Москва - Маньчжурия (июль 2007)

По материалам сайта http://drom.ru/

Москва-Маньачжурия-Москва. Машина - Toyota Corolla 2002 года выпуска, привезена из Сингапура.

Несколько лет назад мы с женой съездили на машине на Байкал. Поездка оставила массу впечатлений и воодушевила на новую. Будучи в Москве, как ни странно, очень скучали по тайге, Байкалу и по Сибирской Федеральной трассе. Дорога, как магнит, тянула к себе, и мы, наконец, решились еще на одно путешествие, но уже подальше. На этот раз планировали доехать до Читы, Забайкальска и по возможности пересечь Китайскую границу.

В планы свои старались не посвящать окружающих родственников и друзей, так как понимания с их стороны не находили, или его просто не было. Все крутили пальцем у виска и говорили, зачем вам это нужно - из Москвы в Пекин летают регулярные рейсы любых авиалиний. Мы изучили проблему со всех сторон. Китай был не настолько неприступен, как раньше. Китайские авиалинии предлагали билеты за 19 тыс. р. туда и обратно, всевозможные туристические компании организовывали туры в Китай любой сложности. Изучив все проспекты, путеводители и отзывы туристов в Инете, все-таки решили ехать на машине своим ходом. Сыграло роль еще и огромное желание еще раз увидеть Байкал, Бурятию и неизвестную нам Читинскую область.

К поездке на этот раз готовились более основательно. В основном это касалось автомобиля. На нашу Тойоту Короллу 2002 года с мощностью двигателя в 110 л.с. поставили защиту картера, сменили масло в двигателе и коробке, тормозные колодки (передние и задние). «Морда» машины и бампер были обклеены скотчем, позже узнали от бывалых перегонов и путешественников, что лучше использовать обыкновенный пластырь. Взяли еще с собой масло для двигателя, запасные колодки передние (предстояло проехать в общей сложности около 12 000 км.), запасные свечи и, наверное, все. Куплена новая аптечка (к счастью, не понадобилась), огнетушитель, знак аварийной остановки у меня был.

На это раз решили ехать северной дорогой, так как на форуме часто попадались отзывы питерцев о том, что дорога через Пермь и Екатеринбург намного лучше. Как мы ошиблись!!!

Выехали из Москвы, как и в прежнюю поездку, ночью 5 июля и поехали на Ярославль, в шесть утра были в Костроме, дорога шла через город и была очень плохая, зашли в кафе попить кофе и погнали дальше. Сначала очень радовались, дороги были пустые, прямые и ровные. Мы катили с большим удовольствием и без напряжения. Правда, в одном месте потеряли бдительность, не заправились вовремя бензином, и тут же пришла расплата за беспечность. Здесь, под Пермью, очень большие перегоны и расстояние между населенными пунктами, хотя кажется, что они рядом друг с другом. Не доезжая до Краснокамска, в районе Екатерининского, заметили, что бензин почти у нулевой отметки. Слегка испугались и решили узнать в ближайшем кафе, где нам можно заправиться. Парень на Газели, добродушно улыбаясь, сказал, что заправка тут рядышком, км 30-50-70, если ехать по прямой на Карагай. Мы испуганно спросили, а нет ли где поближе. Оказалось, ближе - это в сторону от трассы и нашего пути км 20 до Сивы и 10 до заправки. Видя наши унылые лица, он радостно обещал нам: «Не волнуйтесь, бензина до заправки у вас хватит». А если нет, то он нас вечером на обратном пути подберет. Это очень обрадовало и воодушевило. Все-таки до заправки в Сиве мы доехали с горящей лампочкой, так как дорога была очень хорошая и практически пустая. Во второй половине дня нашей радости пришел конец, мы проехали Пермь, и тут начались все прелести Северной трассы. Дорога была настолько разбитая и плохая, что мы выбились из графика, так как ехать пришлось со скоростью 5-20 км в час достаточно длительное время. Надеялись на Тюменские хорошие дороги, где мы наверстаем упущенное. Не тут-то было. Хорошая дорога началась всего только за 200 км до Тюмени. Остальная трасса Екатеринбург-Тюмень - это тихий ужас.

Еще омрачила начало нашего пути неприятность с переключением кондиционера, сломался кран. Пришлось заезжать в город и менять его. Тюмень произвела хорошее впечатление своими новостройками и масштабностью. Было очень жарко и хотелось искупаться. Чуть было не остановились на городском пляже, где все купались, но решили ехать дальше. Теперь наш путь лежал по уже знакомым нам местам и дороге. Через Ишим направились к Омску, дальше на Новосибирск. Дорога Омск-Новосибирск привлекает своей прямотой и пустотой. Едешь и получаешь удовольствие. Но страдает бдительность. Это вам не Кемеровские виражи и серпантины - под Новосибирском можно заснуть от монотонности. Остановились съесть шашлыка у каких-то таджиков. В двойной железной клетке метались два огромных бурых медведя. Тут кто угодно озвереет - в клетке лужи, вода и грязь, а площадь - как собачья конура.

