Главная
Статьи
Форум
Беларусь (лето 2009)


http://ren-ar.livejournal.com/



1. Население. Население доброжелательное, много симпатичных девушек, правда, не так много как в Калининграде. Одеваются тоже немного попроще, видимо в следствии того, что модных бутиков маловато, по крайней мере в центре я их почти не заметил. Парней в Беларуси меньше чем девушек. Или же они прячутся. Но по мне так это положительный момент. Неформальных течений мало, представителей субкультуры готов почти не видел, так же как эмо, панков, металистов. Вечером в Минске можно заметить байкеров.






2. Язык. Подавляющее большинство говорит на русском языке, но с белорусским акцентом, иногда вставляя в речь белорусские слова. Получается так называемая «тросянка». Но по акценту белоруса всегда легко выявить, особенно в малых городах и сельских районах. На чистом белорусском говорит небольшое количество людей, в основном это представители культурных профессий, интеллигенции или оппозиции. Но тем не менее белорусский язык все знают неплохо, могут свободно читать на нем, переводить (это не так легко для не носителя языка, как может показаться). К сожалению при нынешней власти белорусский язык несколько ущемляется, все центральные каналы телевидения вещают на русском языке, кроме оппозиционного канала, который ведет трансляцию из Белостока. Газеты издаются и на русском и на белорусском, а зачастую мешая статьи, одна на одном, вторая на другом. Исторически белорусский язык схож с польским, в следствии многовекового соседства и переплетения. Много шипящих. На железнодорожном вокзале объявления дают на белорусском и дублируют на русском. Внутри страны, в электричках, автобусах, объявляют остановки, как правило, на белорусском.

3. Транспорт. Я передвигался в основном используя метро, автобусы и электрички. Билет на автобус или жетон в метро стоит 600 белорусских рублей, то есть порядка 7 русских рублей (курс 1 к 88). Что очень, на мой взгляд, недорого. Метро имеет две линии и работает до часу ночи. Передвигаться очень удобно. Вечером, в 9 часов, в Минске включают фонари и необычайно красивую подсветку домов.
Передвижения на электричках тоже вполне бюджетно. Мною подробно была изучена линия Минск-Орша, это чуть более 200 километров. Цена до конечного пункта будет порядка 10 000 бр (около 115 наших). По калининградским меркам вполне нормально. Билеты проверяют только возле Минска (остановки за три-четыре). А на полосе Жодино-Борисов-Орша только ходят кондукторы и обелечивают желающих, контролеров замечено не было, один раз прошелся ревизор, но опять же билетов никто не спрашивал. Так что любители своеобразного экстрима могут практически без проблем проезжать зайцами. Я как-то к такому не приучен, а потому всегда брал билет, оно спокойней. Сидишь, книжку читаешь, в окошко смотришь и никаких контролеров не опасаешься…

4. Чистота. В центральных местах всех городов, в том числе и самых маленьких царит почти идеальная чистота. Участки возле школ и больниц, поликлиник засажены цветами, зеленью, камушки раскрашены. Очень красиво. Да и вообще везде много зелени, цветочных клумб, дома обычно покрашены, много скамеечек, практически нет проблем найти мусорку, они установлены даже в вагонах электрички. А вот в нецентральных местах, парках мусор бывает, к сожалению. И вполне себе достаточно. А лет семь назад его там не было… Нехорошая тенденция… Впрочем это лишь немного дегтя… В целом же очень чисто и красиво.

5. Милиция. Ее много, что, наверное, даже хорошо. В магазинах, переходах расположены точки экстренного вызова. В метро и поездах кнопки с аналогичной функцией. Это приятно. В метро дополнительно есть еще и прямая связь с машинистом. Кстати, что примечательно, среди милиции много представительниц женской половины.

6. Аутентичные напитки и еда в продаже. К сожалению, в Беларусь все больше проникает западная культура, и все меньше становится аутентичной продукции. Так, например, безумно вкусные белорусские кукурузные палочки в сахаре исчезли из продажи бесследно более десяти лет назад…
  Понемногу вымирает и мой любимый березовый сок, замещаясь всякой стандартной продукцией. Так в центральном универсаме в Минске он продается лишь в чистом виде. А различные вкусные смеси уже надо искать в небольших магазинчиках. Так, например, березово-черничный сок в пакетах тетра-пак я видел только в Орше. Правда в стеклянных трехлитровых банках еще можно найти и березовый сок со зверобоем, или там с шиповником. Что радует. Но не всегда же потащишь с собой такую банку… Раньше я очень любил березово-рябиновый сок, его можно было купить везде, или же взять стаканчик в любом кафе… Теперь же увы, найти очень трудно. В этом году не попадался.
  И немного о квасе. Квас на разлив в Минске не очень вкусный, но вполне съедобный. В магазине есть два основных вида это широко рекламируемый «Лидский» и чуть менее рекламируемый «Хатни». Первый, как ни странно, не вкусный и явно с ароматизаторами, а вот «Хатни» вполне себе ничего. Но самый вкусный квас я пил в Орше на разлив, более того, такого вкусного кваса, я, пожалуй, не пил за всю свою жизнь. Настоятельно рекомендую. Из интересного еще присутствует вкусные шоколадки белорусской фабрики «Коммунарка», брестская халва (с кешью, миндалем, шоколадом и т.д) за смешную цену, белорусская салями и кисломолочный напиток «Активил».






7. Цены на еду. Приближаются к общероссийским, то есть кусаются. Но что интересно на вокзале цены практически такие же, как и в магазинах, а иногда и дешевле. Странно даже, по идее ведь должны быть дороже.

