Главная
Статьи
Форум
Москва - Ступино (апрель 2009)

По материалам сайта http://vagante.ru/


Зайцелюб


Старинное с. Среднее, которое ныне вошло в состав города Ступино, известно с XVI века. Село сильно пострадало в Смутное время и к 1620 г.превратилось в пустошь. В XVII  в. оно принадлежало Троицкому Белопесоцкому монастырю. Здесь был построен деревянный храм во имя великомученика Димитрия Солунского.

В 1819—1821 гг. построен ныне существующий каменный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В 1862 г. расширена трапезная, в которой освящены престолы во имя великомученика Димитрия Солунского и преподобного Сергия Радонежского.

В советское время храм закрывался на короткий срок. 25 ноября 1937 г. на Бутовском полигоне близ Москвы расстреляны священник храма отец Алексий Колоколов и бывший игумен, псаломщик Федор Иванович Тарасов. 10 декабря 1937 г. на том же полигоне расстрелян служивший в храме игумен Назарий (Павлов).

Ступино Тихвинская церковь
 

На территории церкви сохранились старинные захоронения.
 

Ступино Тихвинская церковь Захоронения
 

Рядом с храмом построен мемориал летчикам ПВО, погибшим при обороне Москвы во время Великой Отечественной войны.
Ступино Мемориал летчикам ПВО
 

Ступино Мемориал летчикам ПВО
 

Недалеко от районного центра Ступино расположен Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь.
 
Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь

 


Перед входом в монастырь установлена скульптурная композиция совсем нехарактерная для православного искусства.
Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь

 


Несмотря на древность, сведения о монастыре очень скудны, однако мы вполне можем говорить о том, что история основания обители тесно связана с именем Сергия Радонежского.

Второй раз упоминается неизвестный монастырь на Белых песках в 1380 году в связи с тем, что войско Московского Великого князя Дмитрия Иоанновича «останавливалось на отдых в ночь на 23 августа на белых песках у городка Каширы. По местному преданию Великий князь Дмитрий Иоаннович дал обет в случае победы русского войска основать на этом месте монастырь».

Первым строителем Троицкой обители был игумен Владимир, который и считается документально известным основателем монастыря.

Об этом человеке известно немного. Преподобный Владимир Белопесоцкий был родом из ржевских бояр, а в монашество пострижен в Новгородском Спасо-Преображенском Хутынском монастыре. Приблизительно в 1470 – 1471 годах он прибыл в Каширские пределы и стал подвизаться на берегу реки Оки.

В настоящее время святой преподобный Владимир Белопесоцкий прославлен в лике святых и его мощи почивают под спудом Троицкого собора. В память о Владимире Белопесоцком установлена эта беседка.
Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь Владимир Белопесоцкий

Белопесоцкий монастырь с самого начала обратил на себя внимание русских государей своим выгодным стратегическим и географическим положением.

Поэтому новый мужской монастырь, находящийся на южном рубеже Московской Руси, был ещё и крепостью, стоявшей на защите Москвы от набегов крымских ханов. Именно поэтому Великие князья Иоанн III, Василий III, а также и цари Иоанн Грозный, Борис Годунов и Михаил Феодорович давали щедрые пожертвования на строительство монастыря и на создание оборонительных сооружений.

Например, царь Иоанн Васильевич «подарил монастырю церковную Богослужебную утварь, а царь Борис Феодорович подарил две драгоценные ризы, ныне хранящиеся в Историческом музее, в этом же музее пребывают сейчас некоторые иконы из Троицкого собора собора Белопесоцкого монастыря».

Уже к 1578 году в целом складывается каменный архитектурный ансамбль монастыря со стенами и башнями, который дошел до нас в сильно перестроенном в XVII веке виде.

