Москва - Липецк (май 2007)

По материалам сайта http://www.autotravel.org.ru/

Чернушка

Это наше первое большое путешествие за последние полтора года. Позади больше года простоя. Зато теперь вместе с нами в поездках наш новый штурман. На время данной поездке ему уже исполнилось 10 полных месяцев. Возраст немалый, но требующий дополнительного внимания. Поэтому к поездке готовились тщательно: продумывали маршрут, график движения, снаряжение.

Маршрут: основная идея маршрута – кольцевой пробег вокруг Москвы радиусом 500-600 км.

График движения: необходимо сочетать перегоны по 100-150 км с прогулками по 30-60 минут. Заселяться не позднее 20.00. Итого, в зависимости от культурной программы, не более 500 км в день.

Снаряжение: коляска, походная кровать/манеж, подогреватель автомобильный для банок, холодильник автомобильный с этими самыми баночками, чайник, разумеется – автокресло/люлька, небольшой надувной бассейн для принятия ежевечерних водных процедур, и куча всего по мелочи – начиная от запаса одежды на всякую погоду до походных ложек/тарелок/бутылок.

Все это мы погрузили в наш свежеприобретенный автомобиль Honda Element. Надо заметить, что автомобиль так же был приобретен для подобных поездок. Предыдущая Субару Легаси, хоть и прослужила нам, верно откатав по стране более 400 ткм, вместить все необходимое не смогла бы. 28 апреля в 9.00 мы тронулись в путь.

28 апреля. День первый. Суббота.

План: музей авто СССР под Чернью, усадьба Никольско-Вяземское, карьер в Железногорске и ночевка в Фатеже.

Несмотря на субботний день, вся страна работала. И только такие ленивцы, как мы, не хотевшие работать 6 дней в неделю, взяли отпуск и отправились в дорогу. Уже сразу начались отклонения от графика – планировалось выехать в 6.00, но именно в этот день у младенца поменялось расписание, и он проспал до 7.00. В итоге только в 9.00 мы начали удаляться от МКАД по М2 (она же трасса Крым). Несмотря на (или благодаря) не очень хорошее состояние асфальта (можно сказать, что худшее за все время нашего путешествия), в 11.40 мы были в Плавске (240 км от Москвы) Здесь мы сфотографировали понравившуюся нам церковь. Названия не было, но, судя по последующим поискам в интернете, это была Церковь Сергия Радонежского Чудотворца (1774).

До Черноусова, где располагается Красинец-музей оставалось 50 км, и мы очень быстро их преодолели. У нас были GPS координаты места и адрес: н/п Черноусово (через 5 км от Черни 6-7 км по бетонным плитам). Так мы и сделали – повернули в Черни, скоро нашли поворот с бетонными плитами – радость первооткрывателей уже витала среди нас. Но тут плиты кончились, а музея все еще не было видно. Долго описывать, как мы бороздили местное бездорожье. В итоге, мы потратили 3 часа на бесплодные поиски, объехали требуемую точку по более-менее приличным дорогам, и выяснили, что к музею ведет та – первая, испугавшая нас своей колеей в еще не совсем засохшей глине. Вполне возможно, иногда здесь проходит грейдер и дорога становится проезжей. Нам просто не повезло.

Раздосадованные, мы бросились нагонять упущенное время – впереди еще 300 км. От посещения усадьбы мы отказались – ее точный адрес нам не был известен, а тратить еще 3 часа на поиски не было никакой возможности. Путешествие началось как-то неудачно.

Но, когда мы приехали в Железногорск, настроение слегка улучшилось. Найти рудник не составило никакого труда, а само зрелище было весьма занятно. Это не первый и не самый большой карьер, что мне уже довелось посетить, но самый удобный для посещения и просмотра.

На часах было уже 19.00, а до Фатежа – 60 км. Мы практически вернулись в график, заплатив за это одним не просмотренным объектом. Но тут судьба сделала мне подарок. Я читала про мемориал Большой дуб, но нигде не нашла точное указание его местоположения. Оказалось, он расположен прямо на дороге Железногорск-Михайловка-Фатеж. На этом месте в годы ВОВ фашисты сожгли деревню вместе со всеми жителями – 72 человека. Второе название места – партизанская Хатынь. Музей уже был закрыт, но мы просто прошлись по территории. Такой колокол стоит на месте каждого сожженного дома.

