Вологодчина (2014)

zoufik, http://www.chevy-niva.ru/

Отчет о поездке по общему маршруту - Казань – Ярославль – Кириллов - Ферапонтово – Белое озеро – Череповец - Рыбинское водохранилище – Углич – Борисоглебск- Ростов - Казань, которая состоялась с 1 по 4 мая 2014ого года.

На майские праздники было 4 дня подряд и было решено куда-нибудь поехать. Типа как в поход, но на машине. Тяжело было выбрать маршрут путешествия. Начальная и конечная точка маршрута – Казань. На Урале на майские еще лежит снег. Я бы хотел поехать на север и доехать вообще до Онежского озера, но оно все-таки оказалось очень далеко, а поближе в тех местах есть Белое озеро, которое на карте выглядит абсолютно круглым и красивым. Поэтому было решено ехать туда, попутно посещая интересные места, которых на этом маршруте очень много. Первоначально было придумано провести на Белом озере 1.5 дня, но в этом случае последний день был бы очень напряженным по километражу. Еще на карте интересно выглядело Рыбинское водохранилище. Решено было ехать на него тоже.

Машина для передвижения – подуставшая шнива 2010ого года с пробегом около 40 тысяч километров. Состав – 4 человека.

1 мая 2014.

Ранний подъем в 3 утра. Темно, идет дождь. С вечера уже все сложено. Выезжаю в 3-30. Город покидаем в 4-15. Проезжаем Татарстан. Затем въезжаем в Чувашию. Появляется разметка. У нас в Татарстане на федеральной трассе нет разметки. Вот так вот. До Цивильска дорога в три полосы. Уже светло. Машины появились. Обгонять легко. После Цивильска 4 полосы дороги. Затем ремонт дороги, плохая дорога и чудо - второй мост через Суру. Вот в 2000ых мы ездили довольно часто в западном направлении и этот мост все время чинили, ломали, пропускали по светофору. Теперь же 2 моста и 4 полосы. Цивилизация.

Цивилизация длится недолго. Снова 2 полосы. Навстречу очень много машин. Едем не быстро за фурами со скоростью 90 км в час. После Лысково навстречу стало ехать очень много машин. Народ едет по обочинам. Пристраиваюсь за какой-нибудь машиной, потому что тяжко ехать первым по такой дороге. Скоро начинается пробка навстречу. Некоторые пытаются ее объехать по встречной. Ехать некомфортно.

В навигаторе Яндекса народ выезжающий из Нижнего пишет, что уже час стоит в пробке. Проезжая Кстово видим, что пробка навстречу вообще ужасная. Казанские пробки фигня в сравнении с Нижегородскими… Правда, я не знаю, как у нас было 1-го мая утром на выезде из города….

В 9 утра въезжаем в Нижний. Потом едем на Москву. Выезжающих на запад из города много, но меньше, чем было навстречу в сторону Казани. В сторону Москвы едем немного - сворачиваем на дорогу, соединяющую западный выезд из города с северным. Быстро выезжаем на дорогу, которая идет на север от города. Там машин очень много. Встаем в пробку. Стоим и не едем. Все сворачивают куда-то направо. Яндекс показывал, что дорога там есть. Едем туда. Она там действительно есть. Но в одном месте в промежутке между двумя деревнями ее не было. Все ползли там очень медленно. Мы же всех обогнали. Выехали на пустую основную дорогу, въехали в город Балахна и… снова встали в пробку. Объездов не было. Километра 3 ехали целый час. Причиной пробки был железнодорожный переезд, который был открыт, но из-за не очень хорошего качества асфальта на переезде каждая машина очень сильно тормозила и создалась такая пробка. Судя по картам яндекса вокруг этого города строится объезд и это очень хорошо! Из-за такой ерунды столько проблем у людей.

