Москва - Кострома (январь 2006)

Истоки Русского Севера

День 1. Еще на прошлогодние новогодние праздники собирались мы отправиться на северо-восток нашей Родины, в один из значимых для Российской истории городов- Кострому. Но, к сожалению, не успели заранее забронировать места в гостинице и, поездка не состоялась.

В этот раз все сложилось более удачно. Для ночлега была выбрана гостиница при КГТУ (Костромском Государственном Технологическом Университете), места забронированы по телефону, накануне был сделан контрольный звонок и 04 января 2006г. мы отправились в дорогу с друзьями на двух ВАЗах: 11-ой и 4-ой моделях.

Дорога была в целом отличная, засады встретились только в двух пунктах: через 40 км после Переславля-Залесского в деревне Осокино и в Ростове у железной дороги, но встречные предупреждали и, все обошлось. Единственным наглым оказался ДПСник на объездной Переславля. Остановив 4-ку и проверив документы, он видимо очень нуждался в протоколе и поэтому отметил, что водитель не был пристегнуть ремнем безопасности! Отвязаться не удалось. Ну да Бог с ним.

Через 4 часа пути мы проехали Ярославль и свернули к первой целе нашей поездки, к одному из самых живописных городов Верхней Волги, Тутаеву, а точнее Романову-Борисоглебску.

Кстати, никаких указателей на Тутаев обнаружено не было, держались мы направления на Рыбинск. Примерно через 40 минут (40 км) мы остановились перед самым большим и самым интересным памятником Борисоглебской стороны - Воскресенским собором (1652г.)

Ярославские зодчие создали удивительный по красоте и монументальности собор, богато украшенный узорами. Этими узорами он нас и поразил, создавалось впечатление, что на стенах нет ни метра свободного пространства. Попав внутрь храма, мы смогли увидеть только зимнюю церковь. О том, что на 2-ом этаже есть летний храм мы прочитали в приобретенной в соборе книжке. В зимнем храме мы увидели настенные росписи, царские врата и небольшой иконостас.

Верхний летний храм. Судя по фотографиям из книги. Намного богаче и величественнее. Значит, надо будет посетить этот городок на Волге еще раз летом.

Осмотрев храм и поставив свечи, мы отправились пешком через Волгу на Романовскую сторону. Погода была морозная (-18 С), но мы мужественно выдержали этот путь Дорожка на противоположный берег протоптана, как мы поняли, на месте курсирующего здесь летом парома. Некоторые отважные водители отправлялись на Романовскую сторону на своих авто. Но трещины, появившиеся от проезжающих авто, нас немного напугали.

На романовской стороне, поднявшись по крутой обледенелой лестнице, мы, прежде всего, подошли к Преображенско-Казанской церкви. Храм очень красив. Он был возведен в 1758 году. Чудесным образом он крепко стоитна склоне крутого берега. Здесь хранится особо почитаемая в Романове икона Казанской Богоматери.

Панорама, открывающаяся на Борисоглебскую сторону, просто захватывает дух. Красотища необыкновенная. Мы снова пожалели о том, что сейчас не лето или не золотая осень.

Затем мы прошли чуть дальше до Спасо-Архангельского храма (1746- )Это был самый многочисленный и богатый храм после Воскресенского собора. В 30-х годах XX века он был закрыт и, в нем находилась типография. Сегодня в храме совершаются богослужения в престольные праздники. Храм выглядит стройным и вполне приличным.

Уже, почти совсем замерзнув, мы отправились по Красноармейской улице к Крестовоздвиженскому собору. По пути была встречана улица Панина, имеющая в своей истории три старых названия: бывшая Комсомольская, бывшая Троцкого, бывшая Даниловская.

Крестовоздвиженский собор был возведен в 1658 году под защитой древних валов. К пятиглавому храму примыкает шатровая колокольня с одним ярусом, когда-то на ней было 8 колоколов. Совершенно случайно мы на несколько минут попали внутрь храма, находящегося на реставрации. Картина, которую мы увидели повергла нас в уныние: "Сколько же надо сил и средств, чтобы восстановить все, что было потеряно, утрачено и разрушено".