Новосибирск!

Он сильно изменился со дня нашей последней встречи. Как всегда, мы в нем заблудились, и дорогу пришлось спрашивать. Это дало нам возможность исколесить весь город.

Были поражены его красотой. Архитектура новостроек принципиально отличается от того, что мы привыкли видеть в Москве. Нет общих стандартов и сильно высоких зданий. Новосибирцы доброжелательно показывали дорогу.

Следует отметить интересную вещь. За все время пути (14 000 км) нас практически не останавливали гаишники. Видя наши номера, инспектора пытались поднять руку, но, заметив правый руль, так и оставались в немом изумлении и долго смотрели нам вслед.

Наверное, наш правый руль с московскими номерами вызывал удивление не только у гаишников. Все местные жители относились к нам очень хорошо - предлагали помощь, в основном это касалось поиска направления, многие охотно провожали нас, причем, достаточно долго и явно не по пути, как это было в Новосибирске и в Иркутске. А в Тулуне мы долго хохотали, когда остановились на перекрестке, не зная, куда дальше свернуть на Иркутск, вдруг рядом остановился молодой иркутчанин - Иркутск туда! Мы долго думали, откуда он знает, что нам туда.

При выезде из Новосибирска остановились в кафе выпить кофе. Разговорились с армянином. Он приехал в Новосибирск лет семь назад, открыл свое дело и очень доволен своим новым местом жительства. Поговорили о ценах на квартиры, пожелали друг другу удачи и разъехались. Под Кемерово встали в небольшую пробку - произошла крупная авария, в которой участвовали «Газель» и фура - ужас, костей не соберешь, одни ошметки.

Путешествие из Москвы в Манчжурию на Toyota Corolla.

Начались наши любимые места - кемеровская тайга, красноярские сопки. Каждую минуту благодарили Тулеева - дороги под Кемерово замечательные. И, кстати сказать, о путешественниках тоже думают, а не только о покрытии дорожном, - много площадок для стоянки, между прочим, с эстакадами и туалетами, куча заправок и закусочных с душами, саунами и гостиницами. Это особенно приятно, когда такая жара. На минутку выходишь из машины, а плечи и руки уже черные. В одном из кафе встретили ребят велосипедистов - едут 300 км, тренируются, очень живописные.

Вот и Красноярск. Опять заблудились и опять исколесили весь город. Там много новых дорог строится и развязок. За городом много интересных коттеджей. Кажется, люди живут здесь неплохо.

Ну вот и доехали до знаменитой Федералки. В Канск приехали поздно ночью, долго плутали в нем, пытаясь попасть на мост и на дорогу в Иркутск, плюнули в итоге на все и залегли спать прямо в машине, остановившись где-то на стоянке рядом с перегонами.

С утра все было гораздо интереснее , светлее и понятнее. Уже без труда выехали из города, и вот потянулись вызывающие трепет Нижний Ингаш, Тайшет, Нижняя пойма, Алзамай, Нижнеудинск и Тулун, где наконец-то все это безобразие заканчивается.

Путешествие из Москвы в Манчжурию на Toyota Corolla.

На переезде разговорился с украинцами, едущими на Байкал в Горячинск отдыхать, они с Днепропетровска.

Под Тайшетом начали строить дорогу, что вселяет надежду - когда-нибудь весь этот отрезок пути станет проходимым для всех. А сейчас пока здесь можно тренироваться для ралли или проходить курс экстремального вождения. Сразу поняли, какие мы молодцы, что приехали сюда на тойоте, а не на нашей Honda Civic - все-таки у тойоты более приемлемый дорожный просвет, хотя периодически чиркали пузом. Езда здесь напоминает сдачу экзамена в ГАИ с объездом колышков - народ чешет просто поперек дороги, а некоторые ямы своим размером и глубиной напоминают воронки от снарядов или канавы - еще долго думаешь, с какой стороны ее штурмовать, и ловишь себя на мысли - не проеду я здесь, не проеду! Плюс неземная оранжевая пыль.

Очухались от дороги недалеко от Иркутска. Нас обогнал кортеж французских ретроавтомобилей. На них расписано «привет, Германия», «привет, Сибирь» и «привет, Пекин». Подумали, наверное, опять едут из Франции теперь аж до Пекина. Вот народ развлекается! Кстати, немцы тоже регулярно используют наши российские непомерные расстояния для путешествий на любом транспорте - от велосипедов и мотоциклов до разных автомобилей.

Путешествие из Москвы в Манчжурию на Toyota Corolla.

