Главная
Статьи
Форум
Москва - Заполярье (август 2007)




По материалам закрытого форума


Yuricon




Часть 5. Ловозерские тундры











Вода в озере действительно жёлтая...



... но иногда в ней отражается небо





Полсаамолёта







Лунные тракторы














Путевые заметки: приехали в Ловозеро. Олени в тундре, никого нет. Поехали в Ловозёры [горный хребет]. Дико, но симпатично.
Вернулись в Ловозеро. В гостинице проживали дети-интернатовцы из удалённых сёл (Краснощелье и пр.), которые учились в ловозерской школе. Дети, естественно, играли в коридоре. А в соседнем с нами номере жил нуэйт. Сотрудницы гостиницы сказали, что очень дано живёт, никто не помнит, когда поселился. Так вот, когда дети играли, нуэйт выходил из номера (как правило, задевая рогами за косяк и при этом тихо выругиваясь по-лопарски) и произносил одну и ту же фразу: "Ребята, нельзя ли потише? Сегодня был трудный день, и я хочу отдохнуть". Дети тут же расходились по номерам или убегали на улицу, и нуэйт скрывался в номере. Один раз я застал его в магазине: он покупал шпроты и хлеб. Все с ним обращались очень почтительно. А рога у нуэйта были просто огромные, даже трудно представить себе оленя с такими рогами. Хотя мало ли что в природе бывает.
В одну ночь я выбежал на крыльцо гостиницы снимать звёздное небо и вдруг увидел нуэйта, тихо певшего песню Ясного Утра. Тогда я первый раз увидел его бубен - почти овальный, потемневший, с кровавыми узорами ольховых рисунков на коже, с тихо перестукивающимися амулетами из оленьего рога и дерева.
Бубен уже отзвучал и просто стоял, прислонённый к ограде крыльца.
Я не удержался и спросил:
- Скажите, а почему нуэйты носят рога? Какое в этом значение?

И совершенно неожиданно услышал в ответ луввьт:

"Ни для кого не секрет, что произошли саамы от оленей. Паслись от предгорий до равнин, страдали от волков и росомах, радовались обильному корму, по осени хирвасы боролись за важенок, по весне встречали телят... Так было всегда.
Но однажды родились от Мяннташша, хирваса-вожака, странные телята: пока пыжиками были - олени как олени, а как в пору неблюев вошли, стали на двух ногах ходить, хоркать меж собой по-особенному. Другие олени их не понимали, хотя и не сторонились.
Зато, когда волки напали на стадо, странники отбили их палками - ни одного оленя не погибло. Передовых волков смерть застала, остальные с поклоном пришли, в собак обратились, стали помогать выпасу.
Так и завелось.
Однажды пурга случилась, сильная, с гор пришла. И Солнце закрыло , и Луну. Много оленей пало. Мяннташш был вечным, он воззвал к богам, стараясь сохранить род. И ответили боги: пусть уйдут двуногие от стада, пусть сами живут. Но как же бросит детей своих Мяннташш? Не покорился он, вывел стадо за хребет, уберёг от пурги.
И тогда услышал суд богов: быть посему, пусть живут оленные люди со стадом, но чтобы не забывали корней своих, будут сопровождать их учителя оленьи, традиций хранители. Десять хирвасов отобрал Мяннташш, определил в людские наставники. Отсюда пошли нуэйты, и наши рога - дань роду, символ Великого Равновесия. С тех пор у любого нуэйта рога о десяти ветках - ни больше, ни меньше, в память о десяти прародителях шаманского колена."


Продолжение следует, нахимовцы, да хранит вас Великая Сила.

К содержанию








Рейтинг@Mail.ru