Москва - Смоленск (октябрь 2006)

Pantera

Смоленск 27 -30 октября 2006 года

Удачное отбытие в 16.45 из дома – в результате без единой пробки экипаж из трех человек, я – водила, Дима – штурман и Света – кок, покинул столицу, и к 18.00 мы были далеко за Голицино. Хотя могло сказываться окончание дачного сезона и обещанное похолодание на последние выходные октября. Вот мы и двинули на юг (как мне казалось), но ознакомившись с картой России быстро стало понятно, что это скорее запад. История страны это подтверждает. Ну обычно в западной Европе теплее чем у нас, вот мы и решили урвать угасание золотой осени, хотя судя по карте Смоленска, прибыли мы ровно с севера. Так может все-таки юг?

Первая ночевка у нас планировалась в Вязьме. И уже в 19,30 мы были готовы предстать перед администрацией одной из 2 гостиниц, о которых вычитали в ,Интернете. Но, похоже, гостиницы в этом городе найти не так то просто. Проехав город насквозь, мы решили прибегнуть к помощи сотрудников правоохранительных органов, а именно к службе ДПС, спрятавшихся в кустах с радаром. Наша скорость 20 км в час ни в коем случае не могла их заинтересовать с профессиональной точки зрения. А вот дорогу они нам объяснили с удовольствием. Нужный нам переулок, а гостиницу они советовали однозначно «Покровское» и ни в коем случае ни «Вязьма», был сразу за ателье «Силуэт». С черепашьей скоростью продвигаемся по городу в поисках Ателье. Основные вывески – это Аптечный пункт (очень болезненный город?). Встретилось и пару ателье. Понимаем, что снова успешно выезжаем из города.

Останавливаемся, чтобы вступить в контакт с местными аборигенами, коих на улицах города встречаем в изобилии. За нами останавливается милицейская машина. Ну вот. Попали. Ан нет, это наши бравые друзья, поняв, что, следуя их объяснениям, мы врядли к утру обустроимся, догнали нас и предложили следовать за ними. В нарушение всех правил мы делаем крутой разворот. Под прикрытием власти возможно все. С мигалками, двойным превышением скорости, мы мчимся под конвоем в отель! Радуемся как дети! Найти это заведение и главное, понять, что это отель удастся не сразу, особенно под покровом ночи. За 1500 рублей мы имеем прекрасный ночлег на три персоны. Вежливый персонал и даже телевизор в номере.

Радостные, отправляемся на прогулку. За час нам удалось полностью изучить центр, сделать несколько бессмертных снимков всех церквей города, которые подсвечивались. Поняли, почему так много аптечных пунктов: в городе много неопознанных ступенек и если оторвать взгляд от асфальта, легко можно попасть в ловушку и покостылять до аптечного пункта. Наша группа производила фурор, застыв посередине дороги со штативом и что-то бурно обсуждая. Знаменитую церковь Одигитрии Смоленской, находящуюся на некотором отшибе мы посетили на такси за 80 рублей в 2 конца. Попутно нам удалось обсудить достоинства разных фотоаппаратов с таксистом и вообще жизнь в городе. А она кипела. Многочисленные кафешки, дискотеки, толпящийся народ произвели благоприятное впечатление. Город жив! Попутно нашли вторую гостиницу – она была в самом центре, но не стали в нее заходить. Обнаружилась и вывеска «Силуэт», размером 30 см, висящая рядом с дверью в пресловутом ателье.

А нас ждали огромные планы, наскоро поужинав, мы отправились спать. Ранним утром, плотно позавтракав. Мы отправились осматривать город при дневном освещении.

Памятник Ефремову и героем отечественной войны. Поразил непомерно длинный палец генерала, изображенного самим Вучетичем. У каждой церкви толпился народ. Оказалось, что был большой праздник – родительская суббота. В главном храме города – Свято-Троицком соборе шло красивейшее богослужение. Радовала погода. Сильнейший ветер гонял по небу тучи, и солнечная погода сменялась на дождь с молниеносной скоростью. Но в Вяземском Иоанно-Предтеченский монастыре нас ждало солнце! Потрясающей красоты храм!