К сожалению, сооружения XVI столетия были в значительной степени перестроены в период царствования Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, и в таком виде дошли до нашего времени. Однако планировка и характер композиции монастырского ансамбля не изменялись. Полностью утрачена только одна каменная постройка XVI века, древняя монастырская колокольня. Еще в конце XVIII столетия, в 1794 году вместо нее над надвратным Никольским храмом, возведенным еще в конце XVI века, была, построена невысокая звонница.
Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь Звонница

 


Когда во второй половине XVII века монастырь утратил свое стратегическое положение, жизнь в нём замирает. И тогда с 1681 года древняя обитель становится приписной к Коломенскому архиерейскому дому и в этом качестве существует до 1700 года.

В этот исторический период в монастыре производится значительное каменное строительство. В частности древнее здание Троицкого собора 1578 года перестраивается в традиции и в стилистике московской архитектуры второй половины XVII века.

Это традиционная для того времени постройка, в которой мало соборного величия и много перегруженности декоративными формами, обычными для построек того времени. Однако пространственное построение здания типичное для православного храма было сохранено.

Троицкий собор Белопесоцкого монастыря поставлен на высокий подклет, объем его четверика со всех сторон был окружен крытой галереей-гульбищем, на галерею вели три высоких парадных крыльца. К концу ХХ столетия сохранилось только западное крыльцо, однако эта крытая галерея была выполнена в не совсем обычной традиции. Дело в том что гульбище-галерея двухъярусная. С востока к собору примыкает сильно вынесенная во вне трёхчастная алтарная апсида.
Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь Троицкий собор

 

Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь Троицкий собор

 


Практически одновременно с собором вокруг монастыря были, фактически, заново выстроены и перестроены старые каменные стены и башни.

На основании «Указа о секуляризации церковных имуществ» он был обращен в заштатный, и лишен всех своих вотчин, однако не упразднен.

Только в начале XIX столетия было окончательно завершено развитие комплекса монастырской застройки.

В 1802 – 1804 годах, при игумене, строителе, Феодуле и игумене Иоанникии вдоль южной монастырской стены был построен комплекс зданий в стиле классицизма и в их число вошли два храма: Сергиевская трапезная церковь была возведена на сводчатых подвалах и подклетях монастырской трапезной XVI века по благословению митрополита Московского и Коломенского Платона (Левшина), о чем гласит надпись на памятной доске: «1804 года сия святая церковь построена во имя святаго Сергия Чудотворца при митрополите Московском и Коломенском Платоне…».
Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь Сергиевская церковь

 


Судьба этого храма во многом интересна.

Долгое время после Отечественной войны 1812 года он стоял в запустении, пока в 1852 году, по благословению митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) не был возобновлен и «освящен им самим».

Еще один храм в память Усекновения Главы Иоанна Предтечи был также возведен в первой половине столетия и встроен в существующий ансамбль.

В 1918 году часть монахов была выведена за стены монастыря и расстреляна. В 1924 году монастырь был закрыт, а его здания переданы Историческому музею. Однако до 1933 года в Троицком соборе монастыря совершались богослужения.

С середины 1930х годов в монастыре находилось общежитие для рабочих и временный лагерь для заключенных строивших железнодорожный мост через реку Оку.

По достаточно приличной дороге едем в следующее село, которое называется Старая Кашира.
Старая Кашира

 


 Поселение было основано в конце XIII — начале XIV вв. Великий князь Иван Красный в 1356 г. завещал сыну Димитрию деревню в устье реки Каширки. При  князе Димитрии Донском Кашира стала городом. В конце XV-XVI вв. Каширу пожаловали в кормление бывшим Казанским царям Магмет-Амину, Абдул-Латыфу и Шигалею.

В 1531 г. построили новую Каширскую крепость. Она была деревянной с высокими крепостными валами, сохранившимися до нашего времени у села Городищи. Прямоугольная в плане крепость имела восемь башен. В городе было пять слобод.

В XVI  в. город около двадцати раз опустошался набегами татар. После Смуты крепость перенесли на другой берег Оки. Осталась лишь церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Заречной слободе, в 1816 г. построенная владельцами села дворянами Ильиными. Церковь кирпичная, с белокаменной отделкой, сооружена в традициях сельских храмов эпохи классицизма. Боковые притворы украшены портиками тосканского ордена. Храм увенчан граненой ротондой под куполом. Трехъярусная колокольня соединена с храмом через трапезную.