Под Иркутском на остановке познакомились с девушкой - на ее Toyota Corolla Allex спустило колесо. Подкачали колесо, поговорили с девушкой, купили в деревне молока и довольные двинулись дальше. В Иркутск въехали ночью, опять были невнимательны и проехали поворот на Улан-Удэ, пришлось спрашивать дорогу. Молодой таксист сказал: «Следуйте за мной», и вывез нас практически из города на Байкальскую трассу. Была ночь, но все равно решили продолжать путь, просто очень хотелось увидеть Байкал. По дороге водитель какой-то фуры, пьяный бурят, просил ключ на двадцать один, но у меня его не было. Он, кажется, сам плохо понимал, зачем ему нужен этот ключ и что хотел сделать. Однако активно приглашал нас к себе в Монды, а оттуда в Монголию. Мы пообещали, что обязательно приедем. Все-таки мы достигли Байкала! Пытались даже сделать фотки. Ничего не видно, но дыхание Байкала чувствуется. Что самое смешное, нам даже удалось съесть омуля холодного копчения! Ночью какие-то чумаки местные привезли рыбу на продажу. Сразу видно, люди работают. Заснули тут же, в Слюдянке.

Следующий день был просто замечательным, наверное, Байкал оказывает такое потрясающее действие - ощущение, что ты на отдыхе, нас переполняло чувство радости и вдохновения. Едем по берегу Байкала - места настолько живописные, что хочется постоянно фотографировать, но нет трехмерного изображения и нельзя передать все, что мы видели, ни на какой фотографии.

Купили клубнику, набрали две бутылки воды из разных рек. Как потом выяснилось у бывалых альпинистов, нельзя пить в горах воду из разных рек! Только из какой-нибудь одной. Потом всю дорогу до Улан-Удэ у нас болели животы. А водой этой нельзя не соблазниться. В Байкал впадает около 400 речек и ручьев, и вода в каждом чистая, быстрая и прозрачная, и необыкновенная на вкус.

Путешествие из Москвы в Манчжурию на Toyota Corolla.

Бурятия - это замечательное место! Остановились на Селенге. Поели бурятских поз, сфотографировались с бурятскими козлами над мостом через Селенгу, привязали свои ленточки. Как же здесь красиво! Вот куда надо летом приезжать отдыхать! Умеют эти народности места для жизни выбирать! Но наш путь лежал дальше на Восток, а эти красоты навсегда останутся в нашей памяти. Бурятия достаточно пустынна и малонаселенна, нет в таком количестве кафешек и заправок, но все компенсировалось бескрайними просторами нашей необъятной России. Не перестаем ежеминутно восхищаться сопками, изгибами рек, крутыми подъемами и спусками.

При подъезде к Улан-Удэ перед пикетом нас остановил гаишник и пригласил на пикет, как потом оказалось, мы нарушили скоростной режим на 16 км, и нужно заплатить штраф 50 р. за превышение скорости. Очень удобная штука ГАИшная машина при въезде с камерами, где фиксируются все въезжающие машины и скорость. А на пикете своеобразная касса, где взимается плата за проезд. Буряты эти оказались вполне добродушными, тем более, что мы стали восхищаться красотой их земли и природой, и радостно стали рассказывать нам, где еще необходимо побывать туристу. В самом городе выпили очень вкусного бочкового кваса и на заправке залили бензин в машину.

Ехать по нашим меркам осталось всего ничего, около 1 800 км, и мы двинулись дальше на Читу. Как всегда, навстречу нам неслись, как оглашенные, на бешеной скорости перегоны, а дорога проходила по изумительно дивным местам. Без преувеличения можно смело назвать Читинскую область какой-нибудь «русской Швейцарией», если это выражение здесь уместно. Сосновые сухие леса, сменяющиеся огромными полями розово-фиолетового иван-чая, сопки причудливой формы, и даже горы, настолько живописные, крутые изгибы дороги, как на настоящих горных перевалах. Никого уже здесь нет. Ни одного гаишника и, в общем-то, ни одного человека. Редкие населенные пункты (села и деревни при железнодорожных станциях) достаточно далеко от читинской трассы. Дорога хорошая, но местами покрытие не очень, трещины, изломы, ремонт. Плюс ландшафт такой, что сильно не разгонишься - рискуешь не вписаться в очередной крутой поворот. Жизнь и наше путешествие продолжались. На перегоне нам попался парень автостопщик, в характерной ядовитой желтой майке. Его подобрала следующая за нами машина. Пока мы останавливались перекусить в одном из кафе, они нас обогнали и километров через тридцать опять его увидели. Решили посадить. Оказалось, земляк, живет почти рядом с нами, молодой парень, 26 лет. Работает в Москве курьером, нерегулярно, т. к. почти пять месяцев в году путешествует автостопом. У них целое движение такое - главное, чтобы ехать бесплатно. А сейчас он едет аж на Сахалин. Нигилизма в нем! Пусть, говорит, весь мир под меня подстраивается, а не я под него! Потом, однако, выяснилось - все очень просто: парень от армии косит, еще немного осталось - в 27 лет военкомат к нему интерес потеряет. Ехал он с нами часов пять, т.к. в Чите наши пути расходились - ему на амурскую трассу, а нам в Забайкальск. Кстати сказать, в Чите крайне неохотно покинул нашу машину, кажется, забыл даже спасибо сказать.

