Москва - Карелия (январь 2007)

По материалам сайта http://autotravel.org.ru/

Neorb

Еще в прошлом году находясь под впечатлением от проведенного на безлюдном острове на Онежском озере отпуска задумали мы осваивать северное направление, тем более, что от скуки и от уровня сервиса на нашем «матрасном» юге ехать туда никакого желания больше нет.

Так как экипажей было два и взрослого населения целых четыре штуки, то путешествие получилось настолько разноплановым, что наверняка многие нашли бы что-нибудь интересное для себя. Обязательных пунктов программы получилось как минимум два: Карелия и Питер. Поразмыслив, было принято решение, дабы уставшими, грязными и прокопченными после карельских костров не распугивать мирных питерцев и других гостей северной столицы, начать наше путешествие с Питера. В прошлом году ездили на Спектре четверо взрослых, один ребенок и гора шмоток. В этом году мы решили облегчить жизнь Спектре и, вторым болидом выступало доблестное детище автопрома ВАЗ 21011. Общая протяженность пути составила около 3,5 тысяч километров. На все про все 10 дней. К разработке маршрута в этот раз ваш покорный слуга не имел никакого отношения. До последнего дня работа не давала даже задуматься об отпуске и поэтому в основном проработкой маршрута занималась супруга с помощью другого экипажа. Забегая вперед, скажу, что супруга призналась в том, что это было первое путешествие, в котором даже непосредственно время в пути не напрягало, хотя прав у нее нет и машину, соответственно, не водит. Происходило это из-за того, что проработав маршрут по карте супруге пришлось самостоятельно искать дорогу и если в городе это сводится к прочтению надписей на указателях, то в лесу это, как правило, более творческий процесс.

Выехали в четверг в районе одиннадцати. Заночевать решили в гостинице Валдай непосредственно в городе. Порадовали удобства с горячей водой в номерах и персональный гараж под окнами за 50 рублей в ночь.

Выспавшись рванули дальше и с бодрячка обошли раритетный спортивный экипаж внешне похожий на СААБ.

Оказывается это был один из участников автопробега Пекин-Париж посвященного проводившемуся в начале прошлого века пробегу.

Представляете какие тогда дороги в Сибири были?

В Питере встретили еще один экипаж из этого же автопробега.

Питер с точки зрения быта не был продуман нами вообще никак за что мы и поплатились субботой в течении которой мы ездили по квартирам из одного конча города в другой. В результате все-таки нашли приют как хотели в старинном здании на Васильевском острове недалеко от Дворцового моста.

Ну, про Питер рассказано многими и мало кто из москвичей там не был. Попали как раз на белые ночи. На развод мостов был разбужен насильно и только из-за стойкости семилетнего сына и укоризненного взгляда супруги. Еще впечатления от Исаакиевского собора. Если не ошибаюсь 260 ступеней. Без задней мысли залетел туда без передышки, за что получил незабываемое головокружение и потемнение в глазах. Сто десять кило и офисные будни делают свое черное дело.

Отдельный комментарий по манере езды питерских водителей: господа полный респект и уважуха. Если и врывался путая стройные ряды вежливых и аккуратных водителей какой-нибудь хам на джипе, то в десяти случаев из десяти это был крендель с московскими номерами. Ездить действительно приятно, несмотря на пробки.

В Питере провели четыре дня и дальше по плану необходимо было обогнуть с запада Ладожское озеро. Выехав из Питера совершенно случайно посетили только что открывшийся ежегодный фестиваль каякеров на лосевских порогах, где супруга с сыном попали под интервью местного ведущего. Раньше сами тоже увлекались водным туризмом, но с рождением ребенка, к сожалению, с каяками-байдарками завязали.

Встать с палатками рядом с толпой не рискнули и отправились дальше. После Приозерска нашли неплохую стоянку недалеко от обелиска посвященного защищавшим эти края в августе 41-го артиллеристам.

Дальнейший путь нам предстоял в непосредственной близости от финской границы. В этом было самое слабое место нашего путешествия, так как по слухам, с 2007-го года была расширена приграничная зона и якобы проехать вокруг Ладоги в этом месте отныне нельзя, если только не сделать приглашения через родственников проживающих в приграничной зоне. Ну, понимая в какой стране мы живем и предварительно запасшись магарычом мы все-таки решили осуществить задуманное и все прошло благополучно. Мы просто никого не встретили и везде спокойно проехали. По дороге попалось самое древнее поселение карелов - Куркиёки.

До Сортавалы дорога пролетела незаметно. Там мы впервые столкнулись с проблемами – обломался наш визит на Валаам. Короче, недопоняли друг друга, видимо сказалась усталость. Дабы не терять время решили двинуться дальше.