Уже в 20.00 мы были в Фатеже, оставив позади 360 миль. К нашему счастью, гостиница оправдала наши ожидания. За 2600 мы получили комфортабельный ночлег на троих взрослых и одного младенца, ужин из ресторана, и с утра весьма съедобный завтрак, входящий в стоимость номера.

29 апреля. День второй. Воскресенье.

План: Коренная пустынь, музей «КП Центрального фронта», обзорная поездка по Курску, каменное изваяние половецкого воина, мемориал «Курская битва» и ночевка в Прохоровке.

Из Фатежа мы выехали в 10.15. Была информация, что в Фатеже есть Церковь иконы Божьей Матери Тихвинской – памятник архитектуры XIX в. Поэтому мы сфотографировали единственную попавшуюся в Фатеже церковь, несмотря на то, что нам она показалась не очень притязательной. Но, может быть, это дело вкуса.

У меня было сомнение – есть ли прямая дорога приличного состояния от Фатежа на Свободу (Коренную пустынь). На картах она обозначена, но кто и чем ее покрывал? Уже через 5 км встретили рекламный щит/указатель – до Коренной пустыни 50 км. Дорога – хороший асфальт и ни души. Нам очень понравилось.

Первое, что поражает в Свободе – здание паломнического центра – с современным сайдингом и веселой расцветки. И это все на фоне мрачных соседних строений.

Найти монастырь и музей оказалось весьма несложно. Припарковались у памятника обретению иконы и отправились гулять.

Сначала посетили музей КП Центрального фронта.

Здесь было немноголюдно, видимо, данная достопримечательность не достаточно популярна. А зря. Конечно, в последние годы, памятники ВОВ теряют, к сожалению, свою значимость для населения. Но в этом музее все сделано как раз и для таких мало помнящих – экспозиция небольшая, но хорошо продуманная, даже без экскурсовода нам было интересно пройтись, прочитать сопроводительную информацию. А на сладкое – посещение блиндажа.

Что касается самой пустыни – мы не особые любители религиозного туризма, но прошлись по территории для общего восприятия. В самом конце – монастырь ориентирован вдоль склона сверху вниз – источник и памятник Серафиму Саровскому, от которого открываются неплохие виды на долину.

Вообще, в Свободе большой интерес к памятникам и скульптурам. Уже на выезде в сторону Курска обнаружили забавный монумент. Забавность в том, кто и кому поставил. Какой-то местный губернатор – Христу.

В Курске есть много интересных музеев, например, музей трамвая или музей противопожарного дела. Однако, в воскресенье они выходные. Мы решили просто покататься по городу.

В Курске сложно не заметить Знаменский собор

или памятник Александру Невскому

Но, нам больше понравился уютный памятник писателю Евгению Носову

А также заинтересовал неопознанный объект

Порадовало также наличие в городе улицы Лысой горы.

Далее нас ждала встреча с древним каменным изваянием. Точнее, мы ждали этой встречи, но не были уверены, что найдем по имеющимся у нас словесным данным. Обещали, что где-то на границе Курской области, совсем недалеко от трассы на территории заповедника Стрелецкая степь сохранилось изваяние половецкого воина. Соответственно, смотрели во все глаза. И нашли. Поворот с трассы так и называется – Госзаповедник. В этот день здесь было пустынно и безлюдно. Мы на всех парах промчали с километр от трассы, благо хороший асфальт, но ничего не заметили. Удрученные повернули в обратную сторону, но, на наше счастье, попалась местная жительница. Действительно, есть изваяние, буквально в 100 метрах от населенного пункта, просто его не видно за кустами. Еще раз проехались, но медленно-медленно. И нашли. Подошли к старичку (или старушке?) 1000-летней по тропиночке, стараясь не топтать заповедную степь.

На обратном пути по тропинке еще и цветочки пофотографировали.

Обоянь проехали практически не останавливаясь, только запечатлели 2 храма, столь похожих друг на друга. Видимо, местная специфика. Лично мне – нравится. Видимо, краснокирпичные церкви мне больше по душе, чем беленные.