Далее отправились в Хмелиту – родовое поместье Грибоедовых. Сильнейший дождь со снегом сопутствовал всему нашему получасовому путешествию. Но в усадьбе нас опять ждало солнце. Дом нам очень понравился. Заметна огромная разница между первым этажом, где жили слуги и вторым – для господ. Огромная зала для танцев. Хотелось принять участие в бал-маскараде, слышался цыганский хор. Поразило то, что Грибоедов погиб в 34 года. Когда-то в школе мы не сильно обращали внимание на его возраст, но, став старше, мы поняли, как много успел этот великий человек за короткий срок, отведенный ему. Красив и сам дом и парк. Посетили также музей Нахимова, уроженца этих мест. Экскурсовод обратил внимание, что Нахимов предпочитал, чтобы его изображали только в профиль. А мы только-только фотографировались в Вязьме со скульптурой Адмирала. Тут уж только профилем не обошлось. Понравилось ли бы это ему, мы так и не поняли.Далее наш путь лежал в Смоленск. Прекрасная дорога – и через 2 часа мы в городе-герое! Знаменитая крепостная стена и Успенский собор высятся над городом. На закате ослепительно сияют купола!

Поскольку мы заранее обзавелись подробной картой Смоленской области, включающий план Смоленска в масштабе в 1 см 160 метров, найти намеченные гостиницы не составило никакого труда. Жаль, что не сообщалось, что многие из них закрыты на ремонт. Решили не терять времени и отправиться в Мекку советского туризма – гостиницу Россия. Поразило, что город действительно находится на 7 холмах, да еще каких холмах! Главным вопросом было, как они передвигаются зимой. Не каждый автомобиль сможет забраться на такие горы по обледенелому покрытию. Штормовой ветер сбил все рекламные перетяжки в гармошку или просто порвал в клочья (тяжело приходится рекламщикам на Смоленщине).

Вход в гостиницу и холл выглядят очень прилично. Администрация встретила нас радушно. И даже были трехместные номера за 2050 рублей, зато с туалетом и ванной в номере, да еще и завтраком – шведским столом, как они его называли, только нет телефона и телевизора. Нельзя не согласиться!

Жаль, что весь ремонт гостиницы заканчивался, как только мы приоткрыли дверь на первый жилой этаж. Да здравствует семидесятые. Мы попали в прошлое. Когда-то все выглядело богато, а теперь обветшалые ковры, выбитые коробки дверей.

Номер небольшой, зато в углу стоял огромный телевизор (понятное дело он не работал, но производил шикарный шум и треск). Спасало дело радиоточка, где звучали ретро мелодии, вполне соответствующие духу отеля.

Удачно поселившись, мы отправились на разведку. В планах было посещение собора, набережной Днепра и, конечно, театра. Успенский собор поразил внутренним убранством. Мало где встречается такая красота. Мы попали на праздничное богослужение. Завороженные мы простояли всю службу. Какие голоса! Чувствовалось, что ты попал на настоящий великий праздник!

Одухотворенные мы пошли осматривать кусок крепостной стены, проходящей вдоль берега Днепра. Поразило несоответствие величины моста через реку и ее ширины. Как мы потом узнали, за последние 20 лет, Днепр здесь сильно обмелел, а когда-то он был судоходным, и можно было покататься на кораблике.

В18.30 мы стояли напротив Драматического театра Смоленска. Найти его было не легко, так как движение в центре несколько запутано: много улиц с односторонним движением, пешеходных улиц и совсем отсутствовали парковки. Мы пристроились за небольшой группой автомобилей и бросили нашу ласточку, как оказалось не надолго. Спектакль начался в 18.00. Но мы не пожалели. Не внушал доверие автор пьесы - сам драматург Шкваркин.