8. Религия в Беларуси. Исторически в Беларуси соседствуют два основных христианских течения, католическое и православное. И вполне себе мирно. И храмы разных конфессий подчас расположены напротив друг дружки. Но внутри, как правило, пусто, а иногда и вообще двери закрыты. В небольших местечках и городах на закрытой двери может висеть телефон батюшки или пастора… Много храмов в затяжной реставрации. Но на улице легко можно встретить послушницу или монашку. В переходах метро множество столиков с православной продукцией и ящичков для пожертвований. Такая вот странность… А в храм зайдешь, ежели открыт, так только горит пара одиночных свечек… Но самих соборов и костелов очень много.

9. Мобильная связь и интернет. Два основных оператора: Velcome и МТС Беларусь. Но офисов крайне мало, так что подчас и найти то сложно… Даже не понятно, как в том же Минске, с населением под два миллиона, им их хватает… Деньги можно класть на почте или покупать карты оплаты, которых я ни разу не видел… Никаких банкоматов с приемами платежей тоже не наблюдается. Крайне не удобно, но можно приспособиться. Интернет тоже не так просто разыскать, в Минске мне, например, не попадался… А вот в Борисове я наудачу зашел в офис Белтелеком и там его обнаружил. Так что в означенных офисах его можно найти. Цена примерно 35 русских рублей в час.



В этом году, как и в прошлом, я летел в Минск самолетом. Но на этот раз не гомельскими авиалиниями, а авиакомпанией «Белавиа». Цена билетов Калининград-Минск у обеих компаний была одинаковой, а сервис немного разный, и также разнится и место прибытия. Гомельские самолеты садятся в аэропорту Минск-1, это практически центр города, а самолеты «Белавиа» приземляются в национальном аэропорту Минск-2, за 40 километров…





Но что касается разности в сервисе, она не принципиальна, но имеется. В обоих авиакомпаниях бортпроводницы вежливы и обходительны, но у «Белавиа» стюардесса была молода и симпатична. К тому же питание во время полета, если его можно назвать таковым, тоже немного лучше. В полете угостили фирменной маленькой конфеткой и предложили стаканчик с прохладительным напитком, а в ассортименте были и соки и газировка. В гомельских самолетах конфетки не дают, и выбор напитков крайне скромен, как правило это два вида самой дешевой газировки и, в лучшем случае, можно рассчитывать на кока-колу или минералку.



Самолеты у «Белавиа» тоже выглядят поновей, опрятные салоны, но немного тесно. Салон гомельского АН-24 я уже описывал ранее, он напоминает видавшее виды маршрутное такси, к тому же часто бывают проблемы с ремнями безопасности, иногда они очень тяжело регулируются…

      

Недостаток того, что аэропорт Минск-2 расположен в 40 километрах от города немного компенсируется тем, что время полета составляет всего 45 минут, а у конкурента более часа…

      

Итак, утром мой самолет приземлился в аэропорту и передо мной предстало здание аэропорта. Паспортный контроль был пройден очень быстро, по пути было прихвачено две бесплатные карты Минска на английском языке, которые размещались на специальной стойке вместе с другой рекламной продукцией.



На улице я быстро нашел автобус и приобрел билет до автовокзала Московский, благо у меня были с собой белорусские рубли и потому не пришлось заниматься поисками обменного пункта.

Мы быстро добрались до города, единственно, я не очень хорошо представлял себе где находится этот автовокзал, до которого я купил билет… И как раз, когда я подумал о том, не пропустил ли я случаем свою остановку, в салон зашел контроллер с просьбой предъявить билеты. Близко ко мне сидела девушка и у нее я узнал, что автовокзал будет на следующей, но тут мы обратили внимание, что цена на наших билетах указана явно меньше, чем мы платили. У нее на тысячу бр, а у меня на все полторы… Оказалось, что водитель решил немного заработать и пробил большинству пассажиров билеты только до начальных пунктов… Пока контролер собирал для составления протокола билеты, мы достигли автовокзала, где я вышел, оставив водителя выяснять отношения со службой контроля далее.

У местных девчат я выяснил местонахождение ближайшей станции метро, как вдруг заметил, что через дорогу, за парком высится здание национальной библиотеки Беларуси, великой гордости Александра Лукашенко, ранее я был довольно много наслышан о сем техническом чуде, но видел его в натуральном виде впервые.



Перебравшись на другую сторону улицы я вошел в городской парк. Чистенький, красивый, ухоженный и немноголюдный. С очень интересными и необычными скамеечками, которые сразу привлекли мое внимание.

      

Парк небольшой, но уютный, много зеленой травки, а деревья в основном молоденькие, много света. А за водной системой Слепянки красуется здание библиотеки.



Сам проект нового здания был разработан еще в конце 80-х годов, но строительство этого ромбокубооктаэдра было начато только в 2002, а завершено полностью в 2006 году, и с тех пор библиотека стала одной из визитных карточек города.

Хранилища этой 22 этажной махины (высота более 70 метров) вмещают до 15 миллионов книг, и к сегодняшнему моменту, по слухам, собрано уже порядка 13 миллионов.

      

Внутри расположены, кроме хранилищ, читальные залы, конференц-холлы и даже оборудован офис для президента Беларуси. Здесь проводилось множество культурных и политических встреч, приезжали международные деятели всех уровней власти.