Затем мы выехали на трассу в Иваново. Резко исчезли машины. Исчезли заправки и кафешки. С трудом нашли кафе. Время 12-30. В нем никого. Остановились. После нашей остановки около кафе стали останавливаться машины и туда хлынул народ. Покидали мы полное кафе. Видимо, мы стали сигналом к тому, что типа “здесь можно поесть”. В кафешке было в принципе нормально. Мне в суп положили очень большой кусок мяса. Там продавали кофе, сваренный в турке. После обеда заправились на какой-то стремной заправке на 500р и покатили в Ивановскую область.

После трассы М7 ехать по такой региональной дороге было сначала хорошо, но только вот в Ивановской области асфальт резко ухудшился. Пришлось трястись, но средняя скорость стала выше. На такой дороге как ни странно, часто встречались гаишники. Мы объехали город Шуя по окружной и приехали в Иваново. Там я заправился на заправке “Газпромнефть”. Для меня провинциального жителя она произвела впечатление. Предоплата. Служащий помыл окна и фары. В общем - крутяк. На этом бензине мощность мотора стала чуть меньше, зато уменьшился расход. В принципе, бензин удобоперевариваемый.

Город Иваново, в которым мы с отцом заблудились в 2005ом году при возвращении из Карелии, на этот раз был пройден успешно с помощью того же яндекса. Правда, несколько его рекомендаций мне показались странными. Пару раз мы заезжали на какие-то совсем не центральные улицы. Главное, что город проехали. Время уже пол третьего, а до Ярославля остается всего около 100 километров. Перед Гаврилом-Ямом через два непонятных светофора, стоящих в чистом поле мы поехали по не основной дороге к въезду в Ярославль.

В Ярославле мы забронировали хостел на центральной улице Свободы с парковкой по 400 рублей с человека в 12-местном номере. Дороги в городе после дорог в Ивановской и Ярославских областях приятно поразили. Разметка. Светофоры. Все понятно. Народ гоняет намного быстрее, чем у нас. Я тошнил в центральном ряду (в Казани появилась привычка не ездить в правом ряду из-за автобусных полос). Хостел нашли быстро. Прошли регистрацию (пришлось купить одноразовые тапочки за 50р - взять их я не подумал), положили всякую фигню на “забитых” кроватях и пошли гулять по городу. Время было где-то пол пятого.

Ярославль.

В Ярославле я был третий раз. Впервые я побывал там в 2002ом году со школой, потом был проездом один вечер 2-го сентября 2005ого. Конкретно я мало что помнил про город, но он оставил на меня приятное впечатление. В целом после поездки он на меня снова произвел только положительные впечатления. Город небольшой, но в центре это не чувствуется. Вернее чувствуется, потому что мало машин, мало народу, зато много старинных домов и очень много церквей. Как пошутил Сергей, у нас в Казани на каждом углу супермаркеты, а тут церкви. Правда, потом мы увидели гипермаркет Аура, который построен вокруг церкви и размерами как небольшая улица. Очень большой.

В Ярославле мы прогулялись в центре, посмотрели очень много церквей, прошлись по красивой набережной. Когда я там бывал ее только строили. Везде было очень много народу. Проходившие навстречу люди говорили, что типа вся Москва на 1 мая приехала в Ярославаль. Реально в центре города было очень много припаркованных машин с московскими номерами. А когда пришло время ужинать - многие кафешки были забиты. Например, в кафе украинской кухни “Богата хата” (прямая ассоциация с “пузата хата”) мы вообще попасть не смогли. В итоге поужинали в какой-то отвратной кафешке по нереальным ценам.

Набережная

Еще мы побывали в кремле, хотя вход туда уже был закрыт. Он работал до 8 вечера, а вход закрывался в 7. Мы зашли в 7-15. Даже зашли на башню без билетов, дав тетечке денег меньше чем надо, прямо в руки. С башни было видно очень много церквей. Неожиданно пошел небольшой дождь, и даже была видна радуга.