Уже окончательно промерзнув, мы чуть ли не бегом переправились на Борисоглебскую сторону и запрыгнули в свои тоже порядком остывшие машины.

Из Тутаева мы выехали уже почти в 16 часов, и теперь наш путь лежал в Кострому, где нас ждал отдых и тепло.

До Костромы, уже в темноте, и, почти, не зная, туда ли мы едем, мы добрались за 2 часа (120 км.) Гостиницу мы нашли довольно-таки быстро, через 10 минут после въезда в город. Хотя у нас не было точного адреса, только название улицы: Студенческий проезд. (Это, теперь, мы точно знаем: Студенческий проезд, дом 2) Но мимо в принципе проехать невозможно, т.к. понятно, что гостиница при КГТУ должна находиться рядом с университетом, а про университет знают все местные жители.

Получив ключи от своего номера, мы были приятно удивлены просто шикарными условиями за столь маленькую плату: 320 руб. с человека. У нас оказался 2-х комнатный 4-х местный номер с собственной кухней с электроплитой, холодильником, туалетом и душем. Единственное, что бросилось в глаза это - старая сантехника. А так белье очень чистое, у каждого по три полотенца, кровати мягкие, тепло и на удивление очень тихо. Что еще надо? Телевизор есть в холле на этаже, но нам, да и другим постояльцам на наш взгляд, он не был нужен.

Нашим друзьям на троих достался такой же номер только этажом ниже и подешевле: 280 руб с человека из-за отсутствия телевизора в холле.

Разложив некоторые вещи, мы решили наконец-то подкрепиться едой. Еда была практически вся с собой, но, собирая на стол, мы столкнулись с проблемой, что плита-то есть, а посуды нет никакой. В чем разогреть приготовленные блюда?

Пришлось обратиться к администратору, но она легко и быстро нашла нам свободную сковородку и одолжила нам ее без всяких проблем. Кстати: если кому холодно также можно получить дополнительное одеяло.

По поводу наших авто. Мы не решились оставлять их совсем без присмотра у студенческого общежития, а разместили их на платной ( 40 руб в сутки) стоянке, находящейся в пяти минутах ходьбы от гостиницы.

В итоге первый день удался на славу. Наевшись и согревшись, а заодно и, отметив наш приезд (а как же без этого?), мы отправились спать.

День 2. Следующий день мы целиком посвятили осмотру Костромы.

В 9-30 мы выехали со стоянки и через 15 минут были у Храма воскресения Христова на Дебре (1645-1651). Воскресенский храм впечатляет своей нарядностью, особенно украшает его шашечный рисунок, 12 зеленых глав и Святые ворота перед входом в храм, завершенные тремя шатрами и украшенные белокаменными резными вставками с изображением сказочных зверей и птиц. Посетив храм и полюбовавшись его внешним и внутренним убранством, мы отправились в Ипатьевский монастырь.

Как только мы проехали мост через р. Кострому и повернули налево, первой на нашем пути оказалась церковь Иоанна Богослова - бывший приходской храм Ипатьевской слободы (1681-1687). Шатровая колокольня и пятиглавая церковь соединяются трапезной. В церкви сохранился деревянный иконостас 1770 г. Службы здесь возобновились в начале 90-х годов. Далее мы остановились и сфотографировали древнейшую деревянную ярусную церковь Собор Богородицы (1552).

И вот, мы у стен Ипатьевского монастыря - самой знаменитой костромской достопримечательности. У ворот, как обычно, расположилось множество сувенирных столиков: скатерти, рубашки и платья из знаменитого костромского льна; тарелочки; досочки; маленькие деревянные церкви; шкатулки; книги; разнообразные изделия из бересты; магнитики и вообще огромное разнообразие. Мы тоже приобрели шикарную книгу-путеводитель с чудесными фотографиями и историей города и несколько сувениров для себя и для друзей и родственников.

Вход на территорию монастыря с осмотром Троицкого собора, палат Романовых, подъемом на звонницу и выставки "Церковные древности XIII-XIX вв." стоит для взрослых - 50 руб.; для студентов - 30 руб.; для школьников -20 руб.; фото(видео) - 50 руб.

