Вологда - Пушкинские горы (июнь 2008)

По материалам сайта http://autotravel.ru/

Евгений, 1968

Давно было желание во время отпуска совершить какое-нибудь автопутешествие.

Выбор пал на Новгородскую и Псковскую области. И вот, 10 июня 2008 года в 4.00 утра мы – это я, жена и дочь на 2115 выехали из Вологды в данном направлении. Погода была не очень, моросил дождь. Мы были очень удивлены засадой ГАИ на пустынном шоссе в 4.30 утра.

До Устюжны дорога оказалась вполне приличной. Сам городок - это такое захолустье, пока ехали через город, нам не встретились ни люд ни машины, зато есть два суперсовременных плоских светофора. Вопрос только зачем, когда так пустынно кругом. От Устюжны до Пестово участок дроги протяженностью 50 км даже дорогой-то назвать нельзя, мы его проехали за 1,5 часа. От Пестово до Боровичей и Валдая дорога в меру разбитая.

В Валдае посетили очень красивый Иверский монастырь,

находится на острове в Валдайском острове, он уже почти отреставрирован. Народу было мало, погода солнечная, поэтому мы с удовольствием погуляли по территории монастыря, пофотографировались.

Дальше наше путешествие продолжилось по трассе Москва – Тверь – Санкт-Петербург, по которой мы направились в Великий Новгород. Дорога конечно хорошая, но очень загруженная большими грузовиками, такого в своей жизни не видел,

к тому же они “топят” 110–140 км/ч.

В Новгороде мы заранее забронировали номер в гостинице “Россия”, трехместный, с душем, за который заплатили 1500 руб. за сутки. Для того, чтобы отдохнуть ночью – вполне сносно. В Новгород мы приехали в 15.00, перекусили в номере и отправилисьосматривать Новгородский кремль,

который находится на противоположном от гостиницы берегу, туда можно добраться по пешеходному мосту. Погуляли в кремле, сделали много фотографий, в т.ч. у колоколов, памятника 1000-летию Руси. Побывали на башне Кокуй, прошлись по сувенирным лавкам.

На следующий день, купив карту Новгорода, поехали в Николо-Вяжищский монастырь. Прекрасный вид открывается уже при приближении к монастырю.

Настолько интересная и необычная архитектура, у нас на родине такого не встретишь. На фасаде здания изразцы, причем здание высокое, в три этажа.

При входе висит табличка об оплате фото-видеосъемке, но платить некому. На территории монастыря очень чисто, ухожено. С погодой нам опять повезло. После Николо-Вяжищского мы поехали в Варлаамо-Хутынский женский монастырь, он снова порадовал глаз порядком и чистотой.

Затем мы побывали в музее деревянного зодчества “Витославлицы”.

В одном месте собрано очень много построеек 17 века, заслушались колокольным звоном с одной из церквей. Кстати, там мы очень неплохо подкрепились в кафе. Совсем рядом с музеем находится мужской Юрьев монастырь, но как он отличается от женских монастырей – везде неоконченная стройка, грязь, запущение. Георгиевский собор очень темный и мрачный, долго там находится невозможно, как-будто давит что-то. Впечатление не очень. Захотелось сфотографировать только эту колокольню.

Если говорить в общем, то Великий Новгород нам понравился, есть что посмотреть, но одного раза хватило.

После Великого Новгорода мы двинулись в Псков, по пути решили заехать на родину тещи – Струю Руссу.

Недоезжая до Старой Руссы свернули в село Коростынь, полюбовались видом на озеро Ильмень.

По поводу Старой Руссы, то наверное она выглядела так и 100, и 50 лет назад. Прогулялись по территории курорта “Старая Русса”, правда парк запущен, неопрятен. Потом мы все таки двинулись ближе к Пскову.

Небольшое отступление: во всех городах где мы побывали практически нет указателей, благодаря чему мы в г. Порхов свернули не на ту дорогу и вместо Пскова попали в Пушкинские горы, заезд туда мы не планировали, но нет худа без добра. Мы побывали в монастыре, где перед захоронением стоял гроб с телом А.С. Пушкина, посетили могилу поэта.

Мест ни в гостинице, ни на турбазе не было. Весьма неплохо покушав в местном кафе, мы поехали в Михайловское, дорогу нам преградил шлагбаум, проезд по каким-то пропускам. Пришлось идти 1 км пешком. Село Михайловское восстановлено в наше время, очень близко к первоисточнику. Там есть действующая мельница (водяная).