В итоге мы еще погуляли по вечернему городу. Потом зашли еще в кофейню и попили кофе, доставшийся к нам через 68 рук (я правда пил какао), а потом вернулись в наш хостел. Я сразу вырубился. Все места в номере были заняты. В целом ночь прошла спокойно. Никто не шумел. Не храпел. Не включал свет. Пахло хорошо, хотя в комнате было аж 12 человек. Но как-то все равно было не очень уютно. Из-за того, что в комнате не было окон мне не хватало воздуха. В общем, хостел лучше нереально дорогих гостиниц, но хуже родной палатки )).

Вид с башни

На следующее утро мы встали в 6-30 и были даже не самые первые проснувшиеся, но точно первые уехавшие. В 7 выехали из хостела, заехали в подсмотренную накануне круглосуточную “сушную”, где нас сносно покормили. Там кстати были посетители, которые “наконец-то поедут спать”.

2 мая 2014.

Цель второго дня – город Кириллов.

Мы поехали по трассе в сторону Архангельска. Покрытие дороги очень хорошее. Народ гоняет, не соблюдая скоростной режим. Я соблюдаю. И в деревнях как дурак скидываю скорость. В одной из деревень стоит камера (редкость для этих мест) и я уже не такой дурак. А в другой стоял гаишник и остановил одного водителя, который не соблюдал. В Вологодской области покрытие ухудшается.

Заметил такую особенность. На остановках, где дорога расширяется, впередиедущие медленные автомобили уступают дорогу. Причем легковые тоже. В первый раз когда мне уступили, я удивился. Второй раз тоже удивился. В третий раз принял как должное. А в четвертый уже про себя ругал машину, которая не уступает. Еще из местных особенностей, что если есть знак движение по полосам и с нее можно поворачивать только налево, то автомашины, стоящие на поворот не включают поворотники. Типа нам и так понятно, что туда.

Вологду проехали быстро и даже ее не заметили. Выехали на трассу на Медвежьегорск. Качество асфальта заметно упало, а мы попали в траффик с вологодскими дачниками. Ехать пришлось медленно.

Бензин стал кончаться и я решил заправиться на первой попавшийся заправке. Там мне выдали чек, напечатанный на туалетной бумаги, а бензин лился из цистерны, находящейся на улице. А вечером я заправился на приличной с виду заправке, где мне чек вообще не дали, а пока я заправлялся бензином, ко мне подошел местный житель «Андрюха» на мотороллере, который был очень рад знакомству и то, что на их заправке наконец-то есть бензин. Я думал, что он попросит денег, но нет, он хотел познакомиться и поговорить. Сказал, что он со мной познакомился на случай если побывает в моих краях, то типа у него будет знакомый человек. Правда он не спросил откуда я..

Трасса в сторону города Кириллов из Вологды отвратительного качества. Спасает то, что на ней мало машин. После дачников уже никого не было. В одной из деревень висел знак 40. Впереди меня машина ехала 35. Я ехал за ней. А там стоял гаишник и сёк скорость. Удивительно это было видеть с учетом того, что на дороге почти нет машин, и то, что почти никто правил скорости там не соблюдает.

В Кириллов мы приехали около 11 утра. После вчерашнего Ярославля, где мы ходили в футболках при +20 мы сразу почувствовали холод. Было около +4. Но самое главное – дул отвратительнейший злой ветер. То, что дует ветер, я почувствовал еще на трассе – машину сильно вело в разные стороны при порывах. Правда, вечером я подкачал колеса – у двух колес было заметно пониженное давление 1.3 и 1.4 соответственно. На следующий день машину не вело, но и такого ветра не было.

Кириллов

Утеплившись, мы пошли смотреть Кирилло-Белозерский монастырь. Мне в монастырях больше всего нравятся крепости. И крепость в этом монастыре – что надо. Она очень большая. Внутренний двор там настолько большой, что при желании там могла бы поместиться половина жителей Вологодской области! Я вот посмотрел эти все монастыри и не понимаю, зачем было делать настолько укрепленные крепости и настолько большие.