Стать читателем библиотеки может каждый, единственно, что база данных обновляется каждые три года, и если в течении этого времени не посещать библиотеку, то надо будет оформлять читательский билет заново. Для удобства читателей оборудован специальный лифт для книг, который работает между этажами.



Вечером включают оригинальную и необычную подсветку здания, говорят что цвета меняются ежесекундно. Но я, к сожалению, не видел этого явления, так как не догадался навестить сие место в вечернее время.



Сделав несколько фото, я направился к выходу из парка, и на выходе мне открылся еще один интересный вид. На микрорайон «Восток», основанный в 70-х годах. Этот проект был разработан с использованием элемента этажности, так район состоит из пяти, девяти и нескольких акцентирующих зданий в 20 этажей. На торцах которых можно наблюдать цветные панно выполненных народным художником Белорусской ССР и мастером монументального гобелена Александром Кищенко. Что удивительно, район, не смотря на время своей постройки, не выглядит устаревшим и производит довольно приятное впечатление.

      

Далее я направился по проспекту Незалежности к станции метро «Московская», которая расположена возле здания «Беларусьфильм», но так как опаздывал в гостиницу, то, не стал его фотографировать, оставив на потом. А потом, как известно, бывает очень редко. К слову сказать, на студии и в павильонах «Беларусьфильма» снималось очень много интересных картин, таких, как например, любимые мною «Белые Росы»».

На второй день своего пребывания в Минске я решил взять трехчасовую автобусную экскурсию по городу, чтобы ознакомиться с основными туристическими объектами. Были в планах и самостоятельные маршруты, так я, например, хотел посетить минский зоопарк, ботанический сад и парк Челюскинцев, но таки оставил все это до следующего раза...




На первом этаже железнодорожного вокзала расположен офис туристической фирмы «Дартур», и ее услугами и решено было воспользоваться. Цена экскурсии 25 000 белорусских рублей (около 290 российских). Кроме ежедневных экскурсов по Минску эта компания организует небольшие туры и по достопримечательностям остальной Беларуси: Несвиж, Слоним, Хатынь, Лида, Мирский замок… Эта информация также была принята мною к сведению.

Итак, купив билет, я уже вскоре стоял недалеко от минских ворот в ожидании автобуса. Он не заставил себя долго ждать, и быстренько загрузил в себя 40 человек туристического груза и одного запыхавшегося гида женского пола.

Первым пунктом в программе нашей экскурсии значилось посещение площади Независимости и костел свв. Симеона и Елены, больше известный как Красный. В промежутках пути мы слушали рассказы о Минске и тех культурных объектах мимо которых проезжали.

Вышли мы уже на площади. Площадь Незалежности является одной из самых больших в Европе и на сегодняшний день занимает около семи гектаров.



В конце XIX века минчане были свидетелями расстрела на этой площади 23-хлетнего офицера царской армии Михаила Цюндзевитского, который обвинялся в распространении газеты ««Мужыцкая праўда» Константина Калиновского. Газета выпускалась на белорусском языке с использованием латиницы (которую и сейчас используют этнические белорусы в США и Канаде) и носила явно сепаратистский характер. А так как дело было во время проходившего восстания 1863 года, то Цюндзевитский и нарвался на неоправданно жестокую кару.

Стоит, пожалуй, пару слов сказать и о Калиновском, как об одном из главных организаторов сего восстания против царского режима. Он был по происхождению из польской шляхты, хотя часть историков и приписывают ему белорусское происхождение, родился на Гроднинщине, закончил Университет в Петербурге и вернулся в Беларусь бороться в рядах польского национально-освободительного движения, пытаясь втянуть в революцию и белорусов, намекая, что через свободу поляков придет и свобода для белорусов. Но главной идеей восстания (часто именуемого польским) было восстановить Речь Посполитую в границах 1772 года, при этом и Беларусь, и Литва рассматривались как ее часть. Поэтому в Беларуси восстание поддержали в основном представители польского дворянства и католичества. Белорусское крестьянство же в большинстве своем выступило на стороне царских сил. Этому способствовала и недавняя отмена крепостного права в 1861 году и ее практическая реализация проводимая генерал-губернатором Муравьевым, который и занимался подавлением восстания. Таким образом, к сентябрю 1863 года восстание завершилось. И после него, как водится, ситуация для поляков и католичества в Беларуси сильно ухудшилась, пошли казни, ссылки, конфискации… Был казнен и сам Калиновский… А ведь в 60-х годах у них было достаточно много привилегий, это и преподавание на польском языке, доступ к гражданским должностям, выделялись даже суммы денег на строительство костелов…

Но вернемся к площади. Одним из главных зданий в ансамбле является монументальный Дом Правительства построенный в 1930-1934 годах по проекту архитектора Лангбарда, который проектировал и композицию самой площади. Здание сформировано из нескольких разновысотных корпусов с большим парадным двором. Перед Домом Правительства, как водится, - дедушка Ленин.



В здании имеется три вестибюля, главный парадный и два боковых. Внутри помещения оформлены росписями и различными многофигурными рельефами. Но я внутри не был, но снаружи здание впечатляет своей монументальностью, хотя я и не сторонник такого рода архитектуры.

Кстати во время немецкой оккупации на здании, в центре, висела огромная свастика.

До середины 50-х годов в центре площади располагалась застройка из небольших домиков начала ХХ века (как, например, доходный дом Я.Костровицкой, построенный в 1904 г.) и имелся скверик. Но постепенно все это снесли и к 60-м годам площадь начинает приобретать современные очертания.