В советское время храм закрыли. Передан верующим в 1991 г.
Старая Кашира Знаменская церковь

 


Следующее село Старая Ситня стоит при впадении речки Ситни в Каширку.
Старая Ситня

 

Старая Ситня

 


 От бывшей усадьбы до нашего времени дошла только церковь в честь Рождества Божией Матери, построенная в 1767 г. в стиле елизаветинского барокко. Церковь сложена из кирпича с белокаменными деталями. В конце XIX  в. был пристроен придел во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Старая Ситня Церковь Рождества

 

Старая Ситня Церковь Рождества

 


В начале XIX  в. усадьбой владел Александр Сергеевич Власов — камергер двора, библиофил, собиратель живописи, графики, произведений декоративно-прикладного искусства. У него было прекрасное собрание камей, в том числе античных, библиотека редчайших книг. В своем имении он разбил регулярный парк, цветники, построил оранжереи, в которые поместил собрание тропических растений: среди них находились вольеры с декоративными и певчими птицами редких пород.

В советское время усадьбу разрушили (сохранилась только часть парка), в закрытом в 1932 г. храме устроили тир.

В 1996 г. руины переданы общине верующих, храм восстанавливается.

Помимо храма, в Старой Ситне был замечен Дом культуры
Старая Ситня Дом культуры

А также жилой дом весьма интересной архитектуры
Старая Ситня Жилой дом

 


Следующее село Малино было когда-то дворцовым селом. Оно принадлежало князю Димитрию Донскому, который завещал Малино своей супруге Евдокии, преподобной Евфросинии Московской. С XVII до половины XVIII вв. селом владел Григорий Наумов, любимец царя Алексея Михайловича. В 1774 г. село, входившее в состав Киясовской волости, купила Екатерина II. Каменная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы возведена в 1691 г. Трапезная с пределами во имя святителя Николая и великомученицы Екатерины построена в 1871 г., отапливалась изразцовыми печами. В 1936 г. храм закрыли.Трапезную приспособили под Дом культуры, на месте алтаря в 1966 г. устроили гараж. С 1996 г. храм начал возрождаться. В настоящее время здание полностью передано Церкви.
Малино Успенская церковь

 


Недалеко от церкви сооружен небольшой мемориал, посвященный Великой Отечественной войне.
Малино Мемориал

 


Последний объект, который мы посетили по дороге домой, расположен уже в Раменском районе.

Село Боршева когда-то входило в состав Коломенской волости и упоминается в духовных грамотах князя Димитрия Донского и великого князя Ивана Калиты. До 1728 г. село принадлежало А.Д.Меншикову, затем перешло в ведение конюшенного ведомства, в 1781 г. вошло в состав Бронницкого уезда как сельское поселение.

В 1738 г. в Боршеве построили деревянную церковь во имя святителя Николая.

В 1903 г. на месте обветшавшего храма на средства прихожан возвели новый, из красного кирпича, и освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Пятиглавый храм был живописно расписан, интерьер украшал резной вызолоченный иконостас. начатое строительство колокольни не было закончено.

После смерти в 1936 г. последнего настоятеля — иерея Иоанна Зверева — храм закрыли, трактором снесли купола, разграбили утварь. Из большинства икон сделали опалубку для строящейся рядом плотины. Впоследствии здание храма использовалось колхозом под склад зерна и другие нужды. Затем начали ремонт для устройства в нем музея колхоза. Но эта затея не увенчалась успехом.

В 1999 г. разоренный храм передали православной общине. Большую часть территории храма тогда занимал магазин.
Боршева Никольская церковь
 

Источники информации:
 

Московская Епархия

 

Островская В.Н. Подмосковье, Москва, УКИНО "Духовное преображение" 2006









Рейтинг@Mail.ru