Вот такие широкие стены. Как на улице.

Мы прогулялись по крепостной стене. Она самая широкая, что я видел. Шире чем у нас в Казани. Намного шире, чем в Нижнем Новгороде. Для посещения открыта лишь небольшая часть стены. Затем мы прошли к самому монастырю, где поднялись на колокольню. Вид оттуда на озеро открывался очень ветреный. Долго мы там не продержались. В музеи на территории монастыря мы не пошли, зато еще немного прогулялись по территории монастыря. Мне больше всего понравились старинные надписи на камнях. Некоторые были закрашены. В общем, мне понравилась крепость этого монастыря. В монастырях я понимаю мало. Поэтому больше смотрю на их крепости. Эта крепость менее укрепленная, чем в Соловецком монастыре, но точно больше и массивнее.

Вид с башни

Время подходило к обеду. Я заблаговременно нагуглил кафешки в этом городе. Приехав в первую, мы обломались. Они обслуживают только тур группы. Во второй кафешке было тоже самое… В итоге мы нашли еще одно кафе, которое было ужасным. Больше всего нас поразило обслуживание.

Там можно взять подносы и встать на раздачу еды. Очевидно, что во всех кафешках сначала берется еда, а потом на кассе оплачивается. Во всех, но не в этой. В этой нужно сначала выбрать что ты хочешь поесть, оплатить на кассе. После чего вам выдадут чек, в котором вместо наименования товара будут стоять единицы. Натурально «1». После этого с этим чеком надо идти на раздачу, где повар по чеку выдаст товар. Причем на наше замечание, как она сможет его выдать по чеку кассирша очень странно на нас посмотрела и сказала, что повар все по цене помнит. Еда в этой кафешке была ниже среднего. Плюс еще там играла музыка шансон про вологодские земли. В общем, вот такая столовая…

Ферапонтов монастырь

Затем мы поехали в Ферапонтов монастырь. По дороге мы увидели знак «Цыпина гора». На этом значке при желании можно разглядеть сноубордиста. Мы по проселочной дороге проехали куда-то в лес. Никакой горы не увидели и поехали дальше…

Скоро приехали в Ферапонтово. Ферапонтов монастырь небольшого размера. Такой милый, домашний монастырь, которых в России тысячи. Заходишь в него и попадаешь в 19 век. Этот монастырь был совсем не популярным, если бы не одно но. В начале XX века там обнаружили, что фрески монастыря принадлежат Дионисию, датированные началом 1500ых годов. Сразу же эти фрески стали реставрировать. Уже в 1924ом году там открыли музей, а сейчас он является памятником наследия Юнеско. Благодаря хорошему микроклимату внутри собора фрески хорошо сохранились.

В музее выдали подробную карту фресок собора. Мы, наверное, целый час их изучали. Красиво и интересно. Каждая картина что-то означает. Очень жаль, что я не понимаю что. Внутри монастыря пришла мысль, что надо почитать книги о том, как расписывают соборы. Но в городе до этого руки не дошли. В общем - фрески очень красивые. Правда, после этого в других соборах я стал внимательнее смотреть на фрески и хочу сказать, что они очень похожи. Уникальность Дионисия видимо состоит в том, что он свои фрески нарисовал более 500 лет назад.

После музея мы немного прогулялись по территории монастыря. Там был платный туалет, для посещения которого нужно купить билет как-будто в музей. Впервые такое видел.

После посещения музея мы поехали в район Липина Бора на берегу Белого озера, чтобы потом поехать по проселочной дороге в сторону Белозерска и встать где-нибудь на берегу озера. Увы, но нашим планам было не суждено сбыться….