Поскольку было уже 18.00, то касса была закрыта и мы благополучно прошлись по деревне сами.

В конец замученные мы добрались до Пскова к 9 часам вечера, мест в гостиницах мы найти не смогли (хотя пытались забронировать аж за 3 недели), поэтому поехали на вокзал, купили газету с объявлениями, стали обзванивать объявление о сдаче квартир, но услышав предложение: 2000 руб. за 1 ночь, отказались от этой идеи. Затарились в местном “Магните” поехали в сторону Изборска в надежде отыскать найти место для ночлега в палатке, которое было найдено в окрестностях Изборска в поле, между двумя деревнями. После нехитрого ужина и небольшого количества алкоголя мы легли спать. Ночь выдалась холодной, а т.к. мы рассматривали такой вид ночевки на крайни случай, то теплых вещей не взяли. В результате всего под утро мы так замерзли, что пришлась перебраться в машину, включить печку. Так мы скоротали остаток ночи. Позавтракав под лучами всташего солнца, мы поехали в Печоры, чтобы прикоснуться к свтыне – Свято-Успенскому Псково-Печерскому монастырю. В Изборске, после указателя на Печоры, стоит указатель “Платная дорога”, даже имеется контрольно-пропускной пункт, но платить деньги опять же некому.

Печоры находятся практически на границе с Эстонией, часто встречаются автомашины с эстонскими номерами. После недолгих поисков мы добрались до цели нашего приезда – Псково-Печорского монастыря.

Монастырь поражает своей красотой, величием, богатством. Архитектура своеобразная, крепостные стены повторяют ландшафт местности, то поднимаясь на холм, то спускаясь в овраг. Внутренний двор монастыря находится в самом низу, под крепостными стенами. На входе женщинам выдаю платки и юбки. Там очень уютно, прибрано, подстрижено, в общем ухожено. В 9 утра уже очень много посетителей, паломников. Кроме внутреннего дворика, двух храмов и святого источника посетителей никуда не допускают. В пещеры, где захоронены священнослужители, доступ ограничен, только с благославения, висит объявление о сохранеени внутреннего микроклимата пещер. Похоже экскурсии туда не водят. Общее впечатление от монастыря какое-то возвышенное, как-будто прикоснулись к чуду, похоже приехали за 1000 км мы не зря.

После Печор мы вернулись в Изборск, к полуразрушенной древней крепости.

Там мы прошлись вдоль стен крепости, забрались на смотровую площадку на одной из башен. Вход на территорию крепости 15 руб. с человека. Под крепостью находятся Словенские ключи. Недалеко открепости находится Труворово городище, где как раз в тот момент проходил фестиваль 9-10 вв. Был разбит полаточный городок, молодые люди, одетые в одежды тех далеких времен (хотя не гнушались современного пива).

Место очень живописное, расположено на возвышенности, с которой открывается прекрасный вид на долину.

Ну, вот, наконец-то мы двинули собственно в сторону Пскова. По пути заехали к монументу, построенному в честь битвы на Чудском озере. Мы были восхищены памятником его габариты нельзя ни с чем сравнить (копыто лошади почти что в рост человека). Этот памятник воздвигнут “Александру Невскому от благодарных потомков”.

Вот и Псков. В центре города есть кремль, где мы погуляли. Посетили Троицкий собор. Храм очень большой и красивый, но нас потрясло то, какой там иконостас, от пола до самого верха храма.

Напротив входа в кремль мы обнаружили очень чудное кафе “Мельница”, где душевно и недорого пообедали.

На этом программа посещения Новгородской и Псковской областей нами была завершена и мы поехали в С.-Петербург погостить у родственников, где и провели ещё три дня. В течение которых побывали в Кронштадте, Пушкине, Павловске (где кормили белок). Погуляли по ночному Питеру, наблюдали развод мостов, но нам к сожалению не удалось посмотреть лазерное шоу у Васильевского острова, оказывается людей им балуют не каждый день.

Всего за 7 дней пути мы проехали 3100 км, ни разу не были остновлены сотрудниками доблестного ГИБДД, потратили на бензин чуть больше 4000 руб.

Кстати в Новгородской и Псковской областях вдоль дороги видели очень много аистов.