Москва - Ленинградская область (июль 2005)

Чернушка

День первый. 16 июля 2005. Суббота.

Итак, отпуск. А значит, можно попытаться отъехать от Москвы куда подальше. В этот раз нашей целью стали такие два различных объекта, как парк Монрепо в Выборге и музей станционного смотрителя в Выре. Но все это – Ленинградская область.

Старт в 24.00 с 15 на 16 июля. Изначально планировалось выехать в 3.00, предварительно немного поспав, однако, так хотелось в дорогу, что мы выехали сразу же, как только посчитали, что дачные пробки уже рассосались.

Не понимаю тех, кто ругает Ленинградское шоссе. На мой взгляд с каждым годом оно становится все удобнее. По крайней мере нам в эту поездку неудобств нам не доставила. Из выбившегося из обычного ритма – 1. Ремонт моста в Тверской области (как потом оказалось, мосты они ремонтируют по всем трассам), 2. Наглые гаишники попытавшиеся приписать нам не нашу скорость. Это уже становится новой напастью и надо искать способы борьбы. Пока только пишем в протокол, что не согласны. Показали нам 117 в населенном пункте, хотя ехали мы 90. Понято, что и это нарушение. Мы бы и не спорили. В любом случае протокол. Однако, неприятно. Ну, да испортить нам настроение им не удалось. Пока служители закона писали протокол, пассажиры разминали свои затекшие косточки.

Первым пунктом программы стоял Шлиссельбург. Поэтому, свернув на объездную в районе Тосно, в скором времени повернули на Кировск. Дорожка в это время суток (6-7 утра субботы) весьма пустынная. С началом Кировского р-на покрытие резко ухудшилось. Если до этого мы шли 120, то здесь пришлось снизить до 100, а затем и вовсе до 80-90. Сами же дорожные деятели расставили рекомендованную скорость 40. Видно, что дорогу пытаются ремонтировать – где снят асфальт, где положены новые заплатки. Но… мне не кажется, что в ближайшее время здесь станет значительно лучше. Среди достопримечательностей этой дорожки – огромная городская свалка в очень ужасном состоянии: мусор валяется огромными кучами даже вдоль обочины, а задымленность похлеще самого густого тумана, и приходилось ехать буквально шагом. Я уже не говорю про запах.

В Шлиссельбург мы попали к 9.00. Переехали узенький мостик, который изначально показался нам лишь пешеходным (но знак приоритетного проезда подсказал нам, что это не так) и свернули влево к пристани. Здесь нас встретил первый за нашу поездку памятник Петру I (далее подобные памятники встречались не реже, чем памятники главному строителю коммунизма). Нужный нам кораблик уже стоял, однако, первая поездка к крепости только в 10.00. Раньше и музей не открывается. Кроме крепости кораблик обслуживает еще и другой берег, так что, забрал пассажиров (как мы узнали – торопящихся на электричку) и отчалил. Мы же пошли изучать город.

За полчаса мы обошли окрестности порта – посмотрели сквер с остатками вооружения минувшей войны...

...торговые ряды, шлюзы и вернулись обратно, более не представляя куда же еще сходить. Сели на ступеньки, опустив ноги в холодные приятные воды Невы. В 10.00 кораблика не было и в помине, в 10.15 мы начали нервничать. В 10.25 пришел кораблик. Уже позднее мы поняли, что 10.00 по местным (северным) меркам слишком рано.

Поездка до крепости не заняла и 15 минут.

Способ оплаты нам остался не понятен. Денег с нас не взяли. Заплатил мы только на входе в крепость – 50 руб за вход, 50 руб за экскурсию. Не знаю, возможно ли посещение без экскурсии, я вам, все равно, советую ее послушать. Хотя бы начало. Скажу честно, посещение второй тюрьмы я сократила до минимума – все камеры практически одинаковые, а судьба заключенных террористов того времени меня не тронула. Гораздо интереснее созерцать старые стены.