Мне очень хотелось посмотреть мемориал Курская дуга. Дожила до своих лет, а что такой существует – не знала. По фотографиям мне казалось, что это нечто монументальное, величественное и огромное. Поражало, что мемориал находится прямо на трассе. Сколько же народу проехало в Крым и обратно, но ни словом не обмолвилось об этом месте.

В реальности, мемориал оказался несколько меньше, чем я его себе представляла. Вполне возможно, его и не замечают пролетающие мимо автомашины. Но, если вам нужно немного отдохнуть, размять ноги, почему бы не здесь? Пройдитесь, вспомните уходящую историю, дети с удовольствием побегают по блиндажам и окопам – для них это всего лишь забавный лабиринт. Пусть попробуют представить себя в этом маленьком окопе, беззащитными перед железной громадой танка и прочувствуют цену подвига.

В этот день нам предстояло посетить еще одни военный мемориал – вот такая выходила поездка, с уклоном в военно-историческую тематику. Поворот с трассы М2 на Прохоровку заметить несложно. Именно на этом повороте стоит восстановленная ветряная мельница. Мы не ожидали увидеть на своем пути такое чудо. Остановились, осмотрели.

Начало Прохоровского поля, где произошло знаменитое танковое сражение, ознаменовалось выставкой бронированной техники.

Затем мы увидели звонницу – памятник Победы на Прохоровском поле.

Чуть позже мы подъехали к культурно-историческому центру (он же – гостиница) с одной стороны

и мемориальному комплексу с храмом апостолов Петра и Павла – с другой.

И то, и другое выглядело очень величественно. И ни души. Честно говоря, мне стало жутковато. Зашли в мраморный дворец и спросили – а где гостиница? Мы и есть гостиница – отвечают. Однако, выяснилось, что в столь огромном безлюдном дворце практически нет мест – ремонт. Но нам нашли два двухместных номера с огромными трещинами на стенах. Видимо, когда торопились сдать объект, очень много денег ушло на сторону. Лучше бы они ушли ветеранам.

Но наш младенец спал, а, как известно, - кому мешало, что ребенок спит? И мы решили еще немного покататься по округе.

Посмотрели командный пункт генерала Ротмистрова.

Затем поискали собственно музей – он находится на, как оказалось, пешеходной улице. Рядом выставлены пушки, на них местные любят устраивать распитие алкоголя.

От всего осталось ощущение какого-то холода и запустения. И необходимая информация путешествующим – подкрепиться в Прохоровке практически негде. Все, что есть, обычно снимается под дни рождения и свадьбы. Даже в гостинице мы с трудом поужинали – ресторан закрыт (видимо, не востребован), а в кафе праздновали день рождения.

Утром мы покинули это место без сожаления. И нам за это досталось. В Скородном были пойманы как в лучших фильмах про шпионов – машина ДПС прижала нас к обочине, обвинили в том, что мы не остановились по требованию. Честно говоря, никто из троих сидящих в машине и не заметил никакого сотрудника. А нам оказывается, насчитали превышение скорости на 30 км. Мы же, разбойники, пытались избежать справедливого наказания. В итоге мы привезли в Москву два непонятных протокола без реквизитов, сумм штрафов и со словом по ходатайству. Чем оно нам грозит в будущем – мы не знаем.

30 апреля. День третий. Понедельник.

План: пещерный монастырь в Холках, памятник Быку в Новой Усмани, Рамонь, Новоживотинное, ночевка в Воронеже.

Как начался день, я описала уже выше. Однако, у тех же сотрудников ГИБДД мы узнали, что есть нормальная дорога до Чернянки (а именно ее мы выбрали ориентиром при поиске монастыря) выходит прямо от их поста ДПС. 200 метров неудобья по дервене, а далее нормальный асфальт, уже ставшая привычной пустота трассы. И замечательные виды по сторонам. Опять, доехали очень быстро, проехали Чернянку насквозь и продолжили движение в сторону Нового Оскола. На монастырь есть указатель с трассы. От трассы буквально несколько километров, да его и видно скоро – на горке.