Следующим пунктом нашей программы было посещение горного парка Рускеалы –мраморный рудник, заполненный водой и оснащенный лодочной станцией.

Зрелище действительно завораживающее: отвесные мраморные стены, зеленая вода, гроты, заполненные водой.

По дороге в Рускеалу прямо с трасы виден симпатичный порог. Есть обустроенный съезд, летнее кафе и место для парковки.

Переночевав в Сортавале и после еще одной неудачной попытки попасть на Валаам, двинулись дальше вдоль Ладоги.

Целью путешествия на этот раз был водопад Белые мосты. Еще до путешествия супруга нашла описание дороги до этого водопада здесь: http://turizm.lib.ru/c/chuksin_n/nevo_t.shtml . Многие автотуристы не могли найти этот водопад и это нас как раз, и подстегнуло заняться его поиском.

Самым популярным водопадом в Карелии традиционно считается Кивач, но на самом деле Белые Мосты нам понравился больше. Просто Кивач находится практически на трассе, а вот Белые Мосты мало того, что далеко от крупных населенных пунктов (самый близкий Питкяранта), так его еще найти нужно. Именно эта часть путешествия понравилась нам больше всего, не смотря на то, что дорог там практически нет.

Проплутав полдня и доехав, наконец, до конца дороги, где мужички валили лес, мы выяснили, что учесали вообще не в ту сторону. Найдя, наконец, нужную дорогу усеянную большими валунами, мы сначала решили оставить машины и пройтись пешком рассчитывая, что идти придется один километр, как было указано в описании. Пройдя пару километров и увидев, что идти придется еще как минимум столько же, решили вернуться к машинам и попытаться все-таки проехать.

Ну и кто сказал, что у Спектры низкий передний свес. Супруга с ребенком ушла вперед и она была в шоке увидев как я гордо заруливаю на поляну перед водопадом. Она еще могла представить, что 11-ая доедет до конца, но от Спектры явно такой прыти не ожидала. Нужно добавить, что 11-ая до водопада не доехала из-за длинного заднего свеса.

Да, чувствую не даром мы планируем прикупить этой зимой Соренто. Уж ему мы найдем подходящую дорожку.

Полазив пару часов в окрестностях водопада по совету нашего смекалистого друга мы вернулись по этому подобию дороги до озера Руокаярви на нем встали на ночевку.

Хочу добавить, что с момента начала нашего путешествия прошла уже неделя и именно в этот день на этой стоянке я наконец-то прочувствовал, что я нахожусь в отпуске, чему немало поспособствовала прихваченная бутылочка Аквавита презент от наших немецких партнеров.

Ну что еще нужно для счастья?! Увлекательное путешествие с друзьями, интересная и сложная дорога, красоты русского севера, ночевка с костром и гитарой на берегу тихого и гладкого как зеркало озера.

Проснулись мы от хлопающего звука, который издавал полог нашей палатки. Оказывается за ночь все небо затянуло тучами, поднялся ветер дождь полил как из ведра. Вот тогда-то мы и вспомнили совет нашего товарища не оставаться на живописной поляне у Белых Мостов. Там и всухую погоду луж хватало, а в дождь и с учетом скрывшихся под водой камней шансов выбраться было ноль. Со слегка подпорченным из-за дождя настроением мы двинулись дальше и выбрались на берег Ладоги в районе Питкяранты. Видимо из-за дождя песчаный пляж с торчащими из покрытой рябью поверхности камнями произвел на нас удручающее впечатление. Единственное, что пришло мне на ум это холодная и сырая зима и цепочка грузовиков пробирающаяся по тонкому льду в сторону блокадного Ленинграда. Короче, задерживаться не стали и в последний раз решили попытаться попасть таки на Валаам. По слухам можно было записаться на теплоход в кафе на самом въезде в Питкяранту. Как нам сказали в этом кафе ближайший теплоход будет через неделю. В итоге решено было выдвигаться к следующему озеру на нашем маршруте. По плану это было Онежское озеро. Упаднические настроения подействовали и в этот раз и вместо того, чтобы пробираться через живописные озера вдалеке от трасс принято было решение объехать Ладогу до конца и выскочить на трассу Питер-Мурманск в районе Олонца. Во время этого путешествия видели достаточно большой участок побережья Ладоги с песчаными пляжами и местами под палатки. Но в середине недели в начале июня и к тому же в такую погоду ни одной палатки видно не было.

После проезда одного из железнодорожных переездов слева открылся красивый вид – сосны на обрыве за железнодорожной насыпью с огромными валунами. Остановившись полюбоваться, справа обнаружили очень красивую дорожку уходящую в лес. Практически у всех возникла ассоциация со сказочным лесом.

Именно не угрюмый и мрачный лес, а какой-то загадочный, волшебный.