К 12.00 мы уже стояли на пристани в ожидании обратного рейса. Вскорости пришел тот же самый кораблик, но… опять отказался нас везти, сославшись на другой берег. Уехал, но обещал вернуться. Конечно, можно было подождать еще 30 мин, однако, мы жаждали новых открытий и торопились отправится в дальнейший путь. Пришлось воспользоваться услугами частного извоза. Судьба частника на воде, наверное, еще более тяжела, чем на суше. На наших глазах за многими из них гонялся водный патруль и составлял протоколы. Однако, на мою шутливо поднятую руку и крики «Такси, такси» – тот час же появилась моторка с кокетливо убранными в ковры сидениями. 100 руб за четверых и мы уже на твердом берегу. В 12.30 на пристани уже была толпа. Как хорошо, что мы приехали раньше!

Подъезжая к трассе «Кола» мы обнаружили диораму «Прорыв блокады Ленинграда».

Она расположена прямо в основании моста через Неву (Перед диорамой немного техники. Нам очень понравился плавающий танк Т-38 (вооружение пулемет, скорость на плаву 6, по шоссе 40 км/ч).

Всем советую посетить диораму – времени займет немного, однако составит представление.

Дальнейший наш путь пролегал, если можно так сказать, по местам боевой славы. Переехав через мост, мы свернули влево, на Коккорево, в музей «Дорога жизни». Сначала по дорожке идущей вдоль берега Невы (по местной курортной-дачной зоне) и соединяющей «Колу» с «Дорогой жизни». Далее наш путь пролегал по самой «Дороге жизни». Каждый километр этой дороги отмечен небольшим мемориальным километровым столбиком. В одном месте дорога буквально упирается в Ладогу, делая поворот налево. В этом месте стоит монумент «Разорванное кольцо».

Через 4 км отсюда – музей. На территории музея расположена техника (самолет, катера) того времени.

Небольшая экспозиция. Отличный вид на Ладогу.

Обратный путь в сторону Всеволожска проходил в мрачном молчании. И причина тому – стрелка уровня бензина, спустившаяся к критической отметки. За весь путь от Шлиссельбурга нам не встретилось ни одной заправки. Однако, мрачное настроение не помешало нам выйти и погулять у еще одного мемориала, посвященного минувшей войне, а именно – детям, погибшим в блокаду. «Монумент жизни» виден издалека.

А еще обращаю ваше внимание на посаженую рядом березовую рощицу. Во время посадки каждому деревцу был повязан пионерский галстук. Сейчас деревья уже выросли большими, а галстуки так и висят…

Первая заправка нам встретилась только во Всеволожске. Это 10 км от Санкт-Петербурга. Сразу стало легче. И мы отправились искать Народный автомобильный музей. Нашли. Хотя и не сразу, а после опроса местных жителей. Ехать надо по Колтушскому шоссе (кстати, там попался очень интересный участок оригинального краснокирпичного строительства под названием Армянский переулок) до указателя «М-н Южный». Свернуть, вдоль зеленой разделительной в одну сторону, развернуться и в обратную сторону – практически до конца микрорайона. Слева будет улица Народная. Ангар за забором мы нашли. Но, увы, ни одной живой души рядом. Видимо, музей так еще и не начал действовать. По крайней мере, допрошенный местный житель о нем мало чего знал и никогда не бывал. А жаль.

Наш путь лежал обратно по Колтушинскому шоссе к «Дороге жизни» на поиски усадьбы Приютино. Но, видимо, в этот день удача от нас отвернулась. Когда мы готовились к путешествию, посещение этой усадьбы казалось делом весьма простым. Увы, на местности мы ее не нашли. Может быть, сказалась усталость. Время было 16.00, а мы после долгого переезда и бессонной ночи. В итоге было принято решение – больше ничего не смотреть, а пробираться к месту стоянки – турбазе «Маяк» в курортной зоне Зеленогорска. В тот момент мы еще не представляли, что выполнение этой задачи сложно само по себе. Друзья, с которыми мы должны были встретиться, предупредили, что через Сестрорецк ехать не стоит – огромная пробка, и направили через Парголово (где мы и отстоялись в пробке часа полтора). Основные затыки на нашем пути составляли ж/д переезды. На въезде в Питер мы отстояли где-то минут 15, да в Белоострове минут 15. В итоге, в 19.00 мы были на месте. Далее отдых в приятной компании, в хорошем сосновом лесу и купание в Финском заливе.