Совсем не ожидал увидеть здесь памятник Святославу. Так для меня и осталось неизвестным, что он тут делает.

Осмотрелись вокруг в поисках пещер.

Подошли к церкви, узнали подробности посещения – вход в пещеры, оказывается, непосредственно через эту церковь.

По мере набора группы проводят внутрь. Соседство музея с церковью: выдают билетики и косынки женщинам. Очень интересно и доброжелательно. Фарфоровый иконостас. Причем, внизу, в пещерах он оставляет гораздо более сильное впечатление.

Налюбовавшись окрестными видами, задумались о дальнейшем пути. Изначально планировалось выезжать через Острогожск и Лиски. Но, раз мы так сократили путь до монастыря, почему бы не выехать на М4 через Старый Оскол, тем более, мы там никогда не были, а в Лисках и Дивногорье были. Так и сделали. Может быть, мы были уже пресыщены впечатлениями от монастыря, но Старый Оскол не произвел на нас никакого особого впечатления, может быть, только трамвая вдоль трассы, да название протекающей рядом речки порадовали. Прокатились по городу, пополнили запас еды в магазинчике при местном мясоперерабатывающем комбинате и продолжили свой путь на Воронеж.

Вскоре, сразу на выезде из населенного пункта с интересным названием Девица, мы были удивлены неожиданным зрелищем – через трассу и прилегающие открытые пространства из ниоткуда в никуда была протянута канатная дорога с брошенными вагонетками.

И тут же привлекло внимание большое скопление машин справа от трассы. Люди явно заинтересовано смотрели куда-то вниз. Мы присоединились к любопытствующим. А наблюдали они ни много – ни мало за автогонками.

Автотрасса была проложена по дну мелового карььера.

Уже позднее, вернувшись в Москву, мы узнали, что это место называлось Спортивный комплекс «Белый колодец».

А затем был Воронеж. Мне говорили, что там плохие дороги. И мы уже были два года назад в этом городе и не запомнили ничего криминального. Однако, там действительно ужасные дороги. Мы час выбирали на М4 в сторону моря – хотелось заехать в Новую Усмань посмотреть на памятник быку-производителю.

Симпатичный такой бычок, как оказалось, его даже с дороги видно. А мы столько раз летали мимо. Вот, нашли повод остановиться.

Время приближалось к вечеру, но хотелось еще посмотреть на замок принцессы Ольденбургской в Рамони – каких-то 50 км. К тому же местом ночевки предварительно выбрали Яр – все по пути. Однако, проезжая мимо Яра подумали – уже поздно, может быть, сегодня хватит, пусть младенец отдохнет, и завернули к Яру. Увы, заявленный ценник сразу отбил желание останавливаться в этом месте. Самый дешевый вариант на нас троих с ребенком – около 8 тыров. Не то, чтобы у нас не было таких денег, у нас не было желания платить их за этот бордель. К тому же, у нас была информация, что в Рамонь – курортная зона с турбазами.

Посещение Рамони мы решили начать с изучения достопримечательностей. Замок нашли весьма просто – дорога ведущая от трассы упирается в Т-образный перекресток – прямо за деревьями виднеется искомое.

Тут же на перекрестке памятник Мосину – уроженцу Рамони.

А вот с местом ночлега нам не повезло. Одна турбаза, видимо, приказала долго жить – в предполагаемом месте мы нашли лишь заброшенное здание с разбитыми окнами, в другой не было мест. Как бы не было досадно, пришлось поворачивать в Воронеж. Ни одна гостиница города не вызывала у нас энтузиазма. Время – 21.00. Ребенок уже хочет есть и спать. Спасением оказалась неведомая нам до сель гостиница Отель «Бремен» - буквально на въезде в город. Мы клюнули на приличный внешний вид.

И пусть охраняемая парковка в квартале от этого места, пусть нет кафе (но предлагают все, что можно приготовить в свч и фритюрнице), зато чистые комфортабельные номера и доброжелательный персонал. И главное цена – нас поселили за 2200 в огромном люксе, где было побегать ребенку. Вряд ли в Яре за 8000 нам было бы лучше.

2 мая. День четвертый. Среда.