В этот день отмахали около 250 километров. Проехали Петрозаводск, Кондопогу и остановились в довольно приятном кемпинге Сандал www.baza-sandal.ru расположенном практически сразу за съездом к известному водопаду Кивач. К этому моменту нам уже поднадоели ночевки в палатке, особенно учитывая постоянный дождь и приличное количество голодных комаров. Поэтому на фразу администратора к сожалению остались только дорогие места в зимнем доме мы заулыбались сказав про себя слава богу. Спать в деревянном вагончике с деревянным туалетом и без душа нам совершенно не хотелось. Когда же мы вошли в обитую вагонкой чистую и уютную комнату с фумигатором на подоконнике, мы сразу поняли, что как минимум пару дней нас отсюда не выгонишь.

На следующий день мы выбрались на экскурсию в Кондопогу. Прежде всего нам хотелось посетить кондопожский дворец искусств и послушать орган. Но нам снова не повезло, так как орган со слов охранника был закрыт на каникулы на все лето из чего мы решили, что видимо он им нужен как раз для того, чтобы наслаждаться музыкой долгими зимними карельскими вечерами.

А летом и так развлечений хватает: грибы, ягоды, комары, в конце концов...

Следующим пунктом нашей программы был «водопад» Гирвас. «Водопад» в кавычках потому что воды в нем нет практически совсем.

Всю ее на себя забирает гидроэлектростанция. Зрелище так себе. Можно, конечно, посмотреть как человек изуродовал природу, но выглядит сие творение весьма уныло. Весь следующий день матрасничали в Сандале, плавали на лодке,

а вечер провели в бане.

Выспавшись всласть было решено продолжать движение к самой северной точке нашего пути Медвежегорску. По дороге довольно красочно выглядели прорубленные в скалах участки трассы.

Единственное, что раздражало, так это многочисленные надписи на этих скалах, сделанные всевозможными васями, федями и прочими недоделанными айвазовскими.

Стоит этот городок как раз у самого северного берега Онежского озера.

Сие стратегическое положение было в свое время использовано финнами при сооружении хваленой линии Маннергейма.

Остатки дотов были обследованы, конечно же, в первую очередь самым мелким участником путешествия. И выгонять из этих укреплений его пришлось, что называется, с боем.

Надо признаться, что диспозиция на этой горе действительно удачная. Пробраться что зимой, что летом практически нереально.

После укреплений было решено посетить местный музей, расположенный в мрачноватом здании, постройка которого была приурочена к предполагаемому визиту Иосифа Виссарионовича, который, в свою очередь, свое турне приурочил к концу строительства канала. Со слов экскурсовода Сталин в Медвежегорске так и не сошел с корабля, а только посетовал, что канальчик получился узковат. По музею прошли достаточно быстро и из того, что наиболее запомнилось, это шпага Апраксина

и упоминание о том, что в этом городе снимались такие фильмы как «Любовь и голуби» и «Четвертая высота». Голубятню из первого фильма радушные медвежегорцы показали нам, а вот сам дом из этого фильма с их слов по пьяной лавочке спалили.

Обогнув Онежское озеро с севера, мы двинулись на юг. Ходили упорные слухи, что дороги по восточному берегу Онежского озера нет из-за того, что финны в погоне за лесом туда еще не дошли. Особенно пугал участок вологодской области перед Вытегрой. В общем, то ли финны туда все-таки дошли, то ли и до севера пара нефтедолларовых миллионов докатилось, но дорога по восточному берегу Онеги есть,

а на вологодском участке таки просто автобан. Населенных пунктов там мало, а если и есть, то коров в них больше чем машин.

В одной деревне недалеко от Медвежегорска увидели церковь с каменным основанием и из некрашеных досок..

На наш вопрос, в каком веке была построена, местные, смеясь, ответили, что в XXI , мол, построена в 2003-м году.

Также порадовали деревянные, сбитые из досок дорожные знаки на дороге.

Обратно в Москву ехали через Вологду и Ярославль с заездом в Кириллов. По дороге посетили Ферапонтов и Кирилловский монастыри.

В первом купили глиняных вазочек и чашек из черной глины,

а во втором ребенок внезапно проникся народным творчеством, заинтересовавшись глиняными игрушками.

Больше всего его поразил Чудо-Юдо-Рыба-Кит с множественными персонажами на разных частях тела бедного зверя.

Ну, вот в общих чертах и все путешествие. Второй год подряд посещая Карелию все больше и больше приходим к выводу, что нужно забираться еще севернее. На следующий год планируем доехать как минимум до Белого моря (Северная Карелия) и если получиться захватить кусочек архангельской области. Еще как один вариант есть маршрут в Норвегию без заезда в Финляндию и Швецию. На самом севере Норвегия как раз соприкасается с Россией. Но до этого еще далеко…