День второй. 17 июля 2005. Воскресенье.

В 11.00 со свежими силами в путь. Рядом с нами, буквально в нескольких километрах, находится заповедник «Линдуловская роща». Туда мы и отправились. Теперь-то мы знаем точный маршрут – с 0 км А122 повернуть направо (правда, мы тут как раз и ночевали), затем через несколько километров поворот направо на Сосновую поляну, там еще 4 км – не реагировать на первые щиты «Линдуловская роща» (по грунтовым дорожкам в лес не съезжать), после переезда второй речки справа будет план-схема заказника. Кстати, особо там гнать не надо. Есть пара неровностей асфальта – такие нерукотворные лежачие полицейские. Мы, как вы, наверное, уже догадались, бросились в лес на первом же плакате. Проехали по грунтовке пару километров и остановились – кругом сосны, ни одной лиственницы. Разбрелись в разные стороны на поиски. Слава богу, нам встретились велосипедисты, от них-то мы и узнали, куда ехать. Но… я не жалею о том небольшом приключении в лесу – солнце, сосны, мхи, разнотравье. Такой запах, тишина, лепота!

Вернулись на дорогу и буквально через минуту подъехали к заказнику. Кроме нас там были только финны, подъехавшие даже чуть раньше нас. Прочитали разные плакаты...

...и отправились на прогулку. Все очень продуманно: есть беседки, скамейки – отдыхай в свое удовольствие. Я уж не говорю про сами деревья. Фотопленке не передать этих масштабов.

Так что, собирайтесь в дорогу и убедитесь сами. Один совет – когда спуститесь вниз по дорожке к речке, сворачивайте налево – там вскорости будет еще одна тропа наверх. Так получится небольшой кольцевой маршрут. Мы же спустившись повернули направо, уперлись в заросли и вернулись обратно уже знакомой дорожкой.

Вернулись к 0 км Приморского шоссе и отправились на Выборг. Дорога очень живописная, однако надо внимательно следить за покрытием. Упомянутые выше лежачие полицейские встречаются и здесь.

Поскольку мы никуда не торопились, ехали медленно и любовались соснами, лишайниками и огромными валунами, то… на 53 км случайно обнаружили взорванный дот. Это был первый дот, встреченный нами. Разумеется, вышли, осмотрели.

Одна часть была цела и, даже появилась мысль сходить за фонариком и исследовать, но… общее ленивое состояние, вызванное ароматами прожаренного солнцем сосняка, удержало от авантюрных поступков. А уже на 55 км нас встретил указатель на могилу просветителя Агриколы (финнский Кирилл и Мефодий в одном лице). Дорожка к могиле ведет грунтовая, у плаката про прибрежную зону и проезд запрещен, она раздваивается. Мы остановились в смущении, но затем решили, что проезд запрещен налево, а мы поедем направо. Во-первых, мы угадали – к могиле именно туда. Во-вторых, на этот знак никто не реагирует. И по всему берегу в этом месте стоят палаточные городки. Мы походили по берегу, забрали себе на память огромный камень.

Вряд ли народ там купается, скорее ловит рыбу. И могилка, и маленький домушка рядом с ней, выглядят как не из этой жизни.

64-68 км огорчили своим покрытием. Как после бомбежки – удачное сравнение. В Приморске остановились посмотреть кирху – ранее мы их не видали.

Огромнейшее сооружение впечатляет. Также как и размеры разрушений. Огромные готические окна где заложены кирпичом, где листами железа. Кстати, позднее мы узнали, что в кирхе расположен местный краеведческий музей. Ужасно огорчились, что не посетили его. Не повторяйте нашей ошибки.

За 22 км до Выборга свернули на Высоцк. Здесь нам обещали хорошо сохранившуюся крепость XIX века. Чтобы найти крепость, пришлось опять поплутать, спросить местных жителей. Даю сразу правильный маршрут – въехать в город и никуда не сворачивать, даже после знака «Конец главной дороги», свернуть направо только у памятника погибшим (десанту). Грунтовка пойдет вниз к заливу. Справа сможете разглядеть стены. Выходите, бродите, наслаждайтесь. Вот уж не знаю, кто назвал эту крепость хорошо сохранившейся. Но надо отдать должное – размеры впечатляют. Есть где побродить, полазать.