Вот и Чита! Дорожная развязка и указатель на Забайкальск. А темно, около часу ночи, город светится многочисленными огнями. Осталось около 500 км по нашим подсчетам.

За почти шесть дней пути мы уже порядком устали, и честно говоря, даже не верилось, что мы когда-нибудь достигнем цели, которая казалась нам такой далекой и расплывчатой.

Поели в бурятском кафе и завалились спать, поняв, что сегодня больше ни метра не сможем проехать. А в семь утра начался наш последний этап. Кончилась Читинская область, мы въехали в Бурятский Агинский автономный округ, закончился читинский лес, начались бурятские сопки с аккуратными (ровными, построенными как по линеечке) домами, коровками и лошадками. Однако стали замечать трех-, четырехэтажные дома в некоторых поселках в стороне от дороги без окон. Долго спорили, что это за новостройки такие недоделанные. Оказалось, все просто: раньше на границе с Маньчжурией стояли наши воинские части, и все местное население здесь и работало, после вывода войск все пришло в упадок, люди остались без работы. В общем, трудно не заметить грязь, разруху, разбитые дороги и нищету до самой границы с Китаем.

К самому Забайкальску проехали с трудом. Грунтовая ремонтирующаяся дорога. Въехали и не знаем, что делать, куда дальше нам нужно ехать, притормозили, у мужика в телогрейке спросили, где граница, он махнул неопределенно куда-то рукой. Потом поняли, что местные жители называют это место очень просто «МАП». Подъехали к этому МАПу и встали в очередь.

Время было читинское 13:00. В поле стоит забор и домик - вот тебе и вся граница. Многочисленные турфирмы занимаются только переправкой через границу. Хотели спросить о турах каких-нибудь. Изумление в глазах - нет, мы только делаем визы. Сажают людей в автобусы и группой переправляют. Все-таки решили проехать таможню на своей машине и вкусить все радости таможни. Вот она очередь - наш Читинский лес, металлолом, они как раз и не стоят в очереди долго, смотрим, уже их нет - пропустили. Стоя в очереди выясняем, чего еще не знаем. Машина наша из Москвы одна, в основном народ с читинскими, бурятскими, иркутскими номерами. Отстояв в очереди, заехали на Российскую часть таможни. Таможенник заставил меня сложить вещи в сумки и пронести через сканеры. Напрасно я пытался его уговорить, что мы едем из Москвы, и все вещи хаотично разбросаны в багажнике. Потом все это закончилось, и мы стали ждать на площади (нейтральной полосе). К сведению, никаких удобств здесь нет, а люди могут ждать иногда сутки.

Путешествие из Москвы в Манчжурию на Toyota Corolla.

На китайской таможне оформили пятидневные визы, всего 660 р. за одну визу, позже выяснилось, что можно оформить визу на 10 дней - 780 р., или на полгода, тоже недорого. Опять все наши вещи пришлось пронести через сканер. Китайцы при осмотре перерыли всю нашу машину, включая диски в бардачке и все остальное. Ничего не оставили без своего внимания. Встречающую фирму нашли сразу, а вернее, это они нас нашли - достали эти китайцы! За их услуги они просили 1 500 р., которые нужно заплатить при выезде из Китая. Пройдя границу, сразу выяснили, что сделали глупость, не оформив 10-дневную визу. Тут же на границе было много русских фирм, организующих туры в Далянь на Желтое море по смешным ценам, куда мы в конечном итоге и хотели попасть.

Маньчжурия!!!

Тут и все началось! Как будто вошли в кривое зеркало!

Там, на Российской территории, грязь, разбитые дороги, пустые дома, а здесь как в сказке! Широкие ровные черные дороги, аккуратные невысокие дома, каждый не такой, как другие и в то же время видно, город строится по единому проекту. Чистые, ровные улицы, асфальт, тротуарная цветная плитка, отдельно - дороги для велосипедистов. Каждый дом - архитектурное произведение, внизу и первый этаж - ресторанчики и магазины. Вывески на русском и иероглифы, причем русские вывески, рекламки и визитки все с ошибками (нет, наверное, русских консультантов). Рядом с таможней - «Русская площадь» - наш Гагарин, Рабочий и Колхозница, статуя Суворова, ряд матрешек и огромных пасхальных яиц (все для нас дорогих). Дальше огромное круглое здание, типа монгольский конференц-зал, попросту большая юрта. А время! Разница с Забайкальским два часа.

Путешествие из Москвы в Манчжурию на Toyota Corolla.

В общем, Маньчжурия - маленький муравейник. Китайцы постоянно в движении, строят, возят, носят, снуют. Город продолжает строиться. Большинство домов все в «лесах» - красят, штукатурят, и все на наших глазах. Они работают с раннего утра и до позднего вечера.