Рядом с Красным костелом сохранились здания бывших многоквартирных доходных домов начала ХХ века, построенных по проектам минских архитекторов: Гайдукевича и Г.Ю. Гая. Они представлены ниже на фото. Кстати, в 1941-1942 гг. в одном из этих зданий была аптека, а в ней законспирированная квартира подпольного движения против фашистов.



В 2003 году под площадью стали рыть подземный город, который на сегодняшний момент уже вырыт, и прекрасно функционирует. Он представляет собой двухэтажный торговый центр, именуется «Столица», занимает собой 76 тысяч квадратных метров и имеет паркинг на 500 машин. Ну и, само собой разумеется, кафе, рестораны, магазины…

Кстати, пока рыли, находили остатки кирпичных строений, деревянные срубы и колодцы.



Наверху площадь украшают изящно оформленные воздухозаборники подземного города, многочисленные клумбы с цветами, фонтаны.

      

Композиционно ансамбль площади также составляют здания Управления метрополитена, построенное в 1984 году, здание Белорусского Государственного Педагогического университета им. М.Танка (его еще моя двоюродная бабушка заканчивала) и здание исполкома.

      

Как я уже говорил, костёл Св. Симона и Св. Елены, пожалуй, самое интересное здание на площади Независимости, и его главная историческая доминанта. И много можно рассказать об истории этого удивительного места...






Згараў цудоўны дзень асенні,
Лісты кружыліся кола,
А я стаяў у захапленні
Каля Чырвонага касцёла.

Шумела плошча неўгамонна,
Нібы не ведала, не знала,
Што дабрадзейная Алёна
Мяне з табой благаслаўляла...

Л. Прончак.


Костел был построен в 1910 году на деньги известного политического и общественного деятеля того времени Эдварда Войниловича. Родился он 13 октября 1847 г. в деревне Слепнянка неподалеку от Минска, в семье зажиточной белорусской шляхты.
ЭДВАРД ВОЙНИЛОВИЧ
Род Войниловичей берет свое начало с 14 века и как писал сам Эдвард: «кость от кости, кровь от крови того народа, который когда-то хоронил своих предков в этих курганах и родную белорусскую землю сохой пашет».

Решение построить в Минске костел пришло в результате большой семейной трагедии в семье. У Эдварда и его жены Олимпии было двое детей, Симон и Алена, брат и сестричка. И вот, в двенадцатилетнем возрасте, в 1897 году Симон умирает. Единственный наследник старинного рода… Родители горячо любили своих детей и смерть сына отозвалась нестерпимой болью в их сердцах…

«Божья десница, – писал Эдвард, – зависла надо мной, остался я, как звено, оторванное от цепи, но десница Божья и подняла меня. Господь дал мне силы, и я не упал. Господь сохранил мне мою дочь, достоинства характера и мышления которой были для меня явным знамением Божьего милосердия над моей головой, это не позволяло мне пасть под тяжестью апатии и сомнений»…

Алена была девушкой скромной и набожной. Часто она просила своего отца помогать бедным и страждущим, и Эдвард, конечно, не мог отказать любимой дочери. С самого детства Алена любила рисовать, а свои картины она продавала, чтобы на вырученные деньги помогать нуждающимся.

После смерти брата Алена ушла в себя, стала тихой, задумчивой, часто молилась. И хоть родители не чаяли в ней души потихоньку угасала. И вот, наступило время, когда болезнь победив молодость унесла ее душу в иной мир… Алена лишь одного дня не дожила до своего девятнадцатилетия… Беда случилась в 1903 году.

Ходит легенда, что, когда Алена была уже близка к смерти, ей приснился сон. В нем она увидела Божью Матерь стоявшую возле прекрасного храма. Она спросила Алену, какое у нее самое заветное желание. И сказала ей Алена, что знает о том, что скоро она уйдет к своему брату, и ей страшно, но не потому, что боится умереть, а потому что для родителей горе будет неимоверно велико. «Видишь этот красивый храм – сказала ей Божья Матерь. – Пусть твои родители после твой смерти не пожалеют денег и построят его. И пусть костел будет красным, ибо это цвет радости. А ваши души будут прилетать туда на праздники и родители будут чувствовать рядом с собой трепет ваших крыльев и сердца их покинет боль…».

Все что увидела Алена во сне она перенесла на бумагу и завещала своему отцу построить такой храм…



Конечно это лишь легенда, но, как бы там ни было, Эдвард и Олимпия в память обоих своих детей решили построить костел и выделили на него колоссальные средства. Да и не для кого было больше копить богатства, ни дочери, ни сына…

«Великий, Всесильный и Могучий Господь Бог, сильная Его десница разделяет удары по своему усмотрению, а затем движет человеком, чтобы он терпеливо нес их и не упал, но выдержал до конца, пока не восторжествует справедливость Господня. С когда-то сильного дерева моего рода опадала ветвь за ветвью, пока не остался один я, как ствол, приговоренный к вымиранию, как громом пораженный, которого уже ни одна весна не сможет возродить – ТАК ХОТЕЛ БОГ».



Костел начали возводить в 1905 году в романском стиле. Эдвард напрямую участвовал в проекте и тщательно следил за постройкой. Архитектором был выбран польский мастер Томаш Пояздерский. Как иностранец, он не имел формального права заниматся строительством костела, а потому официально строительство вели Свертицкий и Маркони. Но Пайдзерский не дожил до окончания строительства и костел достраивал архитектор Гай, из Варшавы.