Мы заранее не выбрали место ночевки в Выборге – ни одна гостиница по уже существующим откликам нас не вдохновляла. Поэтому первым делом поехали посмотреть небольшую гостиницу в исторической части города. Скажу честно, она сразу меня очаровала старым зданием, узкими улочками рядом, видом на крыши из окна. Но… для верности заехали еще и в «Дружбу». Сравнили цены/комфорт и тотчас вернулись обратно. Ужинать же отправились в японский ресторанчик – есть у нас свои любители японской кухни. После сытного ужина прогулялись по городу, обошли все парки, сфотографировали чуть ли не все скульптуры. И все равно, мало. Обязательно еще и еще приедем в Выборг.

День третий. 18 июля 2005. Понедельник.

День, когда большинство музеев закрыто. Мы учли это в своей поездке. Сегодня нам предстояло посетить не музей, а парк – парк Монрепо. По дороге к парку заехали посмотреть на бастион «Панцерлакс»...

...затем на Аннинские укрепления.

Не удовлетворенные завтраком, заехали в кофейню на Красной площади, слегка взбодрились кофе и плюшками. И вот – сам парк. На входе купили план-схему. Масштабы показались огромны – вряд ли осилим. Однако, на самом деле все оказалось чуть меньше, а главное – значительно интереснее и приятнее, чем ожидалось. Мы обошли все уголки парка...

...а затем отправились обедать в Круглую башню. Очень антуражно, а также – вкусно и быстро. Надеюсь, это место не испортится, как испортился «Детинец» в Великом Новгороде. Основательно подкрепившись мы отправились в Гатчину. Однако не сразу, а с заездом в музей-заповедник Ялкала.

Выборгская трасса достаточно свободна, располагает к хорошей езде, медленно едущие фуры и грузовики по собственному почину прижимаются к обочине, освобождая место для обгона. Тут-то нам и выписали наш второй (и последний за эту поездку) протокол. Стреляли на ходу, со встречной машины. На этот раз скорость намеряли разумную.

Напуганная в первый день бензиновой ситуацией решила записывать все заправки по трассе. Вот по Выборгской трассе – километровый столбик 121, 114, 102 – т.е. попадаются. Свернули к музею-заповеднику «Ялкала». Заповедник интересен тем, что сначала здесь был музей Ленина (Ильич скрывался от царской охранки)...

...затем перепрофилировался на историко-этнографический.

Сама экспозиция (без экскурсии) не интересна и достаточно бедна. Но, приятное впечатление оставляет беседа с работниками музея, не говоря уж об окружающей природе, которая скрашивает что угодно.

Далее наш путь лежал через Сестрорецк в Кронштадт. Нас испугали выставленные заранее щиты, что путепровод в Сестрорецке закрыт, но мы решили довести начатое до конца. Действительно, дорога упирается в закрытый на ремонт переезд через ж/д. Но рядом оказался представитель ГИБДД, которого мы сочли своим долгом проэксплуатировать. Все просто – надо повернуть налево и огородами (мимо памятника Ленин в Разливе) доехать до другого переезда, затем направо до упора, где только и можно развернуться в нужную сторону. Машин было мало, настроение замечательное, бензин в баке – мы запросто осуществили эти маневры и уже скоро не торопясь ехали по дамбе. Торопиться там особо некуда, знаки висят, но местные летают. Понять их можно – каждый день туда/обратно – уже не до красот.

Кронштадт – еще один город, потрясший нас своим своеобразием. Первое, что нам попалось в городе – Памятник подводникам Балтики (ул. Флотская) – рубка срезанная с подводной лодки «Комсомолец Казахстана». Второе – Морской собор. На мой взгляд - один из чудеснейших храмов в России. Это надо видеть.

Сейчас в нем расположен музей «Кронштадтская крепость».

Приобрели туристическую карту города и поняли, что пропали – столько всего! Разумеется, сфотографировали памятник Петру, нашли и сфотографировали футшток.

