Главная
Статьи
Форум
Западная Украина (июль 2009) - 03


http://dbartosh.livejournal.com

Оглавление

День 3
22 июля 2009 года
КременецОнишковцыПочаевПидкамень – ночевка на трассе на Броды. Расстояние примерно 120 км. (Тернопольская, Ровенская и Львовская области)

Подъем был ранним (я встал еще до восхода солнца, но, к сожалению, солнце спряталось за тучи и ничего путного снять не получилось). На завтрак – рис с консервой бычков и в путь на Кременец. По пути подхватили хромого деда, который спешил к своей бабьце в районную больницу. Мы вообще старались постоянно кого-нибудь подбирать, если нам было по пути, хотя, таких случаев было не много (народ стопил редко – видимо срабатывал менталитет, что джипы просто так не останавливаются).

Кременец, можно сказать, первый город за наши 3 дня путешествия, который действительно принес наслаждение от пребывания в нем. Действительно есть на что посмотреть. Действительно чувствуется какой-то древний дух.
Первое упоминание про город появляется в 1069 году. Тогда здесь было древнерусское городище с деревянной крепостью на горе высотой 397 метров над уровнем моря. Пребывая во владения Данилы Галицкого, город не был взят ни венграми, ни монголами. Лишь после угасания династии древних украинских правителей, город перешел во владение Литовской державы. В 1539 году город становится собственностью дружины польского короля Сигизмунда I Старого Боны Сфорци д’Арагон. В честь него и названа гора Бона, на которой сегодня остались остатки крепости (вход и въезд на машине туда платный). С горы, при хорошей погоде, можно увидеть золотые купола Почаевской Лавры.
Также в городе очень понравился бароковый костел Святого И. Лойоли и С. Костки и монастырь иезуитов.


Богоявленский монастырь 1760 г.


Коллегиум иезуитов и костел.

Михайловская церковь и ребята «освободители»


Внутри Михайловской церкви.

Рынок


Остатки крепости на горе Бона

После Кременца мы направились в село Онишковцы. В принципе, еще вчера нам говорили про это село, да и в путеводителе значилось, что село Онишковцы находится в Шумском районе, который мы еще вчера проехали. Однако промчавшись село, мы так и ничего не заметили и, в принципе, уже было плюнули на этот факт – ну проехали так и проехали – не в каждое же село заезжать… Все равно особо не планировали посещать это место. Но когда на объездной Кременца мы спросили дорогу на Почаев, люди нам посоветовали все же туда заглянуть и объяснили, что этот скит находится в совсем других Онишковцах – т.е. наш путеводитель врал. Известный в православных паломнических кругах скит святой праведной Анны Свято-Николаевского Городокского женского монастыря находится действительно в селе Онишковцы, но в Дубенском районе Ровенской области (50°10’46.00″С, 25°35’54.43″В), а не в Шумском районе Тернополськой. Пришлось преодолеть расстояние в 20 км по отчасти разбитой дороге (ее как раз ремонтировала бригада рабочих)

Село Онишковцы впервые упоминается в 1570 году. Главной святыней скита является целительный источник святой праведной Анны. По преданию, на месте источника явилась икона святой праведной Анны, которую первыми заметили пастушки. Вскоре все село узнало об этом чуде и собралось на месте явления образа. Икону торжественно перенесли в храм, но на другой день ее там не оказалось: она вернулась на место явления. Осознав, что, возможно, образу не дано было подобающей почести, селяне во второй раз со священниками, отслужив молебен, перенесли икону в церковь. Утром ее снова нашли на старом месте. Тогда все поняли, что святая праведная Анна сама себе выбрала место и не желает никуда переходить. На месте явления иконы была построена часовня, где сохранялась святыня, и с того времени потекла вода из целительного источника.
Мы купаться в этом источнике не стали. Может быть и зря, ведь на улице было очень жарко, а водичка там как раз могла хорошо остудить – температура воды там около +4. Все сделано цивильно – раздевалки, душевые – отдельно для мужчин и женщин. Везде плакаты – как должно вести себя праведным, как правильно крестится, поститься, молиться, одеваться и т.п. Женщины, естественно, купались в платьях и с повязками на голове – никаких пляжных настроений! А мужчинам свои отъеденные животы показывать разрешается…