Въехали мы на китайскую территорию в 21:30 по Забайкальскому времени. Итого на границе мы провели почти восемь часов. Тут начались наши приключения. Не успели свернуть на улицу номер один (они все по номерам), как нас тормознули местные полицейские и под предлогом, что я курю за рулем, отобрали права. И выписали штраф на 150 юаней, оплачивать который надо было неизвестно где. Надо сказать, что когда им надо, то они ничего не понимают по-русски, потом оказывается, все знают. Мы страшно расстроились, еще устали, практически целый день ничего не ели. Короче, состояние ниже всех отрицательных отметок. Хотели остановиться в гостинице, зашли в первую попавшуюся, какое-то захолустье, сразу сбежали. Решили сначала выкупить права, остановили таксиста, показали ему квитанцию, она вся в иероглифах. Он ни бельмеса по-нашему, но сразу смекнул, в чем дело, и повез нас в отделение ГАИ. Оказалось, штраф надо платить только в юанях, а у нас валюты не было. Таксист повез нас скорей в какую-то лавочку, где мы по грабительскому курсу купили 100 юаней. Кое-как оплатили квитанцию и помчались назад, где у нас отобрали права. Когда этот страж порядка наши права доставал, выяснилось, что у него уже целый ящик наших российских прав и ПТС.

Мы пожелали им здоровья и поехали опять в город. Дальше было еще интересней, это «чудо»-таксист стал считать, сколько мы ему должны, оказалось 550 юаней. Наверное у нас на лбу написано, что мы в Китае первый раз. 550 юаней - это около 1 800 р. Мы дали ему сначала 1 500 р., он требовал еще... Мы долго не могли понять, что не так, сами подсчеты производили с трудом, так как пока не ориентировались в курсе, думали, что его не устраивает валюта. Предложили 20 долларов, он выхватил у нас из рук все деньги, а когда мы стали доказывать, что это слишком много, то он стал махать руками и ругаться. Итого мы потратили на такси около ста долларов, хотя такси в Маньчжурии стоит копейки. Деньги возвращать он, конечно, не стал, потом отвез нас в гостиницу, где нам объявили цену за номер - 480 долларов, хотя здесь и цен таких нет. Мы сказали: вези нас в другую, другая была немного дешевле - 300 юаней в сутки. Мы плюнули на этого таксиста и решили пойти поесть. Перешли дорогу и вошли в первую попавшуюся закусочную. Это была китайская лапша. Но нам было уже все равно, есть это было большей частью невозможно, мы взяли себе по кружке пива. Тут же человек шесть китайцев сидели за длинным столом, что-то отмечали. Видимо, конец рабочего дня. Они стали над нами смеяться, как мы едим палочками. Тогда мы угостили их двумя пачками парламента, а они пригласили нас за свой столик, заказали нам пива и то, что можно было есть. Завязалась оживленная беседа, двое из них - Федя и Володя (они все дают себе русские имена, по крайней мере, в Маньчжурии) очень неплохо говорили по-русски. Многие китайцы здесь работали в России, где-нибудь в Чите или где-то еще. Мы их здорово повеселили, когда пытались что-нибудь по-китайски сказать, пользуясь нашим русско-китайским разговорником. Они ничего не поняли, пока мы им иероглифы не показали. Посидели мы с ними здорово. Узнав, что мы только что пересекли границу, Федя устроил нас в гостиницу «Интурист». Наш роскошный номер стоил 150 юаней в сутки. Федя нам еще показал свой гараж рядом с домом с автоматическими воротами и предложил нам поставить там свой автомобиль. В довершении всего, Федя и Володя дали нам свои номера телефонов, показали свой офис, и взяли с нас обещание, что мы их найдем завтра.

Теперь гостиница - большая современная, все как положено, холл, кожаная мебель, огромный ресторан и конференц-зал, бассейн, четыре лифта, интернет кафе, ковры, электронные ключи. Номер большой, две двуспальные кровати, роскошная душевая кабина. Короче, очень комфортно.

Путешествие из Москвы в Манчжурию на Toyota Corolla.

И мы начали отдыхать... Вечером пошли гулять, осматривать окрестности, заодно поесть. Еда!!! Это отдельная песня в Китае! Миллион ресторанчиков и ресторанов. Необыкновенная китайская кухня. И главное - цены!!! На 150 руб. до отвала наедаются три взрослых человека, еще остается, и при этом сюда входит, например, четыре больших кружки пива. Первый вечер мы ужинали в Байкале. Там два тусовочных русских ресторана рядом с Интуристом. Наш народ отрывается там по полной программе: пьют, едят, танцуют, разговаривать там неудобно - постоянно гремит музыка. А порции у китайцев о-го-го! Кстати, китайцы сами просто заказывают несколько блюд, а потом едят все из одной тарелки, потому что одному человеку все съесть нереально. Да, у них нет десерта! И мороженого тоже, кроме замороженного фруктового сока. Мы, кстати, и старались есть только в чисто китайских ресторанах, в подвальчиках. Там не так чисто, простенько (железные табуретки и столы прикручены к полу), но зато кухня изумительная. А когда китайцы пытаются приготовить русские или бурятские блюда - лучше это не есть, потому что китайцы и наша солянка или борщ не совместимы.