Троицкий собор был возведен в 1652г. С трех сторон его окружают крытые галереи, а на главную площадь выходит нарядное крыльцо-шатер.

Войдя в собор, мы, прежде всего, долго рассмотрели отреставрированные фрески, созданные артелью Гурия Никитина. Эти стенописи считаются одним из лучших памятников русского искусства XVII века и вершиной творчества Гурия Никитина.

Также нас очень впечатлил пышный позолоченный пятиярусный иконостас, выполненный резчиками по дереву в XVIII веке. Мы немного послушали экскурсию в соборе и узнали, что резной богаты оклад Федоровской иконы Божьей Матери был создан вновь в июле 2005г, а сама икона XVII века.

Выйдя из собора, мы спустились в подклет, где расположены так называемые "гробовые палаты" - усыпальница бояр Годуновых. Род Годуновых - один из самых богатых и могущественных во второй половине XVI века. Борис Годунов даже правил на русском троне с 1598 по 1605 г. Несколько поколений рода Годуновых дарили монастырю земли, денежные средства, золотую и серебряную утварь, ценные книги. Благодаря Годуновым, здесь была собрана прекрасная библиотека, откуда происходит знаменитая Ипатьевская летопись, один из основных источников наших сведений по истории Древней Руси.

Затем мы обратили свой взор на нарядные палаты Романовых и посетили, находящийся в них мемориальный музей дома Романовых. Напротив палат в 1839г. была установлена колонна в память основания царской династии.

В конце нашей прогулки по монастырю мы поднялись на трехярусную звонницу, откуда посмотрели на монастырь чуть свысока. В XVII веке на звоннице висело 19 колоколов, часть из них по приказу Петра I была переплавлена для военных нужд. Сейчас мы насчитали на звоннице всего 10 колоколов.

Вспомнив, как летом в Тихвине мы поднимались на звонницу Успенского монастыря, мы ощутили какая же она маленькая. Семь человек, а уже мешаются друг другу.

Покинув Ипатьевский монастырь, мы поехали в следующую святыню Костромы - женский Богоявленский монастырь, который является самой древней каменной постройкой города (1559-1565).

В Богоявленском соборе находится главная святыня Костромской земли - икона Федоровской Божьей Матери, датированная XIII веком. Мы поклонились чудотворному образу и отправились в наше дальнейшее путешествие.

Через несколько минут мы уже были на центральной площади Костромы - Сусанинской. Здесь мы увидели народные гуляния по случаю наступившего Нового года. Прямо в центре, перед Пожарной каланчей, была сооружена площадка из ледяных горок и огромных ледяных фигур, играла музыка и вся детвора, да и родители тоже веселились, катались на санях и танцевали. Не хватало только ансамбля русских народных песен и плясок или, на худой конец, парочки баянистов.

Порадовавшись за костромчан, что им есть где разгуляться, мы осмотрели все достопримечательности площади, прошлись по Молочной горе до Волги, заглянули в торговые ряды, которые понравились нам, благодаря церкви Спаса-в-рядах с зелеными куполами и барочной колокольней, а так ничего особенного или мы уже "заелись"? Совсем продрогнув и поняв, что особенно наши друзья уже проголодались, мы отправились на поиски какого-нибудь приличного заведения. Им оказалось кафе-бар "Камелот", расположенное в самом начале ул. Советской. Девушка за стойкой даже испугалась, что нас так много сразу, но проводила нас на второй этаж и соорудила для нас большой стол из двух соседних. В принципе местечко - милое, интерьер неплохой, но немного тесновато. Цены довольно низкие (салаты от 25 руб., вторые блюда от 100 руб.) В таком заведении хорошо бы посидеть, расслабиться, но т.к. двое из нас за рулем, пришлось обойтись обычным поглощением пищи. Готовили минут 35-40, все было довольно вкусно, и, счет на семерых составил 1200 руб.

Выйдя из кафе, мы отправились в направлении Проспекта Мира. Так как, полистав в кафе приобретенный фото-путеводитель по Костроме, мы обнаружили, что совсем забыли прогуляться по нему.