Зато в сумерках вышел огромный месяц, и ближайший час мы потратили на то, чтобы сделать его фото. Мы объездили весь город, попутно узнав, где находятся церкви 12 века, а также, обнаружив, что ни один храм вечером почему-то не подсвечивается. Зато заводские трубы привлекательно мерцали в ночи красными огнями.

К восьми вечера было решено, что на сегодняшний день культурного шока достаточно и пора отужинать. Ужин планировался своими силами, поскольку в дорогу мы взяли с собой несказанно большое количество продуктов, и кто-то все-таки должен был их уничтожить! Встал вопрос, где их подогреть. И в этот раз администрация отнеслась к нам с пониманием! Нас провели в святая святых – кухню ресторана при гостинице. Насколько мы поняли, микроволновки еще не дошли до этих мест, и разогрев продукта продолжался около 15 минут, слава богу, неизвестным нам способом. За это время мы обжились в помещении ресторана, познакомились с кухней, вспомнили детство: подносы на колесах с горами черного и белого порезанного хлеба, готовка на огромных металлических столах, взвешивание выхода продукта на допотопных весах, мутный напиток, похожий на морс, огромная посудомоечная машина непонятной конструкции. Все это соседствует с грудами мусора, разбитых коробок, остатками еды. Впечатляет. В ресторане шел банкет, и музыка была соответствующая, мы даже начали пританцовывать!

Вернувшись из ранних семидесятых в поздние семидесятые на лифте отеля, мы весело трапезничали под мелодии из радиоточки! В 11 вечера музыка закончилась – всеобщий отбой, стране пора готовится к новому дню!

Завтра нас ждал ранний подъем, так как почему-то расчетный час в гостинице был в 8 утра! Мы подумали, что один час нам смогут простить и решили выехать из гостиницы в 9 утра, поэтому в половине девятого мы нарисовались на завтраке. Он проходил в подвальном помещении, но к нашему удивлению и в подвале были огромные окна с потрясающим видом на заправку (гостиница стоит на откосе).

Шведский стол представлял собой, как мы поняли, излишки вчерашнего банкета плюс стандартный набор гостиничного завтрака. Все было отлично, только в салате «По виду оливье», а по вкусу «чисто картофельному» (с вкраплением моркови) была чуть-чуть не доварена картошка, в свекольном – свекла, в салате из перца – каждая десятая долька слегка подпорчена. Зато салат из капусты удался на славу, так же как и омлет из детства. Такие блюда удается откушать только в прошлом. Хотя такой омлет помню с детского сада, рецепт его так и остается загадкой. Ни в домашних условиях, ни в точках общепита других стран этот шедевр никак не воспроизводится. Решено честно устроить засаду на повара и выпытать бесценный секрет. К нашему сожалению, повар оказался хитрым лисом и носа в зал не казал. Придется отложить нашу затею до следующего раза.

Первую половину дня мы посвятили осмотру города. Как оказалось, жили мы недалеко от значительного отрезка крепостной стены. В одной из башен мы заметили обитаемый подвал. Башня называлась «Громовой», а в подвале находился «Музей Громовой башни». Музей небольшой и без экскурсии его посещение займет минут пять. Но нам повезло – мы были первыми ранними посетителями и нам провели экскурсию. И экскурсия эта была посвящена не только башне и крепостной стене в целом, но и истории города. Приятно, что люди, работавшие здесь, так любят свой город и готовы делиться своими знаниями с нами.