План: Новоживотинное, Конь-Колодезь, Задонск, Долгоруково, Борки, ночевка в Липецке.

Позавтракав заботливо приготовленными для нас бутербродами мы направились в Новоживотинное. Я очень надеялась, что у музейщиков свой календарь – и не работают они именно по понедельникам. Увы, музей-усадьба Веневитинова устроила себе выходной и в 1мая. Вполне возможно, они имели на это полное право. Придется приехать еще раз. А пока просто полюбовались из-за забора на ухоженную территорию.

Следующая неудача подстерегла нас на платном участке дороги. Мы были уверены, что Конь-Колодезь стоит на М4, оказалось, на бесплатном объезде. В итоге мы пролетели до Задонска. Ну что ж. Задонск тоже входил в наши планы.

Задонский-Богородицкий монастырь мне не показался. Какой-то он новорусский, что ли.

Покатались по городу, пофотографировали еще церквушек:

В поисках очередного монастыря выехали на дорогу на Долгоруково. Для меня это место было самым желанным объектом посещения этого дня. Решили, что хватит с нас монастырей, что сама судьба ведет нас вперед. И опять – неплохой асфальт, пустая дорога. 60 км пролетели незаметно.

А вот в самом Долгоруково мы не сразу нашли цель нашей поездки – местный краеведческий музей. Нам обещали, что это – самый необычный музей Липецкой области. И не обманули. Начиная с фасада.

Правда, глядя на разбитое окно и памятуя о неудаче в Новоживотинном, я уже загрустила. Но, смотритель музея-усадьбы «Край Долгоруковский» - явный фанат своего дела, был на месте. Экскурсия у меня не вызвала особого восторга – человек говорил с такой увлеченностью и погруженностью, что просто забывал договаривать до конца, перебегал из зала в зал, вспомнила одно, потом другое. Все это с явным прокоммунистическом уклоном. А вот видеоряд покорил однозначно. Как и увлеченность делом. И, несмотря, на то что я написала выше – обязательно посетите этот музей, в нем есть изюминка.

Еще в этих краях мне обещали остатки усадьбы Шереметевых. Я уже привыкла, что все, что строили Шереметевы – весьма красиво и интересно. Упоминание об этой усадьбе я встречала в интернете, а фотографий нет.

Борки находятся в 11 км от дороги ведущей от Долгоруково на Липецк (через Тербуны) – 11 км это не крюк. Найти усадьбу в Борках оказалось сильно труднее, чем музей в Долгоруково. Почему-то, местные жители на вопрос – где у вас тут заброшенный замок, показывали в сторону сельпо. Шутники. Хотя, доля истины в этом есть – именно в сельпо продавщица со второго раза смогла нам объяснить дорогу. Первое ее объяснение стоило нам небольшой поездкой в неизвестном направлении – пока мы не убедились, что уехали уже далеко и вряд ли найдем желаемое. Вернулись за пояснениями. А желаемое было очень близко. Просто своротка к лесу и усадьбе весьма незаметна отностиельно главной дороги. Для ориентира я запомнила это так – первый асфальтовый поворот направо после изгиба дороги. Может быть, вам поможет.

Сам замок оказался сильно подпорченным советским временем – здесь был то ли санаторий, то ли дом отдыха.

С чувством хорошо проведенного дня мы направились в сторону Липецка (около 130 км) и на нашу радость пересеклись со старым участком М4, ведущим к Конь-Колодезю – до него было 5 км. Конечно, мы заехали. Что было к осмотру:

Верстовой столб XVIII века

Усадьба адмирала Синявина – сильно меня расстроила перестройка под церковь. Ну, совсем не понимаю такой необходимости.

И только найденный в парке старейший дуб Липецкой области перевел поездку в Конь-Колодезь в разряд ненапрасных.

В Липецк въехали уже достаточно поздно, но с заселением не прогадали. Гостиница Стрелецкая слобода обошлась нам дороже, чем предыдущие гостиницы – 3500, но была настолько хороша, что мы сделали ее своей базой. Ранее мы нигде не останавливались более чем на одну ночь, здесь же мы сразу договорились, что ночуем две. Причиной тому был разработанный круговой маршрут на следующий день.