К 1908 году были подготовлены интерьеры, скульптуры, алтарь, и много другое были выполнены варшавским мастером Зигмундом Отто, а оконные витражи были выполнены по эскизам Франциска Бруздовича. К 1909 году костел обзавелся тремя большими колоколами. У каждого колокола было свое имя: «Михаил», «Эдвард» и «Симон». Появился у костела и меднотрубный орган.



Главный вход был украшен барельефами из белого камня с надписью на латыни:

A.M.D.G. Templum hoc piae memoriae liberorum Simeonis MDCCCLXXXV + MDCCCXCVII et Helennae MDCCCLXXXIV + MCMIII c.Olimpia Uzlovska conjuge procreatorum dedikat vevetque Eduardus Wojnillowicz A.D. MCMVII”. /На вялікую хвалу Божую гэтую святыню ў набожную памяць сваіх дзяцей Сымона (1885 - 1897) і Алены (1884 - 1903) збудавалі Алімпія Узлоўская і Эдвард Вайніловіч, бацькі/.

21 ноября 1910 года костел был торжественно освящен. Войнилович так описывал этот момент:

«Мне на всю жизнь запомнились минуты, когда, кроме меня, моей семьи и духовенства, участвующего в торжественном богослужении, в костеле никого еще не было. Под звуки песни «Twoja czesc Chwala, Przedwieczny Panie» распахнулась двустворчатая дверь храма, и толпа людей медленно начала вливаться в костел, повторяя вслед за священниками священные слова молитвы; и я подумал, невозможно, чтобы столько молитв, возносимых к нашему Господу-Заступнику, не были Им услышаны… А теперь я уже и не знаю, пошлет ли нам Господь Бог хотя бы спокойную смерть.»



Но непростая судьба ожидала и Эдварда Войниловича и Красный костел. В 17 году разразилась Октябрьская революция, большевиками грабились и разворовывались зажиточные имения. 19-21 февраля 1918 года волна погромов докатилась и до Савичей, родного имения Эдварда. Семейные портреты и архив, большая библиотека на 5000 томов, мебель, шкафы, редчайшие исторические экспонаты… Ничего не осталось.

А после пресловутого Рижского договора 1921 года Эдвард навсегда покинул родные места и закончил свои дни в небольшом польском городе Быдгощ. Где и умер в 1928 году.

      

Погрому подвергся и Красный костел, так в 1923 году из него было вынесено практически все, иконы, мебель, посуду, даже белье и чернильницы. А в 1932 году храм вообще закрыли. Он был переоборудован под нужды государственного польского театра БССР, затем киностудия. Во время второй мировой войны костел был открыт оккупационными властями, а после войны опять была киностудия. Несколько раз предлагалось снести этот памятник архитектуры, но чудом этого не случилось. В 1969 – 1971 годах костел был переоборудован под Дом Кино, в нем был кинозал, размещалось кафе. И только в 1990 году храм вернулся в лоно римско-католической церкви.



Но, наверное, пока хватит истории. Я хочу рассказать о своих собственных ощущениях. Когда я зашел в костел меня охватило чувство уюта. Мягкий свет, все эти длинные деревянные скамьи, где можно просто посидеть и подумать о вечном, о жизни, и даже просто отдохнуть от суеты… Может многим православным христианам, а я тоже отношу себя к ним, мои слова покажутся немного кощунственными, но именно необходимость постоянно стоять более всего угнетает меня в православных традициях.



И есть такие замечательные слова святителя Филарета: «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах». И присутствуя на трехчасовой службе в православном соборе я, грешным делом, именно о ногах и думаю, украдкой поглядывая на часы… Не знаю, но меня почему-то сильно напрягает стоять на одном месте. А вот ходить я люблю, и могу пройти достаточно много не испытывая никаких проблем.

      

Но увы, сейчас слова святителя, понимают лишь, как слова о телесной немощи, и любые попытки сидеть в православном храме будут встречены непониманием и озлобленностью. Да и скамеечек то кот наплакал. А веры во мне не так много, чтобы подобно схиигумену Иоанну (Алексееву) не обращать на это внимание. А мудрый игумен писал:

«К церковным службам ко всем хожу, но больше все сижу. Иногда делается стыдновато: все стоят, а ты, болван, один сидишь. Хорошенько проверил себя: оказалось, что тщеславие смущает меня... Бог требует внимания. Если внимательно слушать сидя, что читают и поют, Бог принимает твое усердие, а если стоишь без внимания и рассеянно – Бог не услышит. Мы должны делать все ради Бога, а на людей не обращать внимания, ибо сегодня люди хвалят, а завтра свалят.»



Возвращаясь к католической традиции сидеть в храме на скамьях хочу также заметить, что здесь есть еще один положительный момент. Во время службы ты прекрасно видишь происходящее, испытываешь комфорт и единение с другими. А во время наших служб я испытываю чувство нахождения в толпе и вижу, при своем невысоком росте, только спины впередистоящих… Можно возразить, что в храм приходят чтобы быть ближе к Богу, а не действо смотреть, мол это же не театр. Но как можно быть ближе к Богу, если ты стоишь как истукан на одном месте, за частоколом спин… Не знаю…

      

Поразили меня и интерьеры Красного костела, красиво украшенный алтарь, обилие цветов, живописные картины. Обратил я внимание и на стойку с микрофоном, блага цивилизации католики используют куда чаще чем православные. И как раз вспомнил один примечательный момент, однажды я был в польском костеле, в Свята Липках, и увидел там весьма интересный аппарат, в виде стойки со свечками, но вместо свечек были крашенные под них лампочки. И надо было кидать в аппаратик монетку и тогда одна из лампочек загоралась. Конечно, никогда ничто не заменит, настоящих восковых свечей, но согласитесь, все равно весьма любопытное изобретение.