Основные запоминающиеся моменты:
- Встреча. Диалог с работниками музея - мы вам не частная контора, мы филиал исторического музея! На что мы ответили, что нам как раз таки показалось, что эти милые три женщины отбили отдельно стоящую башню у государства, чтобы за 20 рублей пускать туда посетителей.
- Город. Оказывается, Смоленск 100 лет был под Литвой, а потом 45 лет в нем правил польский король, так что принадлежность его к России может показаться не сильно однозначной. Слава богу, нас успокоили, что политики абсолютно другого мнения и никаких претензий вышеперечисленные государства не предъявляют.
- Крепость. Сроки строительства – всего 6 лет. Любовь горожан, даже Наполеон не смог полностью его уничтожить – взорвал только 10 башен, остальные фитили были потушены самоотверженными земляками.
- Современное отношение к крепости. Нам показалось, что для смолян – он обычная привычная часть пейзажа, которую они не замечают. Одна из башен является музеем, еще в одной располагается Интернет кафе, а основная часть древнего архитектурного памятника предоставлена сама себе, никем не охраняется, нам даже сказали, где мы можем несанкционированно погулять по ней.
- Строитель Федор Конь. Легендарная личность, информации о его биографии мало и она противоречива. Но, как мы поняли, парень он не обидчивый и несмотря на свою настоящую фамилию (толи Савельев, толи Иванов, толи Петров) отзывался и на Коня!
- Акустика в башне.
- Вес ядра. Даже маленькое пушечное ядро показалось нам излишне тяжелым, что уж говорить о ядрах более внушительных размеров.
- Предки. Говорят, что наши предки были значительно ниже ростом, но, судя по ступенькам в башнях крепости, они были, безусловно, длинноногими или же им приходилось садиться на шпагат, преодолевая каждую ступеньку. А шлялись они не праздно, в отличие от нас, а носили ядра, пищали (вес тоже не маленький – 17 кг), варили смолу. Как это им удавалось, мы так и не поняли и частенько поминали их всуе во время дальнейшей прогулки.

Еще раз, поблагодарив работников музея и приобретя туристическую карту Смоленска. Мы направились исследовать город дальше. Основная цель – прогуляться по крепостной стене.

Прогулка эта – дело не безопасное. Многие ступени находятся в плачевном состоянии. О бордюрах и речи нет. Зато практически каждая башня – это кладезь битого стекла, коллекция бутылок и пластиковых стаканов. Устраивать вечеринки в этих местах, видимо, модно, и, конечно же, романтично, но как нам показалось несколько рискованно: высота сооружения довольно велика.

Найти вход – тоже дело не легкое. Пришлось облазить окрестности и прогуляться по внешней стороне укрепленного города: ров тоже еще остался! Мы были не одни: одна пара тоже искала вход (правда, они были местные и быстро вывели нас к нужному месту).

Вот такой небольшой компанией (к нам еще присоединилась женщина с тремя детьми) мы и гуляли. Еще нам встретилась пара, следившая навстречу, от них мы узнали, что спуск в конце стены тоже имеется. Какой великолепный пейзаж предстал нашему взору! Величественные соборы, крепостные башни, богатые частные дома соседствовали с маленькими покосившимися сооружениями, проселочными дорогами с огромными лужами. Горожане мели опавшую листву, тут и там стояли колодцы: идиллический пейзанский пейзаж – но внутри города!!!

Спускаясь со стены, еще раз помянули низкорослых длинноногих предков и пожелали им здоровья, в том числе и за мощеную улицу Тимирязева, по которой даме на каблуках пройти просто не реально. Начал накрапывать дождь. Булыжная мостовая становилась все более скользкой и поскольку уклон улицы Тимирязева довольно значительный, мы рисковали преодолеть спуск на пятой точке. Обошлось! За поворотом начался асфальт.

Далее наш путь следовал в музей льна. Наша туристическая карта подсказала, что место это находится рядом с Соборной горой на улице Большая Советская в бывшем храме. Вот такое сочетание. Если уж уважать историю, то всю и дореволюционную и послереволюционную. Находились мы от музея метрах в восьмистах, по, поскольку путь лежал в гору, решено было поймать такси. Таксист удивился, узнав, о существовании музея и сказал, что сейчас лен на Смоленщине вывелся, а вот в былые времена лен рос просто на каждом шагу.