Окунание

Редко кто так далеко забирался – все таки вода очень холодная…

В 11.15 мы выехали на Почаев. Конечно, Почаевская Лавра поражает своим величием, но сказать, что я прочувствовал это божественное место…нет…не могу…Толпы паломников, толпы туристов…Другой мир…Тем более, что во время нашего пребывания там готовились к визиту вновь выбранного Московского патриарха и эта суета не добавляла прелести.
Впрочем, именно этим это место и интересно – островок московского патриархата среди греко-католической Тернопольщины.
Есть две версии происхождения названия этой местности «Почаев». Согласно одной, так её нарекли переселившиеся сюда монахи Киево-Печерского монастыря по аналогии с речкой Почайной, в которой Владимир крестил киевлян. Согласно другой версии, название местности происходит от слова «початок» – «начало» чудесных свершений, происходивших здесь.
Первое письменное упоминание о городе относится к 1450 г. Однако сам монастырь основали монахи Киево-Печерской Лавры в 1597 г., которые здесь поселились еще после нападения монголо-татар в 1240 г. Тогда нескольким монахам в огненном столбе явилась Матерь Божия. На скале, где она стояла, отпечаталась ее стопа. След от ступни левой ноги Богородицы (называемый в народе «ступка») отпечатался на Божей Горе, что на полпути от Почаева до Кременца.

Жизнеописание Почаевского монастыря наполнено различными чудесами и легендами.
Одна из них рассказывает, что в 1607 году татарский отряд подступил к стенам монастыря и убил одного старого монаха, шедшего в свою обитель, срезав ему голову. Но монах взял свою голову в руки, донёс её до чудотворной иконы Богородицы и только тогда умер.
Согласно другому преданию, в 1674 году один из почаевских монахов, находясь в турецком плену, так усердно молился Пресвятой Богородице, что в день ее Успения был перенесен обратно в монастырь прямо с кандалами.
Ещё одна легенда рассказывает о том, что в 1675 году 50-тысячная армия турков по дороге на Львов попыталась захватить Почаевский монастырь. Однако монахи призвали на помощь Богородицу, которая явилась над монастырем вместе с преподобным Иовом. Турки стали обстреливать их образы, но стрелы возвращались обратно, убивая самих неверных. Турки спешно ретировались, а монахом даже удалось взять в плен нескольких турецких воинов.
В 1704 году мальчик, пришедший на празднование Успения Богородицы, упал в монастырский колодец, но, обратившись с молитвами к Божьей Матери, спасся, схватившись за появившуюся неведомо откуда веревку.
На праздник Успения 1710 года семья из Жовквы принесла в церковь своего больного грудного ребенка. Но по дороге ребенок скончался. Однако после молитв убитых горем родителей перед чудотворной иконой ребенок ожил и выздоровел. Вот и сейчас сайт Почаевской Лавра всем паломникам говорит о «чуде»:  что везде есть эпидемия гриппа, а у них не было, нет и никогда не будет…

Колокольня.


В Успенском соборе

Успенский собор

Ходили мы ходили по церквям и по соборам… Ну думаем, коли тут, то давай уже дотронемся до мощей Святого Иова (Иоанн Железо), который в 1604 году стал игуменом монастыря. Родом он был из семьи православных шляхтичей из-под Коломыи. До этого он 20 лет руководил монастырем в соседнем Дубно. Прожив ровно 100 лет, 28 октября 1651 года Иов Почаевский отслужил Божественную литургию и мирно отошёл к Господу. А почти через 8 лет, по велению киевского митрополита Дионисия Балабана, его тело было извлечено из земли, и оно оказалось нетленным. Тут же он был канонизирован.
В общем, встали мы в очередь…встали на долго. Очередь двигалась очень медленно … мы стояли в ней больше двух часов и не понятно, что нас тут еще удерживало (ведь путь то не близкий еще предстоит, а время теряем), но, воодушевляясь рядом стоящими паломниками, на лицах которых было изображено счастье, граничащее с экстазом от ожидания соприкосновения с чудом, мы решили тоже ждать.
Наконец-то это время настало – мы спустились через узкий проход в пещеру, где сидел Святой Иов. Посидели там немного в темноте и духоте (за целый день там побывало столько людей, а воздух туда практически не поступает!) и поняли, что зря мы туда залазили и зря мы столько времени провели впустую… (кто знает, может и не зря – нам ли знать об этом). Во всяком случае, чуда никакого не произошло…