Мы благополучно доехали до Липин Бора. Поехали по дороге в Белозерск. На ней надпись - Переправа не работает. Обидно. Ну ладно, едем. Проехали поселок Ухтома около которого я планировал встать. Решили доехать-таки до переправы и посмотреть что там и как. По дороге встретили целую стаю тетеревов. Они летали вокруг машины. Мы попытались их сфотографировать, но не получилось. . Приехали до паромной переправы, а ее действительно нет. Паром не ходит. Погуляли там немного. Сфотографировали затонувшую церковь. Выезда к берегу нормального нет. Дует сильный ветер.

Затопленная церковь на реке Шексна

На обратном пути пытались заехать в лес. Все заезды идут в болота. Иногда получалось проехать метров 10, но там дальше либо было болото, либо свалка. Доехали до Ухтомы. Там обследовали разрушенные церкви. Я впервые видел в разрушенной церкви остатки иконостаса. Между Ухтомой и Липином Бором мы тоже не нашли ни одного нормального заезда к озеру. Был один более-менее, но он был перекрыт шлагбаумом. В самом Липином Бору мы тоже не смогли найти выезд к озеру. В одном месте мы заехали достаточно глубоко в поле, где начинался лес после которого по карте должно быть озеро. Дорога уверенно шла туда. А там.. Даже не свалка, и не болото. А местный “карьер” по добыче местного чернозема. Тут-то я заметил, что земля там очень плодородная. Абсолютно черная. Такую бы землю в места, где солнечно и тепло….) Еще в одном месте в Липином Бору на нашу машину напали собаки. Они гнались за нами, наверное, километра два.

Полуразрушенная церковь в Ухтоме

Иконостас

Мы поехали обратно в сторону Кириллова с тем планом, что заедем куда-нибудь в лес и там переночуем. Благо у нас с собой было целых 20 литров питьевой воды. В итоге мы заехали в лес в районе реки Ухтомы. Немного покружились по проселочным дорогам и в итоге сумели доехать аж до берега речки. Около нее была большая поляна на которой валили лес и будка на которой, видимо, сидели надсмотрщики над теми, кто валил лес. Еще была небольшая запруда. Когда мы туда приехали было уже 9 вечера, но темнеть даже не начинало. Пошел небольшой снег. Мы поужинали. Даже сделали костер. Легли спать где-то в 12 ночи. Как раз немного стемнело. В общем, Белое озеро к себе не подпустило. Почему-то на фотографиях и в отчетах в интернете народ до него добирался и не писал про то, что туда нет дороги.
3 мая 2014.

Встали и выехали в тот день поздно. Поехали обратно к Кириллову. Ближе к этому городу начался довольно сильный дождь. Въехали в Кириллов. Я поехал по указателям на Череповец и Белозерск. Затем на одной из развилок я свернул по указателю на Череповец. Я все ждал, что дорога кончится и будет паром через Шексну, но его не было и не было, а потом случился мост через реку и, я понял, что мы поехали не туда. В общем, когда мы поняли, что что-то пошло не так, мы были уже почти в Череповце. Так что в Белозерск решили не ехать. Не повезло нам в этой поездке с паромами…

Череповец

Зато мы заехали в Череповец. Прогулялись по центральной улице - Советский проспект. Дошли до церкви в конце улицы. Потом пошли обратно. Для меня было откровением то, что Череповец старинный город. Я как-то думал, что там только заводы и трубы, а оказывается, что городу много лет и центр города милый. Старинные дома. Красиво.

После этого мы поехали на Рыбинское водохранилище ночевать. До берега ехали сначала по полю, потом по лесу. В конце было небольшое болотце, которое я благополучно переехал и как-то забыл.

На Рыбинском

На самый берег, где песок мы не выехали, но это было и не нужно. Как ни странно, на берегу было довольно много рыбаков. Мы даже не сразу встали на ночевку из-за них. На всякий случай опасались. Они не были похожи на рыбаков. Стояли 19 человек около машины без удочек. В итоге, оказалось, что они ждали моторку. В общем, после того как они уехали точно решили вставать на ночевку. Рыбинское водохранилище очень красивое. Выглядит как море. Закат был довольно поздно и сразу в воду. В общем, вечер был самым приятным впечатлением от поездки. Снова пили воду, которую взяли с собой - из водохранилища пить не получилось бы.