Узнали, что можно перебраться на пароме в Ломоносов, однако ждать его еще полтора часа (из Кронштадта: 5.40, 7.20, 9.20, 14. 00, 16.00, 18. 00, 21.30; из Ломоносова: 6.35, 8.30, 12.00, 15.00, 17.00, 20.00, 23.00). Отправились обратно по дамбе, заодно осмотрели один из фортов – дамбу проложили прямо через него. Теперь здесь один из диких пляжей, а заброшенные здания используются как кабинки для переодевания, укрытие от дождя и прочее.

В Гатчину приехали в десятом часу под накрапывания дождя. С ходу нашли гостиницу «Гатчина» – поставили ей 1 балл и поехали искать другие гостиницы. Позвонили в «Неву» – мест нет. В «Академической» места еще были, но с условием, что в 9.00 мы уже выедем. На вопрос – чем популярен город, что все гостиницы заняты- получили ответ - снимается кино. Вечно нам везет, то ралли, то кино. Кафе уже не работало, но… спасибо Круглой башне в Выборге - мы до сих пор были сыты. По сему, просто поднялись в номер и заснули.

День четвертый. 19 июля 2005. Вторник.

Как и обещали, в 9.00 освободили номер. Кафе при гостинице еще не работали. Отправились рассматривать город и поискать что-нибудь на предмет кофе. Маленькое чудесное открытие – булочная «Дом хлеба». В ней, как во времена детства, небольшой кафетерий с местной выпечкой. Какие же там пирожные!!! Даже самые не любители сладкого сделали по два подхода. Рядом в киоске прикупили очередную карту.

Осмотр достопримечательностей начали с Приоратского дворца.

И правильно сделали. Мы были первые к окрытию, народа никого. Тихо, спокойно, послушали интересную экскурсию, нафотографировались и отправились в Гатчинский дворец. Здесь уже были толпы школьников. Однако, просторы дворца позволяли находить более-менее свободные залы. Потрясла та часть, что открыта, но еще не отреставрирована. Размеры разрушений угнетают. Понравилась выставка костюмов, оружия (не такая богатая как в Туле, зато очень изысканная). Ну и на сладкое – подземный ход.

Желания гулять по парку не было – слегка моросил дождь. И мы отправились в Выру, в музей станционного смотрителя. Я даже «Повести Белкина» заранее перечитала. Увы, музей по вторникам выходной. Вздохнули, сделали пару фоток на память...

...и отправились в Рождествено. Скажу сразу – от Рождествено я не ожидала особых эмоций. И тем приятнее было ошибиться. Огромный усадебный дом, энтузиазм экскурсовода – все это приводит в восторг. Нас провели по всем возможным помещениям (пусть даже еще не отреставрированным) – двухсветная зала, бельведер, кухня. И обо всем – подробнейший рассказ. А на десерт – небольшая прогулка к огромной красной пещере и источнику. Еще в музее мы прикупили путеводитель по Гатчинскому району и поняли, как много всего хотим еще посмотреть. Но, увы, не в этот раз. В этот раз нас ждала крепость Копорье.

Мы вернулись в Выру, подкрепились в трактире Семена Вырина и тут же свернули направо, прокладывая прямой путь на Копорье через Кикерино, Губаницы (здесь мы встретили очень интересную 1862 года постройку религиозного характера – конфессию я определить не берусь), Клопицы, Кемболово. Выехали на трассу Санкт-Петербург – Нарва. Здесь по указателю на Копорье 20 км.

В Копорье я была уже несколько раз. И эта крепость относится к самым любимым. Если не вообще самая любимая. С радостью могу сказать, что за последние годы она стала лучше. Расчищены ходы, сделаны перекрытия уровней. Может быть, это как-то противоречит каким-либо канонам реставрации. Но… пусть будет хотя бы так, не очень достоверно, с цементом и прочими достижениями цивилизации, чем медленно и исторически верно разрушаться.

Как всегда, налазились вдоволь, и переполненные положительными эмоциями отправились в Гдов.

С заправками в тех краях не густо. Первая нам попалась лишь в городе Сланцы, в который мы специально заехали в поисках оной, а не свернули на объездную в сторону Гдова. Кстати, заправок в Сланцах много и не стоит бросаться на первую встречную (на ней даже 95 бензина нет). А еще в городе Сланцы огромные шхеры. Так что, если есть любители рудоразработок и отвалов – вам туда. И, чтобы закончить с заправками по этой трассе – за 17 км до Гдова есть еще одна, но без 95ого.