Китайцы народ неоднозначный. Наверное, как и везде, люди разные. С одной стороны, они очень дружелюбны и вызывают даже симпатию, а с другой, бывают агрессивны, неприветливы и даже хамоваты. Понятия китайцы и сервис несовместимы. У них всегда грязные столы, они забывают про салфетки, палочки, не принесут стакан, пока не напомнишь, не уберут вовремя грязную посуду с твоего стола, но при этом будут сидеть и ждать до полуночи, когда ресторан уже должен быть закрытым, а мы оживлено беседуем за столом, и они тихо, как мыши, сидят и ждут и даже не пытаются подойти и напомнить о времени. И в тоже время, обслуживая тебя в магазине или делая тебе массаж, они могут долго и радостно разговаривать по своему сотовому телефону, не обращая на тебя никакого внимания. Девушки на ресепшн просто хамки. Непонятно, они сами по себе такие или русские их так испортили. Когда китайцы что-то продают, они прилипчивы до ужаса. Иногда становится страшно. Что касается шмоток - все просто: хорошие стоят достаточно дорого, а ерунды подешевле и у нас навалом. Но отдельная песня - техника и автозапчасти. За этим стоит сюда приехать. Кстати, все маникюры, наращивание ногтей, массаж и другая лабуда стоит безумно дешево. Короче, мы наслаждались жизнью. К вечеру второго дня сидели в кафе отеля и решили узнать у парня, сидящего за соседним столиком, что-нибудь по поводу интернета в гостинице. На самом деле я его давно заприметил, потому что из наших сибиряков не ходит здесь никто с ПК .Оказалось, земляк из Москвы. Приехал в Забайкальск по делам. Какой-то груз у него завис в Пекине. Оказывается, 80% китайско-российских перевозок идет через Забайкальск. Но цены такие, что дешевле груз из Пекина везти самолетом. Серега был очень рад, что нас встретил, а то ему пять дней куковать здесь одному. Мы поделились впечатлениями и находками друг с другом и дальше стали вместе тусить и гулять по Маньчжурии.

Вечером стали искать ресторан, где готовят живую рыбу. Короче, сазаны плавают в аквариуме, их вылавливают и минут через пятнадцать приносят вам на стол в соусе! Как они успевают -непонятно, но это очень вкусно! Плюс еще салаты, баклажаны и разнообразный рис в мисочках, и, конечно, пиво по две кружки на брата местного производства. И эти две огромные рыбины! А заплатили мы за все 120 юаней (около 400 рублей).

Путешествие из Москвы в Манчжурию на Toyota Corolla.

Утром следующего дня (уже третьего) решили заняться делами - пошли в наиболее крупный центр автозапчастей и выбрали резину для нашей Toyota Corolla. Данлоп. Здесь она стоит ровно в два раза дешевле, чем в Москве, мы отдали 4 000 рублей. В качестве бонуса установка бесплатно. Продавцы завезли нас на окраину, там был какой-то техцентр, станция кузовного ремонта, мойка и шиномонтаж.

Мы решили еще к колесам помыть машину и поменять масло, а еще у нас сломался кран подачи антифриза. Китайцы кивали - все сделаем! Поговорили с нашими читинскими ребятами - они тоже здесь в Маньчжурии все ремонтные работы осуществляют - кузовные работы значительно дешевле.

Надо сразу сказать - китайцы хоть и очень трудолюбивые, но безрукие, и надо смотреть за ними, что они делают. Колесо одно нам перекачали. Кран поставили, но он тек, заставили их хомутики подтягивать, у них к тому же не оказалось крестообразной отвертки, пришлось доставать свою. Поддон нам отворачивали целый час. Короче, все по-китайски. Мы потом в Иркутске на подъемнике машину проверяли, что у нас закручено, а что нет. Зашли в подсобное помещение, пока ждали машину. Ужас: комнаты с рядами железных двухъярусных кроватей, серые бетонные полы и стены. Тут же рядом сортир, здесь же свалены в кучу на полу баклажаны и капуста. Пожилая китаянка что-то готовит. У них там еще принято - они могут и лапшу свою есть, и с вами разговаривать. Вечером обмыли наши колеса бутылкой виски, и пошли гулять.

Обходя пруды (или озеро) с другой стороны, услышали, кто-то зовет Игоря. Оказалось, Володя! Наш знакомый китаец. Узнал нас и бежит за нами. Тут выяснилось, что находились мы в очень интересном месте. Это типа национальный ресторан - русские избушки и монгольские юрты двумя рядами. Володя - достаточно крупный коммерсант, торгует и с Россией в том числе, а ресторан какого-то его родственника. У них там у всех родственники кругом. Короче, мы решили поужинать в монгольской юрте. Конечно, Володя с нами. Надо сказать, беседа не смолкала ни на минуту. Володя нам рассказывал о Китае, о Монголии. Начнем со стола - есть это нельзя. Сначала принесли приправы в разных мисочках, но очень острые, и соусы. Штук десять. В одной из мисок крупа - по виду просто пшено. Едят это просто так. Далее горячее - огромный кусок вареной бараньей печени, маленькие шампуры с шашлыком и вареное мясо - оковалочек такой, грудинка на кости. И кровяная колбаса!