3 мая. День пятый. Четверг.

План: Чаплыгин, Урусово, Лев Толстой, Данков, Полибино, Баловневно, Лебедянь, ночевка в Липецке.

Изначально, планировалось движение в обратную сторону – Лебедянь – Чаплыгин, переночевать в Чаплыгине. Но, т.к. в Чаплыгине мы не нашли подходящую гостиницу, а в Липецке нам все более, чем понравилось, план слегка переиграли.

В 10.45, совершенно никуда не торопясь, плотно позавтракав (в гостинице на завтрак обильный шведский стол) мы направились в сторону Чаплыгина. Кстати, в этот день мне опять пришла в голову мысль посмотреть сколько у нас на одометре – мы прошли 1085 миль. Немного, но с учетом насыщенности программы и наличия младенца – немало.

От Липецка до Чаплыгина 90 км. Занудливо повторю – что асфальт неплохой, трасса пустая. Может быть, нам просто везло. Оставив Чаплыгин на обед, мы первым делом поехали в Урусово – 50 км от Чаплыгина и обратно. Вот тут асфальт местами подкачал. В Урусово мы собирались посмотреть дом-музей Семенова-Тянь-Шанского. Усадьба оказалась слегка в стороне от Урусова (в нп Рязанка), но на нее стоял указатель. Следуя указателю попали на конечную автобуса и обескуражено осмотрелись – ничто не напоминало следы усадьбы. Но местные жители указали верный путь – прямое продолжение трассы – узкая дорожка между двумя зданиями. Мы прошли пешком – и сразу за домом начался хорошо ухоженный парк, а потом показался и дом.

В музее был срочный ремонт, готовились к каким-то очередным чтениям. Но, мне даже понравилось – я наконец-то увидела, как делаются колонны на деревянных домах.

Перед нами постоянно извинялись за доставленные неудобства, что нам самим стало неловко. Проведенную экскурсию я оцениваю очень высоко. Рассказывали с таким энтузиазмом и с такой заинтересованностью, что нельзя было не увлечься. Сам Тянь-Шанский был очень интересным человеком, а здесь еще такой добротный музей. Побродили по парку, а затем, по наводке, заехали в Урусово. Там, как нам рассказали, тоже была усадьба – Кропоткина (того самого). Правда, она сохранилась сильно хуже и в ее здании расположена школа.

В Чаплыгин вернулись той же дорогой и занялись изучением города. В нем явно жили веселые люди. Вот несколько фото на въезде в город.

Нам Чаплыгин был интересен, как город Меньшикова – подаренный ему Петром Первым.

Нынче в отреставрированном доме Меньшикова расположен краеведческий музей.

Само здание нам понравилось, экскурсию не предложили, а самостоятельное изучение экспозиции не принесло никаких восторгов. Как и вид с заботливо сооруженной смотровой площадки. А городок показался весьма милым.

Далее мы через станцию Лев Толстой направились в Данков. Общий километраж – 60 км.

Нас не очень интересовал музей в доме, где умер классик, но раз мы проезжали мимо, почему бы и не запечатлеть для истории?

Но Лев Толстой нам запомнился совсем другим. Памятником летающему паровозу:

и местная Красная площадь с кремлевской стеной – именно так здесь решили идею мемориала погибшим.

После Льва Толстого покрытие резко ухудшилось, на подъезде к Данкову асфальт пропал совсем – последние 300 метров мы выбирали по разбитой грунтовке. Пришлось отказаться от поездки в Полибино – это опять 50 км в одну сторону, но при отсутствии нормальных дорог поездка может затянуться допоздна. В итоге я так и не посмотрела на водонапорную башню созданную Шуховым. Скорее всего, это была первая Шуховская башня.

Мы проехались по Данкову

и направились в Баловнево. Здесь мы хотели посмотреть Владимирскую церковь, построенную в 1790 году по проекту В.И.Баженова.

Чем дальше от Данкова, тем дорога становилась лучше. Церковь мы увидели издали, но подъезд через деревню не нашли. В итоге прошлись пешком через овраг.