Очередь паломников


Медленно, но веря в чудо…


Троицкий собор


Ворота Троицкого собора

Нажравшись Отобедав в кафешке напротив Лавры (цены вполне доступные для киевлянина, хотя вместо заказанного борща с мясом подали просто борщ ) мы уже к вечеру (18.45) выехали на Подкамень – последний пункт сегодняшнего дня, расположенный уже во Львовской области. Правда, решив немного срезать путь (по карте вроде неплохая дорога значилась), свернули в такие дебри, что об этом сразу пожалели. Вот уж где мы позавидовали промчавшимся мимо вело-туристам…Набрав воды из колодца в каком-то первом встретившемся нам селе, мы спросили местных мужиков как нам проехать до Каменца. Дорога была, но она была по чистому полю…Оставляя за собой густой шлейф пыли, мы помчались по полям и лугам. Вот уж наверное смеялись изредка встречавшиеся в поле люди – «И куда это москалей завело?» (на машине то у нас московские номера…).

Тем не менее, до Подкаменя мы все-таки доехали (хотя потратили на это вместо 10 минут – минут 30-40).
Подкамень расположен в очень живописном месте, откуда, между прочим, видны купола Почаевской Лавры. В окрестностях посёлка находится 16-метровая скала-останец Чертов Камень. Собственно, именно от этого камня и произошло название маленького поселка.
Однако сначала мы подъехали к монастырю «Происхождения Дерева Креста Господнего», бывшего римско-католического доминиканского монастыря «Успения Пресвятой Богородицы, Креста Господнего, Апостолов Петра и Павла и всех Святых» (во название то!).
И так как солнце уже садилось, то окрашенный в красные оттенки старый кирпич приобретал еще большего мистицизма. С одной стороны, жалко наблюдать за почти разрушенным монастырем, но с другой стороны радуешься, что хоть тому, что уцелело, ты являешься свидетелем (потомки, конечно, могут этого уже не увидеть в такой красоте, если что-то в этой стране не поменяется). Скульптуры на башнях вот-вот упадут сверху, да и сама башня-часовня явно не в лучшем положении находится.


тот самый Камень – и действительно – откуда он тут взялся? Как тут не поверить в сказки?


Перекошенная башня монастыря доминиканцев


Крепостные стены и ров


Казацкое кладбище у камня. Очень энергетическое место…

Дальше мы двинулись к знаменитой скале. Там, взобравшись на самую вершину, уже готовилась местная молодежь провожать закат. В связи с этим пришлось немного покричать, дабы они ушли с кадра…
Очень удивительно наблюдать вот так на отдельно стоящий камень посреди простых холмов. Как тут не вспомнить древнерусские сказания и легенды об идолах. Да и Пушкинская поэма «Руслан и Людмила» тоже всплывает в голове не без повода – вот она голова великана-богатыря, некогда прославленного, но сраженного, оставшегося здесь охранять местность…а то и границы Всея Руси…
И действительно, в окрестностях Подкаменя, у подножия скалы Камень, были найдены фрагменты посуды, которые принадлежат периоду высоцкой культуры раннежелезного времени (XI-VII века до н. э.) и периоду Галицко-Волынского княжества (XI-XIII века). Это свидетельствует об использовании Камня в роли идола, оберега местных жителей и земли от всего злого, а после принятия христианства — в качестве наскального храма-крепости. В западной стороне Камня сделана ниша в форме стилизованного сердца, которая могла использоваться для языческих обрядов. Многочисленные пазы и углубления, которые удерживали деревянные конструкции, напоминают систему застройки карпатских крепостей Тустань и Бубнище. Исследования показывают, что в период Галицко-Волынского княжества на Камне была построена церковь оборонного характера.

Возможно, из славянских времён происходит и древнее название горы, где сейчас возвышается монастырь — «Рожаница». В глубине Рожаницкой горы, к востоку от Камня, находятся две пещеры со следами человеческой деятельности. После заката солнца к нам подошли местные ребята, желая рассказать про историю своего поселения. И более того, готовы были провести в пещеры, вовсе не мистические, а реальные. Они верят, что эти пещеры ведут вплоть до Почаева, хотя, конечно, никто так далеко из ребят туда не заходил – страшно…
Мы же решили подобную экскурсию отложить как-нибудь на другой раз…все-таки пора было искать ночлег…Может зря мы отказались от такой возможности? Кто знает, может за словами сельских ребят действительно таятся еще непознанные знания?

Ночлег мы нашли себе на трассе, где-то в поле в направлении города Броды – будем его завтра посещать или нет – решим с утра. Отбой был поздний – около 22.30. Впечатлений было масса – сон был быстрый…









Рейтинг@Mail.ru