Путешествие из Москвы в Манчжурию на Toyota Corolla.

Да, еще китайская водка! Анисовая, вонючая. Пьется тяжело, но зато утром как огурцы, никакого похмелья. Кстати, китайцы сами стараются много не пить. У них очень маленький порог между наркотическим и токсическим действием. Они даже пиво пьют маленькими стопочками. Потом принесли чай, что-то наподобие геркулесового отвара. Володя сказал, что в Монголии народ очень бедный. В Китае монголы покупают большой кирпич самого плохого чая, отламывают по кусочкам и пьют целый год. Говорили о бизнесе, о Маньчжурии, о ценах на квартиры, о китайских семьях. Сейчас им разрешили иметь двоих детей. А третий считается нелегалом и даже не может получить паспорт. За второго они должны сами платить за образование, и дотации на него не получают.

В общем, мы остались довольны этим интернациональным ужином.

Последние два дня в основном ходили по магазинам и по рынкам, покупали подарки, чай и водку со змеями.

Настало время отъезда. Нам не хотели отдавать наш паспорт противные девицы на ресепшн, требовали руководителя нашей группы. Нам пришлось звонить нашим китайским друзьям, и Федя урегулировал этот вопрос. Проводив Сережку на его автобус, мы погрузились в машину. Мы уже вполне освоились с китайскими правилами дорожного движения - китайцы все лезут в наглую, никого не пропускают, постоянно сигналят и давят всех пешеходов.

Путешествие из Москвы в Манчжурию на Toyota Corolla.

Мы поехали в сторону таможни. По дороге сфотографировались на площади с русскими скульптурами. Заняли очередь на таможне. С трудом нашли представителя нашей встречающей фирмы. Опять же отметили, что автобусы с туристами проезжают через границу очень быстро. Встали в очередь. Наш народ везет все. Китайскую часть прошли достаточно быстро. При выезде из Китая китайцы наши машины выпускают с закрытыми глазами. И вот мы снова на нейтральной территории. Опять нам не повезло - было воскресенье, народу куча. Выяснилось, что у наших таможенников какой-то перерыв. С китайской стороны нет практически никого. Беседуем с людьми. Все интересуются, откуда у нас такие номера, никто нам не верит, или интересуются, что мы здесь забыли. Мужик рядом с нами на мерсе хвастает своим новеньким переносным ДВДишником. Супружеская пара объясняет нам, каким бизнесом здесь все местные занимаются. Китайцы платят нашим за то, что они провозят через границу по 35 кг на человека (около 6 тыс. рублей за поездку). Люди пересекают границу и тут же скидывают все шмотки в Забайкальске. А дальше едут домой. Уже в темноте, часов в одиннадцать наконец-то подходит наша очередь. Подходим к таможеннику и объясняем, что едем из Москвы, и у нас в багажнике наши личные вещи, а товаров нет никаких. Он устал, соглашается, просит открыть багажник, ставит штамп и все. Наш мужик на мерсе попадает. Таможню интересует только вес, больше ничего. Вези, что хочешь, но не более 35 кг на брата. Мужика нашего заставляют выгружать все, включая два запасных колеса - он два колеса поменял, а два других оставил про запас, в багажнике у него все было аккуратно уложено, какие-то полочки, мелкие предметы. В общем, все это ему пришлось выложить на весы вместе с колесами. В итоге ему все-таки пришлось доплатить за перегруз. Таким образом, приехав на таможню в шесть часов вечера, выехали на Российскую территорию мы в начале двенадцатого. Было темно, хотелось дико есть и спать, но решено было отправиться в путь - показалось страшновато останавливаться в этой местности.

Хотя дорога была не очень хорошая, и темнота кромешная, оставаться здесь не решились, пристроились в хвост впереди идущей машины, так и проехали всю ночь.

А утром мы были уже в Чите, пришлось заехать на сервис поменять лампочку от фары. Спросили более удобную дорогу из города, но выяснилось что все дороги из города в сторону Улан-Удэ были перекрыты ГАИшниками, которые вместо того, чтобы сразу сказать, что трасса перекрыта, послали нас в объезд.

Путешествие из Москвы в Манчжурию на Toyota Corolla.