В Красном костеле на стойках горели настоящие живые свечи, прихожан было мало и они тихо сидели погруженные в себя. И опять мне сложно представить подобное в православном храме, где ты постоянно находишься под осуждающим взором храмовых бабушек. Заходишь, покупаешь свечку, осторожно идешь ставить ее перед выбранной иконой, стараясь не слишком сильно смотреть по сторонам, дабы не получить упрек в том, что пришел не в Церковь, а в музей… Немного постояв уходишь… И нет возможности, как в католическом храме, просто прийти, просто сесть, просто думать о вечном… А если еще и слышны чудесные звуки органа…

      

Увы, мы пробыли в костеле совсем немного. Вышли не через парадный вход, а через дверку в боковой стене. Как раз напротив плебании, которая была построена вместе с костелом.



Посмотрели интересный мемориал «Колокол Нагасаки», который был подарен католической епархией означенного города. В основании мемориала заложены капсулы с землей из Иерусалима, пострадавших в ходе ядерной атаки американцев Хиросимы и Нагасаки, и землей из Чернобыля.

А практически перед самым костелом установлена великолепная бронзовая скульптура Архангела Михаила, святого покровителя Беларуси. Символизирующая победу небесного воинства над силами тьмы. Архангел пронзает копьем пасть ощерившегося крылатого змея. Освящена она была 27 сентября 1996 года кардиналом Беларуси Казимиром Свентком.

      

Богослужение в костеле совершают сейчас на белорусском и польском языках. При костеле существует воскресная школа, обширная библиотека имени Адама Мицкевича, благотворительная столовая, два независимых духовно - художественных театра "Ангел" и "Знич", проводятся выставки, спектакли.



И в завершение своего рассказа хочу сказать, что в июне 2006 года останки Эдварда Войниловича были перевезены из польского города Быдгощ и перезахоронены у стен Красного костела, согласно воле завещания основателя храма.

После посещения Красного костела автобус с нашей экскурсией отправился в сторону Национальной библиотеки, о которой я вам уже рассказывал в прошлых отчетах. Но за тот краткий промежуток времени, который нам понадобился, чтобы до нее доехать, погода резко испортилась и пошел дождь. Что позволило мне сделать несколько симпатичных снимков библиотеки…






Так что плохая погода, это не всегда зло. Да и вспомним известные рязановские строчки: «У природы нет плохой погоды»… Но тем не менее мы довольно быстро ретировались в библиотечный холл, который я запечатлел для истории. Жалко только, что времени на полноценную экскурсию по библиотеке не было, да и не входила она в программу. А было бы весьма интересно посмотреть на читальные залы, внутренние интерьеры и посетить обзорную площадку на крыше. Но, как говорится, другим разом.

     

Когда мы вышли дождь уже почти перестал, но тучи расходиться не думали. Основная часть туристов поспешила к автобусу, а я немного задержался у памятника белорусскому первопечатнику XVI века Франциску Скорине. Кстати, насколько мне известно, за пределами Беларуси, памятники Скорине установлены еще в Праге и в родном мне Калининграде (возле здания Российского государственного университета им. И. Канта). Знаменитый первопечатник учился в Полоцке, затем в Краковском университете, где получил степень доктора «вольных искусств», и наконец, в Падуе, где получает доктора медицины. Известность приходит, когда он начинает издавать христианские книги, в основном Библию, на церковнославянском языке, но в белорусской редакции, то есть с использованием большого количества белорусских слов. Таким образом, его книги были понятны практически всем гражданам Великого Княжества Литовского. Стоит, правда, заметить, что ни православная, ни католическая церковь не признавала самостоятельных переводов Скорины. Сам Франциск же был католиком. Сейчас многие из книг им напечатанных хранятся в Национальной библиотеке Беларуси.

       

От здания библиотеки мы отправились в Верхний город, который считается историческим центром Минска. Остановились недалеко от станции метро Немига в районе площади Свободы (Соборной), с одной стороны дороги была минская ратуша, а с другой высились башенки Кафедрального костела св. Девы Марии. Сначала немного расскажу о ратуше.



В нынешнем виде созерцать ее стало возможно только с 2004 года, так как, по сути, ратуша сейчас - новодел. Дело в том, что минская ратуша, которая была на этом месте раньше была снесена в 1857 году по решению русского правительства за личной подписью Николая I, как не вписывающаяся в план площади… а на самом деле ратуша просто напоминала минчанам о временах, когда Минск обладал магдебургским правом, дарованным городу Великим Князем литовским Александром в 1499 году, а после второго раздела Речи Посполитой (1793), когда Беларусь вошла в состав России, отобранным, в 1795 году.

Первая ратуша была построена практически сразу после получения магдебурского и была деревянной, но долго не простояла и в 1582 году была построена каменная, потом часто перестраивалась и окончательный вид, на основе которого в 2004 году и воссоздавалась заново приобрела лишь к 1797 году. Ее обновили и придали строению некоторые черты классицизма.