На Рыбинском на закате

На Рыбинском в сумерках

4 мая 2014

Следующий день предстоял быть тяжелым. Встали очень рано и в 7 утра выехали. Надеясь, как можно быстрее добраться до Углича. Но… вчерашнее засадное место оказалось несколько сложнее, чем показалось вчера. Вчера мы его преодолевали под гору, а сегодня немного в гору. Колея была настолько размокшая, так что машина туда проваливалась и садилась на пузо. Проехать можно было только не в колее. Но при проезде обратно была проблема в том, что в одном месте надо ехать слева от колеи, в одном узком месте переехать ее и ехать справа. Сначала я нормально ехал слева, а потом при переезде провалился в колею. Пришлось ехать задним ходом очень много обратно по колее, увеличивая грязь. Посадив жену за руль, изрядно протолкав, и кладя ветки под колеса мы сумели вернуться в изначальное положение- левее колеи. Поняв, что так легко колею не проскочишь мы положили сухие деревья в колею и легко ее переехали. Надо было так с самого начала сделать. В 7-30 выехали на трассу. Машина была жутко грязная

Эта грязь проехала больше тысячи километров.

Красивый Рыбинск. Жаль, что в нем не пробыли долго

У нас была идея заехать в город Мышкин, но первую остановку мы сделали в Рыбинске. Город из окна машины настолько понравился, что мы сделали пару кадров. Потом я там заправлялся на заправке газпромнефть, но на этот раз заправщики настолько брезгливо смотрели на грязный автомобиль, что мне больше не захотелось там заправляться. Мы двинулись в Мышкин. Благо по карте он был близко, но на подъезде к городу нас ждал снова “паром”. Было рано. В городе еще не были открыты музеи и поэтому, мы поехали в Углич.

Углич

Казанская церковь в Угличе

В Углич мы въехали не с парадной стороны города. Поэтому не было указателей. Ничего. Яндекс навигатор не знал, куда нам ехать. В итоге мы сделали так - проехали весь город. Развернулись - стали въезжать туда с парадной стороны (Москвы и Ярославля). Увидели и указатели и карты города. Легко нашли центр!

Время было чуть больше 9-ти утра. Воскресенье. В церквях шли службы! Интересно. Но сам город не особо показался интересным. В 2002ом он мне тоже не особо понравился. Вроде в городе все есть, но он какой-то не обустроенный. В общем, в этот город отдельно ехать смысла нет, а вот заехать по пути - вполне нормально. Там мы сходили в музей с очень странной системой. Типа есть 5 мест для посещения, а можно взять сколько-то их них. Причем цена за 1 очень большая, а потом прибавка идет примерно по 10 рублей за посещение. Мы взяли 3. И зря потеряли время. В этих музеях особо ничего не впечатлило.

Это царские палаты в Угличе. Их сложно сфотографировать красиво. А ведь это главная достопримечательность города!

Борисоглебск

Потом мы выехали и Углича и поехали по дороге в Ростов через Борисоглебск. По дороге мы проезжали село Улейма с дороги увидели монастырь и решили в него зайти. Он действующий, старообрядческий и очень крутой. В нем чувствуется вот эта настоящая монастырская жизнь. В других монастырях - монахи кажутся какими-то чужеродными элементами среди туристов, хотя казалось бы должно быть наоборот А в этом монастыре я даже не доставал фотоаппарат и мне было немного некомфортно там находиться - будто бы подсматриваешь за чужой жизнью (перед тем как туда зайти мы спросили разрешения можно ли). Таня даже сказала, что хотела бы там пожить.