Продолжая религиозно-литературную тематику следующим пунктом нашей программы был Троицкий монастырь в Лебедяни. Крепость-монастырь был основан в 1621 году по распоряжению патриарха Филарета. Строительство крепостной стены приписывается архитектору Фёдору Коню. Разве можно такое упустить?

Действительность нас несколько обескуражила – ни один встречный в Лебедяни не мог сказать, где у них в городе монастырь. И только два сотрудника ГИБДД после продолжительно совещания пришли к выводу, что нам нужен сельскохозяйственный техникум. К счастью, они оказались правы.

Время близилось к 19.00, было тихо и умиротворенно, на мой взгляд, такими и должны быть монастыри.

Без всяких помех мы вернулись в Липец, завершив свое малое кольцо – Липецк-Чаплыгин-Лев Толстой-Данков-Лебедянь-Липецк – общим километражом не более 300 км.

4 мая. День шестой. Пятница.

План: Заборово, Старая Рязань, ночевка в Рязани.

Правильнее сказать: планов практически не осталось. Только желание еще кататься и примерное направление – мне давно хотелось посетить усадьбу генерала Скобелева.

В 10.00 мы выехали из Липецка, на одометре было 1318 миль полета.

Купленный в Чаплыгинском краеведческом музее путеводитель по Липецкой области слегка скорректировал наш маршрут. Первым делом, мы направились в село Вешаловка, где, как оказалось, есть еще одна Баженовская церковь. Мы могли бы посетить ее накануне – она по дороге на Лебедянь, но необходимость доставить младенца вовремя к месту ночлега заставила нас наступить на горло собственной песни.

И это правильно. Поскольку теперь у нас было неограниченное время на любование найденным шедевром:

С трудом покинув Вешаловку мы направились в сторону Чаплыгина-Александро-Невского и далее Заборово. В районе Лебедяни есть еще одна дорога на Чаплыгин – не через Лев Толстой. Она оказалась хорошего качества, что лишний раз подтвердило наши догадки – плохие дороги только в Данковском районе.

Что приятно, Скобелевский музей озаботился о притоке туристов – чуть ли не на М6 уже стояли указатели, и далее на всех поворотах. Так что доехали мы быстро, даже слишком – в 13.30. Данный музей относился к редким музеям с обеденным перерывом. Как раз с 13.00 до 14.00. Мы решили дождаться и за полчаса обошли всю территорию усадьбы.

Когда в 14.00 никто не пришел, мы начали волноваться. Ведь мы были одни в этом безлюдном месте. Вполне возможно, музей сегодня не работал по каким-нибудь причинам. Но в 14.05 появилась милая женщина и провела для нас троих экскурсию, рассказав о больших талантах генерала. Затем, видимо мы ей понравились, открыла церковь, где покоится прах Скобелева.

Далее мы построили себе кратчайшую прямую до Старой Рязани – через Ряжск, Сапожок на Шилово – чуть более 100 км. Мы не ожидали сюрпризов по этой дороге, но неожиданно после Сапожка, в деревне Кривель мы увидели указатель на скит Сергия Радонежского (5 км). 5 км для нас ни разу не крюк. Честно говоря, у меня слово скит всегда ассоциируется с древностью. А тут оказался новодел – подворье Свято-Даниловского монастыря. Но красиво и антуражно.

Видимо, мы еще находились под впечатлением места, когда выехали на М5. А, может быть, нас поразило неожиданно большое количество машин, фур – последние 5 дней мы перемещались по исключительно пустынным трассам, но поворот на Старую Рязань мы не заметили. Зато заметили Кирицы – усадьбу Дервиза.

Конечно, мы не упустили возможности размять ноги и сделать несколько, как потом выяснилось, стандартных кадров – сколько я не смотрела фотографий усадьбы, везде полно кадров подобных нашим. Для отчета постаралась отобрать не самые заезженные.

Ну, а конец путешествия был внезапный и досадный. Почему-то в пятницу вечером в Рязани не оказалось ни одного подходящего нам номера гостиницы. Конечно, грустно, но не смертельно. Грустно – наступил конец путешествию, не смертельно – от Рязани до Москвы менее 200 км хорошей дороги. Выехав в 20.00 из Рязани, в 22 с копейками мы уже оказались дома в Балашихе.