Изначально в башне заседал магистрат – местный орган городского самоуправления, а позже здесь был архив, суд, полиция. В начале XIX века здесь разместилась музыкальная школа управляемая известным музыкантом Стефановичем, проводились музыкальные вечера, выступал оркестр. С 1844 по 1851 в ратуше поселился театр, интерьер был красиво расписан живописцем Кураткевичем…

Но вот, с 1851 года пришло время упадка, решение о сносе было принято, но почему-то откладывалось аж до 1857 года. Все это время ратуша стояла забытая, пустынная и одинокая, пока рука палачей не добралась до ее стен…

Но прошло время и вот, уже в XXI веке она снова радует наш глаз и украшает собой город. Многие, конечно, считают, что новодел не может заменить собой подлинное историческое сооружение. Но я все-таки считаю, что лучше так, чем смотреть только на старинные гравюры…

       

На другой стороне дороги красовался Кафедральный костел св. Девы Марии, нижняя половина которого была скрыта от моего фотоаппарата нашим автобусом. Впрочем мы сразу направились в сторону ратуши, и костел как следует осмотреть не удалось, замечу только, что это бывший костел иезуитов построенный в первой половине XVIII века, судьба его тоже довольно интересна и драматична, но об этом в другой раз. Башенки, кстати, в советское время были разрушены, дабы не выделялись, и восстановлены были уже в наше время.



Возле ратуши обнаружилась замечательная скульптура. Одна из работ великолепного минского мастера Владимира Жбанова. Называется она «Коляска для губернатора», что символично, так как дом губернатора располагался совсем недалеко, возле Кафедрального костела. Чтобы быть исторически точным, автор скульптуры лепил коляску взяв за основу ту, что хранится в фондах киностудии «Беларусьфильм».

Идея этой скульптуры созрела еще во время восстановления ратуши и была поставлена примерно в то же время. Стоит, кстати, заметить, что ее копия в 2007 году была поставлена и в городе Долгопрудном, Московской области.

Коляску сразу же оккупировали туристы, преимущественно женского пола. Скорее всего, что они представляли себя в ней не губернатором, но знатными дамами следующими в шикарном экипаже на знатный бал…



Тут же, рядом со скульптурой разместились и различного рода ретро-автомобили, ожидающие, по-видимому, нашествия свадебных парочек.



Затем мы потихоньку стали перемещаться в сторону, православного ныне, Кафедрального собора Святого Духа, проходя мимо довольно симпатичного комплекса зданий бывшего «Гостиного двора», основанного XVIII веке и затем реконструированном архитектором Крамером в духе классицизма. Крамер же, кстати, реконструировал и ратушу.

В подвальных помещениях располагались всякого рода лавки, галантерейные, фруктовые и прочие, на втором этаже буржуйские магазины не для бедной публики, а на третьем была гостиница для именитых и обеспеченных гостей.

Сейчас комплекс «Гостиного двора» восстановлен и каждый имеет возможность оным полюбоваться. Правда восстановлен он, конечно, не полностью в своем историческом виде, как мне кажется.

Из той части здания, что выходит своими окнами на православный Кафедральный собор торчит грузинский стяг, здесь сейчас разместилось посольство означенного государства.



Наконец мы подошли к собору. Спрятав фотоаппарат в сумку, так как в наших церквах фотосъемка не приветствуется, я зашел внутрь. Попал в небольшое помещение где продавали свечки, одну купил и я. Само здание выполнено в базиликальном плане, то есть с ярко выраженными нефами, коих было три, самый большой из них, как водится центральный. Он был почему-то огорожен, и пришлось пройти в левую часть здания, где в маленьком закутке стояли образа и горели свечи, поставил и я свою, за здравие всех родных, близких, и друзей.



Сама церковь была построена 1633-1642 гг., как храм монахинь-бернардинок. А 1652 году был построен каменный монастырский корпус. В 1741 году в монастыре случился пожар, и здания пришлось реконструировать. А еще через сто с лишним лет, в 1852, монастырь упразднили и перевели в Несвиж, но без хозяев храм не остался, с 1860 года он перешел православным и вскоре был освящен как собор Святого Духа, коим по сию пору и является.

       

Из артефактов хранящихся в соборе можно выделить чудотворную икону Божьей Матери, с которой связано много не очень правдоподобных легенд, как то, что сей образ был нарисован апостолом Лукой, затем был сделан с нее список и в Киев этот список привез равноапостольный князь Владимир. Пять веков она была в Киеве, но во время нашествия татаров была украдена и брошена в Днепр, а выплыла в Свислочи, где ее по «сиянию необыкновенному» заприметили, выловили, и с тех пор берегут…

Также в соборе хранятся нетленные мощи святой благоверной Софии Слуцкой. О Софии , княгине Слуцкой, много всего написано, скажу только, что происходила она из очень знатного и богатого рода, потомков великого князя Ольгерда (великого князя литовского) , имела множество земель и отличалась большой набожностью. Муж ее, Януш Радзивилл, был из не менее знатного рода. София, пока была жива, много чего полезного делала для православия, а умерла в 26 лет во время родов мертворожденной дочери. С тех пор и почитается, как святая покровительница больных женщин, готовящихся стать матерями. Ходят слухи, что в 1848 году крестный ход с ее нетленными мощами оградил город от эпидемии холеры…



Впрочем, поскольку в центральную часть храма я не попал, то ни иконы, ни мощей не видел. Кстати, что интересно, в советское время, до войны мощи из церкви были изъяты и хранились в анатомическом музее медицинского факультета БГУ…



Покинув собор я посвятил несколько минут фотографированию окружающих видов и самого храма. Затем направился к нашему автобусу, а по пути мельком глянул на костел монахов-бернардинцев, который расположен по соседству с православным собором. Он гораздо меньше по размеру и более скромный по виду. Также построен в XVII веке в стиле барокко с использованием базиликального плана. В монастырские постройки мужского монастыря входили торговые лавки, трапезная, школа, госпиталь.