Останавливаться в Борисоглебске мы не хотели, но проезжая мимо него, мы поняли, что не можем его пропустить.. Мне монастырь в этом городе очень понравился. Внутри монастыря будто попадаешь в старину. Фотографии оттуда, словно как раскрашенные фотографии XIX века. Единственное, что мне не понравилось в Борисоглебске – это то что часть монастырской стены отдана магазинам. Т.е., чтобы местному жителю что-то купить надо пройти в центр города и зайти в магазин внутри стены. Очень необычно. Борисоглебск – наверное, самое больше мое потрясение из поездки со знаком плюс! Я даже раньше и не слышал про такой город.

Ростов

Потом мы попали в Ростов Великий. Этот город очень известный и туристический. Мы там побывали сначала в каком-то новомодном монастыре. Как всегда залезли на башню. Красиво, но как-то не то. Запомнилось там, что монах ловил рыбу в мелком пруду.

Затем мы поехали уже в основной монастырь. По дороге заехали пообедать. Нашли где поесть с трудом – в одном заведении готовят час, в другом все занято опять группами. В итоге сели есть. Ели долго. Тане забыли принести одно блюдо.

"Не тот" Ростов

Потом побывали в Ростовском монастыре. Он, конечно слишком популярен, но зато самый цельный и там знают как работать с туристами Там нормальная система покупки билетов и есть интересный маршрут по стене, где идешь по ней и заходишь во всякие типа музеи. Причем в них можно фотографировать. Что не понравилось – внутри монастыря есть кофейни, бильярд (не уверен), кинотеатр (тоже не уверен). В общем, покинули мы Ростов примерно в 4 часа вечера и поехали в Казань, до которой оставалось еще около 800та километров! Мы еще планировали заехать с Суздаль, но уже поняли, что совсем в него не успеваем.

«Тот» Ростов

Дорога домой

Из Ростова навигатор яндекса показал очень странную дорогу. Получилось почти как в той рекламе, о том что телефон с картами понадобится лучше, чем с кнопками. Телефон с картами может в такую глушь занести!!! В итоге мы сначала поехали до города Тейково. (изрядно поплутали в нем), оттуда поехали на юг в сторону Гаврилово-Посада, а оттуда уже через озеро Рубское на трассу Владимир – Иваново. Честно говоря, дорога через озеро была ужасной – разбитый асфальт!

Трасса Владимир-Иваново показалась нам очень загруженной после стольких дней путешествий по пустынным дорогам. Потом мы свернули в сторону Нижнего и по привычной трассе Москва-Казань поехали домой. Из того, что запомнилось в этой дороге:
– На повороте на Ковров на светофоре в 7 вечера была пробка в сторону Москвы! Я думаю, что эти люди в Москву попали позже, чем мы в Казань, хотя нам ехать почти в два раза больше.
- поужинать заехали в Нижегородский макдональдс в Автозаводском районе. Автозаводской район очень похож на наш авиастроительный район. Мак украшен фотографиями всяческих «Волг»
- Ночью ехать получается быстро. Мало машин. На федеральной трассе везде разметка и хорошо стоят знаки. Практически не надо включать дальний, потому что все-таки машин не настолько мало….
- Если днем почти все соблюдают правила, то ночью все едут, как хотят. Обгоняют через сплошную только так. Но кстати ночью на трассе стоит очень много гаишников. Правда, их легко заметить, стоят они только на освещаемых участках.
- В Нижегородской области и Чувашии пешеходные переходы ночью освещаются! Это мегакруто!!!

Домой мы приехали в 3 часа. Пока я ложился спать, уже начинало светать. Общий километраж поездки составил 2680 километров. Расход топлива 9.4 литра на 100 километров, а расход денег на бензин – 9661 рубль. На четверых не дорого. Мне очень понравилось так ездить! Хочется еще, жалко только, что за 2 выходных дня много куда не успеешь съездить, а целый отпуск на автомобильное путешествие тратить жалко.