А на улице тем временем уже совсем стемнело и, оказавшись у Драматического театра и Романовского музея, мы, конечно, очень сожалели о том, что не заглянули сюда в светлое время суток. Какой же все-таки короткий зимний день!

Особенно нам понравилось здание Романовского музея - история постройки, которого связана с празднованием 300-летия династии. Проект утверждал сам Николай II.

Расстроившись, что хороших фоток не получиться, мы решили зайти в сам музей. Здесь размещается экспозиция Костромского художественного музея, в котором насчитывается около 20 000 произведений.

У билетерши мы узнали, что до закрытия музея остался 1 час. Она посоветовала нам посетить выставку известного костромского художника-пейзажиста Олега Молчанова. Скажу, что мы совсем не пожалели, что случайно попали на эту выставку и познакомились с творчеством такого талантливого автора. Практически все его картины посвящены нашей Родине, много узнаваемых красивых уголков. Как оказалось: О. Молчанов очень известен за рубежом, выставлялся даже в Америке, имеет много наград, а еще он участвовал в росписи трапезной церкви Сергия Радонежского в Высоко-Петровском монастыре в Москве.

Если у Вас будет желание и время, и Вы любите красивую природу, загляните на выставку Олега Молчанова, которая проходит в Москве до 15 февраля в Выставочном зале у метро Новокузнецкая. Уверены - Вы не пожалеете!

Ну вот, таков был финал нашего знакомства с Костромой - "колыбелью" дома Романовых. В целом, знакомство было приятным, городок оказался маленьким, уютным, чистым и располагающим к неспешным прогулкам.

День 3. К сожалению, наступил последний день нашего путешествия.

Собрав свои вещи и освободив номера, мы поблагодарили администратора за радушный прием, сели в свои авто и отправились в дивный город Ярославль, который мы хотели обязательно посетить, хотя и были в этом городе в июне 2002г.

Уже через час пути, а именно в 10 утра, мы уже стояли перед красивейшей церквью Ильи Пророка. В прошлый наш приезд в Ярославль мы не смогли попасть внутрь храма, его закрыли перед нашим носом, и, в этот раз нашей главной целью было - осмотреть эту сокровищницу древнерусского искусства. Но, увы, нам снова не повезло. Все было закрыто, хотя рядом и весело расписание работы: с 10 до 17 часов, кроме понедельника и ничего не было сказано о том, что, например, в зимний период музей закрыт. Очень жаль, конечно, что мы не попали в храм. Неужели, придется ехать в Ярославль снова? Хотя, мы, конечно, не против. Этот чудесный старинный город, который в 2010 году будет отмечать свой 1000-летний юбилей, заслуживает любви и поклонения.

Прогуливаясь от церкви Ильи пророка к Волжской набережной, к знаменитой стрелке, так понравившейся нам летом, мы заметили новый памятник - около 5 метров высотой с двуглавым орлом наверху. Оказалось, что это памятник меценату Ярославского просвещения, открывшему в городе первое училище высших наук, Демидову Павлу Григорьевичу - "Демидовский столп". Интересна судьба памятника: он был построен в 1829г, в 1917г. на вершине столпа были уничтожены небесная сфера и имперский орел - символ власти, в 1931г. памятник был окончательно разрушен, а восстановлен совсем недавно, его торжественное открытие состоялось 9 декабря 2005г.

Также на набережной, рядом со скульптурной композицией Троица нами был обнаружен белый каменный крест, установленный на месте взорванного в 1937г. древнейшего Успенского собора - духовного центра Ярославского Кремля. Таким образом, власти города отметили закладку первого камня в воссоздании собора. Наверное, хотят успеть к 1000-летию.