Исколесив всю Читу, мы узнали, что здесь проходит велогонка, и до двух часов нам пришлось куковать и ждать, когда же все это закончится. Часов в десять вечера были уже в Улан-Удэ и стали искать гостиницу, в одном месте номеров не оказалось, и мы погнали дальше. Сколько раз говорил себе, что очень хорошо, что мы ведем машину вдвоем. Как ни крути, а все-таки можно поспать на заднем сиденье. Какой ни какой, а отдых. Часов в десять следующего дня мы были уже в Слюдянке. Перед этим проехали много красивых мест, где хотели остановиться, думали, что еще успеем, но вот уже и Култук, и дорога на Иркутск. Все-таки решили развернуться, найти место и отдохнуть, заодно искупаться в Байкале. Нашли первую попавшую гостиницу (наверное, еще советскую), сняли номер. Душ на первом этаже, номер на втором, в номере пахнет какой-то карболкой и другими дезсредствами, телевизор, за который взяли отдельно 200 рублей и торжественно выдали пульт, оказалось, что он просто не работает. Хорошо, что постельное белье мы везли с собой из Москвы . Из мебели - два дивана, один узкий, разложен и застелен. Маленькое деревянное окошко. Душ!!! Просто сказка. На дороге в маленьких мотелях он намного приятнее и чище. Двери не закрываются. Наверное, в местах не столь отдаленных душевые кабинки и то лучше.

Слюдянка! Три кафе на весь город, два были из них закрыты. Кафе «Кристалл» - китайская кухня! И цены!!! И никого нет. Дома двухэтажные, деревянные и каменные, старые и грязные, кругом мусор. Железнодорожная станция. Женщины стирают вещи в Байкале, тут же моются сами. На берегу кучи мусора - банки, бумажки и прочая лабуда. Хотя водя чистая, сладкая, студеная и прозрачная. Крупные камни и галька на берегу. Ничем его не изгадишь и не испортишь - Байкал. А с нами в гостинице остановились немцы на мотоциклах. Любят они по России на мото разъезжать. Вот они радуются, наверное, нашему экстремальному образу жизни и, конечно же, дорогам. Хотя пейзажи бесподобные.

Теперь снова Иркутск.

Путешествие из Москвы в Манчжурию на Toyota Corolla.

Загоняю на подъемник машину, смотрят ходовую, мастер сказал, что все ок и ничего с нашей машиной криминального нет. С сердца упал камень. В нескольких местах так приложились, что думал все, приехали, и от ходовой машины совсем ничего не останется.

А тут человек взял и сразу успокоил. Вот в очередной раз восхищаюсь японским автопромом.

И снова однотонная дорога вперемежку с плохой, где приходилось сразу просыпаться. Как-то в легкую, проскочили федералку под Канском. Дорогу на Москву оказалось найти гораздо проще. Решено было возвращаться по южной дороге через Челябинск и Уфу.

Под Новосибирском подошли к дальнобойщикам и спросили, как они обычно едут в Челябинск. Так как дорога на Курган была очень безлюдной, а в Челябинске народ откуда-то появлялся. Ребята попались хорошие и сразу объяснили нам, что ехать надо через Ялуторовск, который на полпути между Ишимом и Тюменью. Рассказали, что дорога очень хорошая, но км 15 грунтовая. Нас грунтовыми дорогами уже давно не испугаешь, такое попадались на нашем пути! Все время пути до Челябинска были очень благодарны этим людям, дорога оказалась действительно очень хорошая и спокойная. К ночи были в Челябинске. Так измотались, что даже не стали искать место для ночлега. Остановились чуть ли не на дороге. Через полчаса стук в окошко, местное ДПС попросило нас включить габариты, так как машину на обочине в тумане не видно. Такая забота со стороны ГИБДДшников изумила и удивила.

Вот и знакомый уральский перевал - Челябинск-Уфа. Останавливаемся на местных рынках, скупаем сувениры.

В Уфе пренебрегаем указателем на Москву (мы уже знаем эту отвратительную Самарскую трассу), и смело поворачиваем на Казань. И действительно, по татарской дороге ездят только «свои» татары и башкиры, дорога не так загружена, и местные ГАИшники не так свирепствуют, как на Московской трассе.

Правда, нас ждала еще одна неприятность в виде трехчасовой пробки где-то под Казанью в связи с ремонтом дороги. Надо отметить, что переехав Урал на Европейскую часть, сразу ощущаешь, как меняются люди на дороге. Те же самые дальнобойщики ведут себя ужасно и совсем не так, как в Сибири. Уже не уступают дорогу, не показывают поворотником, можно ли обгонять, слепят дальним светом, и еще препятствуют обгону.

И уж точно не благодарят. В далекой Сибири чувствуешь себя более комфортно и в большей безопасности.

Дорога к Нижнему Новгороду просто отвратная, вся в ремонтах, узкая и с плохим покрытием. Путешествие по ней в темное время - это просто издевательство.

Последний отрезок пути проехали на раз-два-три. Только ночью на трассе произошла авария, на мосту фура не вписалась, скопилась куча машин, водители совместными усилиями пытались выломать у КАМаза дверь и вытащить водилу из кабины. К счастью, все оказались живы.

Вот, наконец, и Москва. Тут уже все знакомо, свернули на МКАД и погнали к Ленинградке. Поворот, и наш дом, на часах шесть утра, а за спиной на одометре 14 000 км и почти три недели путешествий.