Визит для нас оказался кратким. Смотреть экспонаты без экскурсовода мы не хотели, а экскурсовод, увидев нас, сообщила, что даже если мы заплатим за всю группу (10 человек), она с нами не пойдет. Она уверена, что читать мы умеем, и все поймем сами или можем подождать группу. Вроде бы обещалась прийти группа школьников в неизвестное для нее время.

Решили подробно узнать о производстве льна в каком-нибудь более гостеприимном месте.

Теперь на повестке дня стоял обед. К посещению был выбран так разрекламированный в Интернете «русский фаст фуд» под названием «Русский двор». По дороге зашли в магазин «Смоленские бриллианты». Вот бы ознакомиться с их производством и посетить фабричку! Это вам не лен! Напевая песню: «Лучшие друзья девушек- бриллианты», зашли в избу, оказавшуюся стекляшкой в парке.

Принцип работы заведения похож на Макдоналдс, только вместо гамбургеров, супы – из белых грибов, борщ, мясная солянка, вторые блюда – котлеты Пожарские, голубцы и т.д. Цены той же самой категории, что и американский аналог. Еда вкусная, порции большие, картофельное пюре было признано нашими экспертами настоящим, а не порошковым. Впечатления были бы самыми положительными, если бы не охранник, подлетевший к нам, как только я стала фотографировать интерьер заведения. Оказывается, правила гласят, что фотографироваться можно, а интерьер фотографировать нельзя. На мой вопрос, где это написано и извинения, что мы больше никогда не будем и сделали фото исключительно по незнанию, нам сообщили, что правило это нигде не записано и что, по его мнению, я здесь далеко не в первый раз, и он нас давно всех приметил. Неожиданный выпад! Удивились! Но раз фотографироваться можно, интерьер получился вместе с нами. Жаль, что мне не удалось никого уговорить забраться на балку второго этажа, а то там висела очень привлекательная связка сушек (опять вспомнилось детство), но нарушать негласные правила заведения мы не могли - совесть не позволила.

Покинув гостеприимное заведение, мы отправились воссоединяться с нашим автомобилем. Фаст фуд тем и хорош, как быстро приходит, так же быстро и уходит. Легкое чувство голода настигло нас незамедлительно, не прошли мы и трехсот метров.

Дальнейшие планы – посещение двух церквей 12 века: «Петра и Павла» и «Архангела Михаила» и музея «Теремок».

Церковь «Петра и Павла» находится недалеко от моста через Днепр. Рядом с ним идет оживленная торговля: здесь располагается рынок. Собор «Архангела Михаила» находится на тихой улочке «Парковой» и сначала мы даже хотели ограничиться просто фотографированием фасада (шел уже довольно сильный дождь). Но потом пересилили себя: подлинные памятника архитектуры 12 века встретишь не часто, и эту редчайшую возможность нужно использовать.

Музей «Теремок» находится в селе Фленово в 18 километрах от Смоленска. Наконец то стал сбываться прогноз погоды. Пошел дождь со снегом. Посещать парк в такую погоду, а вернее непогоду не самое приятное занятие, поэтому визит прошел быстро. Музей нам очень понравился, только из объяснений экскурсовода мы так и не поняли, какое отношение к этим местам имели Васнецов, Рерих и другие известные художники. А спросить ее было боязно, слишком воинственно настроена она была. Свету мучил вопрос, почему на изразце изображены лоси, а подписано, что это олени. И у нас зародилась вялая зоологическая дискуссия.

В 5 вечера мы двинули обратно. Прогноз метеорологов стал сбываться на 100 процентов: нулевая видимость и снег. Хочется поблагодарить водителей фур из дружественной Польши, за которыми мы проследовали большую часть пути с крейсерской скоростью 90 километров в час. Картина в течении 4 часов не менялась: 4 красных фонарика, периодически превращающиеся в 6 при торможении. Не очень разнообразно, но гораздо лучше, чем надвигающийся снег и полная дезориентация. Вот так мы и встретили зиму.