повествует об основании его сарматами в начале 1 тысячелетия н.э., потом все туманно, пока, как обычно, пока его как обычно не прибрали к рукам все те же вятичи. Официальная же история относит возникновение Болхова к несколько более поздним временам - 13 веку. По любому, как не считай, не миновали его, ни нашествие Батыя, ни Смута, ни 12-дневная (безрезультатная) осада Девлет Гирея между ними. Так что, многое повидавший город был уже достаточно известен к началу 18 в. - "Град Болхов стоит на Нугре, на левой стороне на горах красовито: град деревянный, ветх уже, церквей каменных есть от малой части; монастырь хорош... рядов много; площадь торговая хороша; хлеба бывает много, а дровами сильно довольно". К 19 в. в городе было 2 монастыря (Троицкий Оптин мужской и Богородицко-Всесвятский женский) и 26 храмов с большим количеством великих святынь, многие из которых находятся в Болхове и поныне: частица Ризы Господней, чудотворные иконы Божией Матери "Взыскание погибших" (где сейчас, неизвестно), "Тихвинская" (сейчас в храме Рождества Христова), "Троеручица", "Иерусалимская", "Спорительница хлебов" и др.

Перед въездом в город стоит указатель к Троицкому Оптину Рождества Богородицы мужскому монастырю, основанному (как и Оптина Пустынь под Козельском) по преданию в 14-15 столетии раскаявшимся разбойником Оптой лютовавшем в Диком Поле. В прошлом, с 1620 г., был местом великого паломничества в связи с явлением чудотворной иконы Божией Матери "Тихвинской", монастырь даже носил одно время название Тихвинского. Сейчас же, когда мы, попетляв с километр, оказались у его стен, пред нами предстало печальное наследие советских 30-х годов в виде руин, среди которых возвышается, и в таком виде красивый, Троицкий собор - уменьшенная копия Успенского собора Московского Кремля. Монастырь потихоньку восстанавливается, но, сколько это будет продолжаться неведомо, поскольку нет никаких признаков присутствия каких-либо реальных спонсоров. Если пройти насквозь территорию монастыря, то выходим к месту, с которого открывается великолепная панорама города. Весь Болхов сверху как на ладони. Отсюда определились, куда нам дальше смещаться.

В центре города на Красной горе возвышается величественный Спасо-Преображенский собор, построенный на средства купца Акулова в середине 19 века на территории бывшего Болховского кремля. Его-то мы и заприметили с обзорной точки у Оптина монастыря, да и не удивительно - собор "о шести престолах в два этажа, и колокольня к нему с превеликим шпилем и с курантами!", вмещал до 4500 человек. Главный колокол храма весил более 700 пудов и был слышен за 15-20 верст от Болхова. На постройку собора затратили 26637 руб. 69 коп. плюс более 20000 руб. на его украшение. После закрытия в 1930 г. Все внутренне убранство погибло. Прямо за собором расположена изящная церковь Живоначальной Троицы (1708 г.) с обезглавленной колокольней, а напротив, через низину, возвышается самая высокая в Орловской области колокольня Гергиевской церкви.

Резюме - город очень симпатичный сам по себе безо всяких сравнений, хотя со "вторым Суздалем", конечно, погорячились. Если его отмыть-причесать, да построить немного гостиниц, глядишь, станет туристическим центром. Пока же мало что изменилось с 70-х годов прошлого века, когда после постановления о включении Болхова в число особо ценных городов-памятников некто пошутил: "Посмертно:". Возможно, что-то изменится после обустройства национального парка "Орловское полесье", который создается сейчас в бассейне р.Вытебеть на площади в 70 тыс. га. Парк будет, безусловно, красив ландшафтом, и наполнен всякой замечательной живностью, среди которой только здесь обитающая темная европейская пчела.

Возвращались в Москву уже через Мценск, проехав который решили перекусить, а тут как раз какой-то городок подвернулся. Читаем на въезде название - "город Чернь" и там же чуть ниже "здесь живут добросовестные и отзывчивые люди" (за точность не ручаюсь, но смысл такой). Прикольно. Остановились у придорожного кафе, народу - никого. У открытого окна верещали о чем-то 2 официантки. Отвлеклись на мгновенье, указав на дверь в темный зал со словами "свет там включите", потом видно их расклинило в нужную сторону, треск свой прекратили, зажгли свет, принесли салфеточки, приборы, в общем, проявили обещанную ранее добросовестную отзывчивость. Мы уже изрядно спешили, поэтому, хотя и заприметили в меню "курицу по чернски" решили все же ограничиться более знакомыми и скорыми в приготовлении блюдами. Еда довольно сносная, что касается сервиса, то не покидало ощущение, что процедура принятия заказа и последующего обслуживания для барышень непривычна. Как это происходит обычно - не ясно, может, местные сами все приносят с собой, и еду и тарелки, а персонал следит, чтобы занавески не пачкали?
К Москве подъехали уже в сумерках. Всю дорогу по симферопольскому шоссе шли бодренько, пока вдруг не уткнулись в нехилую пробку. Проверили устойчивость Фронтерки на опрокидывание, съехав сначала на обочину, с нее в кювет, и дальше на скорости вперед по склону (держится опелек, однако), с трудом уворачиваясь от народа там и сям высыпающего из закипевшего на жаре автотранспорта. Кругом пыль столбом, темень, ничего не видно. Осмотрелись вперед-назад - кроме нас в пределах видимости больше никого на подвиги не потянуло. Так огородами, огородами добрались до места, где 6 рядов свели в 2, дальше все "отфильтрованные" двигались уже нормально. Если бы не off-road, стоять бы нам до утра.
Ну, вот, наконец, кольцо и огни большого города. Все, мы дома.

Москва, август 2003г.

http://wwwboards.auto.ru/travel/181389.html









Рейтинг@Mail.ru