По материалам закрытого форума
Yuricon
Ну что ж, начнём потихоньку.
31 января прибываем на вокзал Пскова. Раннее утро, воздух бодрит, но ни о каком зимнем холоде нет и речи - потеплело действительно глобально. До обеда ещё целая куча времени, которое можно использовать по своему усмотрению. Впрочем, в столь ранний час ещё далеко и до завтрака - хотя бы потому, что город только начинает просыпаться, и общепит не торопится накормить всех страждущих. Садимся в автобус и едем в сторону Гдова, к монументу "Ледовое побоище". Памятник хорошо известен интересующимся псковскими достопримечательностями, однако мало кто может вразумительно объяснить, отчего он установлен почти в полусотне километров от Чудского озера, где, согласно летописям, и произошло историческое сражение. В ясный день с холма, на котором возвышается монумент, можно полюбоваться дальней гладью Псковского озера, но сегодня пасмурно и пока ещё темно для подобных визуальных опытов. Немного подмёрзнув на верховых ветрах, спешим в автобус - греться и возвращаться в город, к розничной цивилизации. По пути к заветной цели останавливаемся у Крома. На его территории ещё пустынно, впрочем, в настоящее время внутри кремлёвских стен Пскова осталось не так много памятников, так что даже и наплыв посетителей несильно насыщает пейзаж. Пожалуй, самые яркие архитектурные достопримечательности нынешнего Крома - это могучие стены с мощными захабами и уцелевшими башнями, фундаменты Довмонтова города и Успенский собор
Очень живописно смотрится Кром с противоположного берега реки Великой, от Ольгинской набережной, куда мы и направляемся.
Далее наш путь лежит на запад. В торговом центре закупаем мелкий провиант и очередные фонарики (ну, есть небольшая слабость к осветительной технике, что тут сделаешь) и выдвигаемся на погост Камно.
За воротами погоста видим ц.Георгия Победоносца XV в., разрушенную и восстановленную. Обычно она скрыта в густой листве, но сейчас хорошо просматривается.
Спускаемся к святому источнику и купелям, немного задерживаемся в долине и снова возвращаемся к нашему автобусу, который берёт курс на Старый Изборск.
Основанное в IX веке поселение называлось Словенск (по имени Словена, сына Гостомысла), а позднее было переименовано в честь молодого князя Избора. В 862 году сюда, если верить Повести Временных Лет, приходит на сидение варяг Трувор. Труворово городище размещается в обширном доле - геологической части Изборско-Мальской долины - ныне в этом месте не осталось никаких памятников существования поселения, кроме гораздо более поздней церкви св.Николая Чудотворца да небольшого элизиума.
При Екатерине Великой чеканится памятная изборская медаль, на которой выбивается надпись о том, что в 864 году здесь умер Трувор. Легенда эта существует и поныне - и старательно поддерживается многочисленными путеводителями, ещё бы, ведь старое кладбище открывается огромной древней плитой, на которой выбито имя Трувора:
Здесь же находим и другие плиты со странными символами. По легенде, под ними покоятся воины труворовой дружины.
Ну и, пожалуй, самым известным символом этой летописной сказки является Труворов крест, высеченный из камня и установленный рядом с надгробьями.
Современные ученые, однако, допускают и иную версию развития тех далёких событий. В частности, предполагается, что автор Летописи временных лет - византийский монах Нестор - пользовался для описания начала Руси ещё более древним скандинавским источником или его неправильным переводом, где шведские слова/сочетания "род" и "войско" были перепутаны с собственными именами Синеус и Трувор. В подтверждение этой гипотезы говорит хотя бы тот факт, что по летописи Трувор и Синеус в 862 году оказались, соответственно, в Изборске и Белозерске (где и умерли одновременно спустя два года), но первые упоминания о Белозерском городище относятся к более поздним периодам, что подтверждается и археологическими материалами. Таким образом, на княжение мог быть зван только Рюрик, прибывший со своим родом и дружиной и севший в Старой Ладоге (а к роду Рюрика принадлежал и Вещий Олег, чей курган возвышается на староладожском городище). А труворова могила появилась гораздо позже описываемых в летописи событий как символическое захоронение, и крест над местом языческого упокоения был также установлен спустя многие годы. Оказавшись у Труворова креста, нетрудно увидеть, что возле его основания лежат обломки второго (возможно - такого же, а может и большего) креста, да и углубление в плите сделано как раз для его установки. В чью память мог быть возвигнут этот крест? Пока нам не удалось этого узнать.
От Труворова городища мы спустились вниз, к Городищенскому озеру - к Словенским ключам (ключам Двенадцати апостолов). Но о том, что было дальше, будет рассказано в продолжении...
|
|
|