Город Гдов встретил нас не только заправками (как бензиновой, так и газовой), но и знаком «молоко» и плакатом «Стой, стреляю, пограничная зона». Как люди законопослушные, мы пожали плечами и отправились на объездную. Мы надеялись, что с другой стороны подобных знаков не будет. Да, «молока» не было, про «пограничную зону» был. Утешившись, что, по крайней мере, мы не нарушаем ПДД, отправились в глубь города на свой страх и риск. Крепость в Гдове маленькая и неприметная (уже после Высоцка мы привыкли, что крепостями называют развалины стен, поросшие травой).

Ориентир – зеленый холм справа от главной дороги, свернуть направо вдоль канала. Вот здесь можно остановиться, перейти по мостику канал и, вы окажитесь внутри крепости. На территории крепости стоит церквушка, обычная для Псковской школы. В этом месте она смотрится необычно и удивительно, а вот потом, когда мы доехали до Пскова – там таких на каждом шагу.

У местных жителей спросили про пограничную зону. Те нас успокоили – погранцы ушли уже очень давно. А вот знаки так никто и не сподобился снять.

Дорога от Гдова до Пскова ничем не запомнилась, разве что на въезде в город известный памятник Ледовому побоищу.

Вечер окончился как обычно. Сначала поиски гостиницы – в итоге остановились в «Рижской», затем поиск где пообедать – в «Мустанге».

День пятый. 20 июля 2005. Среда.

Утром часть экипажа (та, что не в первый раз во Пскове) отсыпалась, другая нарезала круги по городу – любуясь и фотографируя. Встретились за завтраком в бистро «Снежинка». Ах, какие там блинчики с яблоками! И очень неплохой кофе.

Небольшой экскурс к палатам Меньшикова – очень интересное сооружение, да и внутри можно побродить – благо там выставка-продажа, и вперед – на Порхов. Ночевать же мы собирались уже в Москве.

Дорога от Пскова до Порхова замечательна своими изгибами. Их такое количество, что на всех не хватило знаков «крутой поворот» и «извилистая дорога». Будьте внимательны! Для передвигающихся на газу – на въезде в Порхов есть газовая заправка.

Теперь самое интересное: Как найти крепость в Порхове? Крепость находится на берегу реки. С одной стороны реки старый дом, памятник Александру Невскому, вокзал. С другой стороны – пожарная каланча и магазинчик напротив. Нужно спуститься по дороге к реке, оставив магазинчик справа. Следующее здание – бани, как только пройдете, откроется вид на крепость.

Не крепость, а игрушка. Город-сад. Аккуратная, со следами реставрации. Внутри церквушка и краеведческий музей вкупе с музеем боевых действий.

Музеи весьма рекомендую. Мы прошлись по территории – вся в цветниках, многие лекарственные растения с табличками, поднялись на стену, погуляли. Зашли в музей, с удовольствием пообщались и послушали. К сожалению узнали, что музей Малаховский партизанский лагерь переживает не лучшие времена, и решили целенаправленно двигаться на Москву.

Первая заправка после Порхова только в Беженицах. Здесь же мы неожиданно для себя обнаружили симпатичную церквушку и непонятный для нас указатель на Культурно-исторический центр Философовых. Разумеется, свернули и поехали на разведку. Огромный, пока еще в плохом состоянии усадебный дом Философовых.

Сюда недавно переехал местный краеведческий музей. В планах – возрождение усадьбы. Приобрели у них интересную книжечку по усадьбам Бежаницкого района и довольные собой отправились дальше.

Вообщем-то, на этом приключения закончились. Проехали Великие Луки, и далее по М9. Трасса довольно спокойная. Узкая, но весьма прямая – обгоны не затруднительны. В 24.00 были дома.

Итого за 5 дней

Прошли 1700 км
Денег потратили:
На бензни 3000 руб
На проживание 7500 (3 человека)
На еду с алкоголем 8000 (3 человека)
Удовольствия получили выше крыши. Поэтому… завтра опять в поход.