Немного прогулявшись вдоль Волги, мы решили посетить музей "Музыка и время" Джона Мостославского. Музей уникален и очень богат своей коллекцией. Купив входные билеты (60 руб. взрослый, 40 руб. студент, 30 руб. школ.), мы присоединились к начавшейся экскурсии (кстати, они проводятся каждые 30 мин.), но лучше предварительно позвонить: (0852) 32-86-37; (0852) 72-72-12; и договориться. Экскурсии проводятся для всех посетителей музея и они очень увлекательны. Мы много узнали нового из истории различных музыкальных инструментов, колоколов и музыкальных часов. Мы услышали как звучат: шарманка, музыкальная шкатулка, граммофон, фисгармония, патефон, музыкальные часы. Девушка-экскурсовод сыграла нам несколько мелодий на великолепной звонницей, состоящей из церковных колоколов. В конце экскурсии всем разрешают сфотографироваться с понравившимися музыкальными инструментами. А когда закончилась наша экскурсия, и, мы приобрели интересный буклет о музее и сувениры, к нам подошел хозяин коллекции Джон Григорьевич и с радостью подписал нам их на долгую и добрую память.

С приподнятым настроением и как будто заряженные энергией мы вышли из музея и направились в Спасский монастырь. Пока наши друзья посещали многочисленные выставки на территории монастыря, мы немного пофотографировали, а затем прошлись к церкви Михаила Архангела, к церкви Спаса-на-городу и церкви Николы Рубленного.

Затем мы встретились с друзьями и на авто отправились в Коровники, бывшую Коровницкую слободу, где находится ансамбль из двух церквей: Иоанна Златоуста и иконы Владимирской Богоматери со стоящей между ними колокольней и Святыми воротами. Сейчас весь комплекс выглядит немного удручающе, но находится на реставрации. Он передан старообрядческой общине.

После этого мы отправились по другую сторону от Московского проспекта, в Толчково, к знаменитой церкви Иоанна Предтечи. А известна она всем - ее изображение видел каждый на 1 000-рублевой купюре. Толчковская слобода была самой большой и самой богатой в старом Ярославле. Наверное, именно поэтому здесь была построена непревзойденная по сложности и красочности и необычности церковь. Этот храм, построенный в 1671-1687гг. - своеобразный итог развития всей ярославской архитектурной школы. Особенную торжественность и необычность придает Предтеченской церкви главный купол, завершенный не традиционной формой луковицы, а напоминает вогнутую чашу, а некоторые исследователи называют такую форму "букетом". Все наружные стены храма украшены изразцовым травяным орнаментом. Выглядит очень нарядно. Храм, конечно, оказался закрыт, хотя у него тоже указано такое же расписание, как и у церкви Ильи пророка: с 10 до 17 часов, кроме понедельника.

Жаль, что мы не попали внутрь храма. В книге об Ярославле, мы увидели какие великолепные фрески, выполненные в 1694-1695 гг. артелью Дмитрия Плеханова, в нем сохранились. Это девятиярусная энциклопедия библейских сюжетов считается одной из наиболее полных и прекрасных воплощений ярославского фрескового стиля.

Ну что ж, видимо, это судьба - придется нам точно в Ярославль приезжать в третий раз! Чтобы наконец-то посетить церковь Ильи Пророка и церковь Иоанна Предтечи. Также неохваченными остались: церковь Николы Мокрого, церковь Николы Надеина и ансамбль Толгского монастыря. Так что, Ярославль, мы к тебе еще вернемся! Жди нас…

Наши друзья, к сожалению, немного устали с непривычки от такого обилия церквей, монастырей и храмов, и поэтому в 14-40 мы стартовали домой, в Москву.

Обратная дорога прошла без приключений. Засад на нашем пути было отмечено три: все в той же дер. Осокино, в Ростове и в селе Глебовское (через 15 км после Переславля в сторону Москвы).

В 18-30 счастливые и довольные нашей замечательной поездкой мы парковались у нашего дома в Строгино.

Главный вывод из нашей поездки: зимой в России путешествовать можно! Особенно интересно путешествовать в направлении на Север, где можно увидеть замечательные, красивые зимние пейзажи и полюбоваться на "заточенные под зиму русские церкви" (слова не наши, а известного авторушника Николая Баранова).

БЮДЖЕТ (на 4-х: 2 взр, 2 студента)

Пройдено 870 км.
Потрачено бензина - 70 литров.