Реставрирован костел был в 1983 году. Сейчас в историческом здании разместился архив, а в стенах монастыря притаилась прокуратура…

       

Ну и напоследок немного интересной информации о самих монахах-бернардинцах.

Этот католический орден является ответвлением францисканцев. Носили они темно-серые, иногда коричневые рясы с заплатками, как показатель их нищенства, а опоясывались белым шерстяным шнурком с тремя узелками, которые в совокупности олицетворяли три главных обета: бедности, целомудрия и послушания.

В энциклопедии Брокгауза и Ефрона можно прочитать любопытное описание монахов бернардинцев:

«Бернардинец является одним из самых популярных типов польского монашества, резко отличаясь от прочего черного духовенства. Он набожен и религиозен искренно, без фанатизма, нередко очень образован, хотя нисколько не старается выказывать свою богословскую мудрость, прост, откровения и почти всегда весел, почему и пользуется всеобщею любовью. Для приискания средств своему монастырю разъезжает он в маленькой тележке от поместья к поместью) везде встречая радушный пим, причем делает честь угощению своим громадным, перешедшим в пословицу аппетитом, и сообщив хозяевам все слышанные им по пути новости, развеселив рассказом и остроумным анекдотом, отправляется дальше, получив соответственную средствам хозяина лепту деньгами или натурою. Такие поездки для сбора милостыни в пользу ордена носили название «квесты» (kwesta), а собиратели — «квестарей» (kwestarz) и обеспечивали существование монастыря…»

Наша экскурсия подходила к своему завершению, побывав в Верхнем городе мы, проехав небольшое расстояние, прибыли к острову Мужества и Печали, который еще иногда именуют островом слез...






Островок расположен на Свислочи, и к нему перекинут небольшой горбатый мостик, на котором навешано большое количество свадебных замочков – дань новой традиции. А посреди островка стоит памятник "Сынам Отечества, которые погибли за его пределами".

Он был поставлен 3 августа 1996 г., хотя закладной камень на острове был установлен еще в 1988 году.

          

Памятник выполнен в виде часовни, по образу храма Ефросиньи Полоцкой образца XI века. Внутри часовни, на стенах, выгравированы имена павших воинов-афганцев. Всего 771 человек. У каждого имени лампадка, где можно зажечь свечу.

Часовня имеет четыре алтаря, у каждого своя бронзовая икона. Так на моей фотографии можно увидеть икону "Малітва 14 святых за Беларусь". Это святые которые были канонизированы, как православной, так и католической церквями. В центре иконы – молитва к Господу о сохранении народа от братской невзгоды. Вверху – крест святой Ефросиньи Полоцкой.

          

Внутри часовня расписана библейскими сюжетами. Венчает храм крест, под ним пять небольших колоколов к которым тянутся металлические струны, от центра часовни, где заложена капсула с именами погибших и обращением к потомкам, а также афганская земля и земля с могилок… Говорят, что во время ветров струны гудят, и символизируют голоса павших…

В этой же центральной части часовни, где заложена капсула, мною было увидено большое количество брошенных купюр различного достоинства. С чем связана такая традиция, мне не известно. По всей видимости это своего рода пожертвования.



У входов в часовню бронзовые скульптуры белорусских матерей, которые оплакивают своих сыновей, у впередистоящих в руках светильники, те кто за ними держат иконку, или фотографии, некоторые от горя закрыли лицо руками…

Мостик с островка выходит на Троицкое предместье. Но по нему мы не ходили, ограничившись лишь коротким внешним осмотром. Поэтому и о самом предместье я расскажу весьма кратко.

     

Само поселение возникло здесь где-то в XII-XII веках и долгое время оставалось пригородом города, вплоть до XV века, когда здесь был построен Вознесенский монастырь с костелом святой Троицы, от которого предместье и получило свое название. В том же веке здесь стали строится оборонительные валы, редуты, рыться рвы. А сами дома в предместье были деревянные, практически до конца XVI века. С городом предместье было соединено мостом.

Затем здесь появляется крупный рынок, названный также Троицким, школа, духовная семинария. Люди здесь жили, в основном, среднего сословия: купцы, ремесленники, военные и крестьяне. Из известных личностей позднего времени можно выделить белорусского поэта и публициста Максима Богдановича, который здесь родился. Теперь в предместье существует литературный музей его имени.

Также в предместье некоторое время жила семья Янки Купалы, бесспорно одного из самых известных классиков белорусской литературы.

Сейчас Троицкое предместье это результат реставрации 1982-1985 годов, которая, к сожалению, превратила уникальную застройку XIX века в декоративно-культурный ансамбль, лишенный духа своего времени. Но, тем не менее, позволила сделать в этом месте достаточно привлекательный туристический центр, в хорошем смысле этого слова. Особенно красиво смотрится предместье вечером, при включенной ночной подсветке.

     

В предместье есть сувенирные лавки, музеи, кафе и рестораны. Популярностью пользуется, например, плавучий ресторан на Свислочи, непосредственно перед предместьем.

Перед тем, как полностью завершить экскурсию мы зашли в сувенирную лавку «Галерея ремесел», с обширными коллекциями различных поделок, книг на историческую тематику, картин, различных безделушек. Я лично, на память, приобрел небольшой толстый карандашик выполненный из дерева.

Итак, экскурсия закончена.









Рейтинг@Mail.ru